Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Частное соединение
Фото: ИТАР-ТАСС 60 лет исполнилось кинорежиссеру Павлу Лунгину Павел Лунгин окончