Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Зачем нужны начальники?
Андрей Бондаренко
Как часто подчиненные задают подобный вопрос … Но было бы лучше, если бы этот же вопрос задавали себе руководители, тогда, возможно, он исчез бы из обихода. В самом деле, ведь если начальник - грамотный и хороший специалист, заботящийся о коллективе, то глупых мыслей ни у кого не возникает. Как же стать нужным и любимым?
Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, Наверняка этим вопросом задавался каждый из руководителей. Искал и я свой ответ на этот вопрос, анализировал работу многих руководителей. Одни просто передавали команду сверху вниз подчиненным, другие неимоверно усложняли поставленную задачу и т.д. Когда сам стал руководителем, то начал прислушиваться к своим ощущениям, испытывать сомнения, открывать для себя что-то новое. Исходя из моих наблюдений, я выработал пять правил, по которым должен строить свою работу руководитель: 1. Ставить задачу подчиненным. 2. Осуществлять мониторинг выполнения задачи и контролировать результат. 3. Обеспечить свое подразделение необходимыми для выполнения задания ресурсами. 4. Учить своих сотрудников. Обеспечить их профессиональный рост. 5. Подготовить себе преемника. На первый взгляд, эти пять правил кажутся несложными. Давайте более подробно рассмотрим, что должен делать руководитель, чтобы реализовать их на практике. Ставить задачу подчиненным Мало поставить подчиненным задачу, необходимо еще убедится, что им понятно, каким должен быть конечный результат. Все люди понимают и мыслят по-разному, но конечный результат должен быть именно таким, каким видит этот результат руководитель. И задача руководителя объяснить своим людям, каким он должен быть. Часто поставленную задачу нужно разбивать на подзадачи и поручать их выполнение разным людям. Иными словами, выполнение одной задачи зависит от деятельности 2-х и более человек. Именно руководитель принимает решение:
Для того чтобы поставленные руководителем задачи выполнялись без промедления, руководитель должен быть авторитетом для своих сотрудников. Помимо «погон», было бы неплохо, если бы руководитель обладал харизмой и был признан опытным экспертом в своей области. Когда подчиненный не видит, за какие достижения вас назначили руководителем, он будет сопротивляться (внутри себя, а может и публично) поставленным вами задачам. Высшим пилотажем менеджерского искусства считается умение заставить подчиненного видеть в интересах компании и свои собственные личные задачи. Осуществлять мониторинг выполнения задачи и контролировать результат Сначала я хотел разделить мониторинг и контроль, но, подумав, оставил их вместе, так как мониторинг - это форма контроля. Поставив задачу, руководитель должен продумать, каким должен быть промежуточный результат. Если промежуточный результат не соответствует запланированному, значит что-то идет не так. Возможно, в работу подчиненного нужно внести какие-то коррективы. Не исключено, что придется корректировать и саму поставленную задачу. Сроки выполнения поставленной задачи - на совести руководителя. Контроль сроков очень важен для руководителя. Поэтому необходим промежуточный мониторинг и по временному фактору. Например, в 8-00 вы дали задание рабочему выточить деталь к 10 часам. В 9 часов вы приходите посмотреть, что сделано, а там, как говорится «конь не валялся». Рабочий с радостью докладывает: «На складе нет металла нужной марки». Тут руководитель должен подключиться и добыть ему либо эту марку металла, либо согласовать с технологами применение другой марки. Что бы было, если бы не предварительный контроль? Правильно, мы бы узнали о проблемах, когда нужно предоставлять результат. Иосиф Сталин говорил: «Если руководитель не может решить проблему, он сам становится проблемой». Проблемой становятся руководители, которые не могут поставленную задачу выполнить в срок. Обеспечить свое подразделение необходимыми ресурсами Если говорить о примере, где рабочему дается задание выточить к 10-00 деталь, то руководитель предварительно должен был знать:
И только убедившись, что у рабочего есть необходимые для выполнения ресурсы, ставить задачу. Говоря о ресурсах, я имею ввиду не только материальные. Мощным ресурсом является и поддержка руководителем инициатив работника. Ресурсом является и признание действий коллектива «наверху». Да-да… Начальник должен пиарить своих подчиненных, а также успешное выполнение поставленных задач во вверенном ему подразделении перед вышестоящими руководителями. Доверие и расположение вышестоящего руководства поможет оперативно решать возникающие проблемы с ресурсами. Отсюда вывод: признание коллектива вышестоящим руководством - тоже ресурс, который должен обеспечить линейный руководитель. Египетских фараонов учили с детства: «Никогда не отдавай приказ, если сомневаешься, что у подданных есть все необходимое для его реализации». Учить своих сотрудников, обеспечивать их профессиональный рост Учить это значит:
Цель любого руководителя - воспитать сотрудников, которым можно делегировать задачу любой сложности. Попробую вкратце рассказать, что нужно сделать, чтобы воспитать сотрудника, который сам структурирует задачу, ставит для себя сроки выполнения и, по возможности, сам решает проблему с ресурсами. Изучив множество методик, я остановился на методике Кеннета Бланшара, описанной им в книге «Менеджер за одну минуту». Бланшар предлагал делить сотрудников на четыре категории, но на практике между второй и третей категорией была почти невидимая грань, и я, не мудрствуя лукаво, решил стереть ее. Хоть я и упростил методику гуру менеджмента, на результатах это ничуть не сказалось, поэтому в развитии сотрудников я руководствуюсь следующим. Всех работников условно я разделил на три категории, руководствуясь их желанием и возможностью выполнять поставленную задачу:
Как вы уже догадались, идеальным сотрудником считается РЗ, который хочет выполнять поставленную задачу (мотивирован) и знает, что нужно сделать для выполнения задачи (компетентность). Задача руководителя - вырастить и воспитать именно таких сотрудников. Определить, к какой из указанных выше категорий относится ваш подчиненный, несложно, достаточно обсудить следующие темы:
В этой таблице я привожу детальные характеристики каждой из трех категорий сотрудников
Определив, к какому типу относится тот или иной подчиненный, предпринимайте действия (Внимание: для каждого типа свои!!!) указанные в таблице ниже.
Р3: ведущая функция - постановка целей. Р2: ведущая функция - мотивирование и контроль. Р1: ведущие функции - постановка задач и обучение. Еще раз обращаю внимание: цель руководителя - воспитать именно работника Р3. Такой работник уже частично начинает решать управленческие задачи, потихоньку примеряя на себя шкуру начальника. Такой работник, скорее всего, станет преемником. Руководитель должен быть носителем тех ценностей, которые проповедует его организация. Глупо требовать от людей опрятного, делового вида, если их руководитель... ну вы поняли. Подготовить себе преемника Это действительно очень важно. «Наверху» должны знать, что вы подготовили себе замену и теперь ваше подразделение может продолжать решать поставленные задачи и без вас. Это показатель профессионализма руководителя и сигнал «наверх»: «Я справился с поставленной задачей, готов к более ответственной работе». Еще один важный момент. Я считаю, что каждый руководитель должен «пиарить» не только свое подразделение, но и своего руководителя. Рекламируя шефа, бойтесь скатиться до банальной лести. В пропаганде собственного шефа есть и стратегический ход - он уйдет на повышение, а вы займете его место. Распространенные ошибки руководителей Божественность руководителя. Уж очень любят грешить этим в «азиатской» России. Пословица «Я начальник - ты дурак» - девиз таких руководителей. Начальник, который считает себя «божественной особой», настолько высоко улетает вверх, что отрывается не только от коллектива, но и от реальной действительности, которая со временем обязательно выйдет у такого руководителя из-под контроля. Наиболее емко по этому поводу сказал гениальный авиаконструктор Андрей Туполев: «Руководитель - это такая же должность, как слесарь, дворник, уборщица, только со своими должностными инструкциями и мерой ответственности». Незаменимость. Многие руководители пытаются показать свою незаменимость на своем посту - и остаются на нем до выхода на пенсию. Никто не наносит организации такой урон, как «незаменимые» люди, т.к. рано или поздно замену нужно искать, а на это уходят ресурсы организации. Кроме того, «незаменимые люди» сами приковывают себя цепями к текущему рабочему месту. На их дальнейшем развитии и карьере можно ставить крест. Копать до руды. Когда информации достаточно для принятия решения, вовсе не обязательно «копать до руды». У меня был руководитель, который требовал расчета доли рынка нашей компании до сотых единиц процентов. Хотя задача стояла выявить тройку лидеров на рынке. У одной компании было 37%, у другой 21%, у третей 15%. Лидеры выявлены, задача выполнена, зачем такая точность? Эта точность стоит компании дополнительных ресурсов. Свой парень. Самая распространенная болезнь среди неопытных, начинающих руководителей. Такой руководитель не делегирует, он самостоятельно делает работу исполнителя. Руководителю кажется, что сам он быстрее и качественнее сделает работу, нежели его подчиненные. Многие начинающие руководители считают нужным доказать подчиненным, что руководитель по-прежнему в «форме», что руководитель-новичок не зазнается и не чурается рядовой работы. Эту ошибку допускают многие молодые руководители. Допускал ее и я, беря немалую часть обычной работы на себя. Мне казалось, что гораздо проще все сделать самому, чем объяснять, учить кого-то, что нужно делать. Со временем это привело к тому, что я «зашивался» и ничего не успевал, в то время как мои подчиненные были недозагруженны работой. Я понял, что работаю за своих подчиненных и начал осваивать азы делегирования и передавать подчиненным свой опыт. Люди перестали прохлаждаться и были загружены работой, а у меня появилось время на решение стратегических вопросов и самообразование. Ругать при других руководителях подчиненных. Рассказывая на совещании, какие у вас «бездари» подчиненные, вы трезвоните на весь мир, какой вы бестолковый руководитель, который не может организовать работу в подразделении. Если вы не знаете, как организовать работу, не надо скидывать вину на подчиненных, а подойдите и посоветуйтесь с опытными коллегами-руководителями. Боязнь наказывать. Наказание - это тоже форма мотивации. Но наказание подчиненного - это еще и психологический дискомфорт для руководителя. А мы все стремимся к душевному равновесию. Однажды мне буквально на голову сел мой подчиненный, который был к тому же моим другом (мы дружили семьями). Он приходил на работу с опозданием, задерживался с обеда и к работе относился спустя рукава. В коллективе начался «ропот», стали поговаривать о двойных стандартах. Беседы по душам ни к чему не привели, и я принял решение депремировать своего друга. Он затаил обиду и продолжил раскачивать лодку. Я поставил вопрос о выговоре с последующим увольнением. Конечно, мне было тяжело, я не спал ночами, переживал, и к тому же на меня был мощный прессинг со стороны домашних (напомню, мы дружили семьями, и его супруга жаловалась моей жене и моим родителям на мою жестокость). Было трудно, но я стоял на своем. Он исправился, но две недели мы с ним не разговаривали. Спустя годы мы продолжаем дружить семьями, а он с благодарностью вспоминает ту науку. Наказание - это форма обучения, а обучение одна из основных обязанностей руководителя. И в заключение о пресловутых кнутах и пряниках. Кнут (санкции в порядке усиления): 1. Невербальная реакция руководителя (непосредственно в момент совершения проступка). 2. Устное замечание (один на один). 3. Критическая (воспитательная) беседа. 4. Публичное замечание. 5. Письменное замечание (в приказе, объяснительная записка). 6. Критика в корпоративных СМИ. 7. Дисциплинарное взыскание (выговор). 8. Лишение части премии, штраф. 9. Лишение льгот (отпуск зимой, перевод на работу в другую смену и проч.) 10. Ограничение полномочий. 11. Отстранение от работы. 12. Перевод на работу с более низким статусом или заработком. 13. Исключение из кадрового резерва. 14. Увольнение: - с «открытой датой». - по собственному желанию (по соглашению сторон); - по статье («по недоверию»); - «с черной меткой» (извещение кадровых агентств города о проступке сотрудника). 15. Возбуждение уголовного дела и возмещение материального ущерба. Пряник: 1. Похвала за прогресс 2. Поощрение 3. Благодарность, публичное признание заслуги 4. Корпоративное поздравление с Днем Рождения 5. Выслушивание проблем 6. Личностная поддержка 7. Интересоваться мнением 8. Совместное обсуждение (участие) в постановке целей, принятии решения, формулировании задания 9. Делегирование полномочий и ответственности 10. Содействие в продвижении решений и инициатив 11. Поощрение инициативы 12. Возможность попробовать, разрешение риска 13. Обучение по инициативе подчиненного 14. Сделать наставником новичка 15. Материальное стимулирование 16. Создание более комфортных условий работы 17. Кредитование 18. Повышение статуса 19. Статусные «штучки» 20. Карьерный рост (повышение в должности). 21. Перспектива роста, включение в кадровый резерв 22. Исполнение обязанностей руководителя 23. Постановка амбициозных целей 24. «Горизонтальная карьера», ротация 25. Различные номинации («лучший по кухне», напр.) 26. Свободный график 27. Сокращение контроля 28. Неформальные встречи с руководителем |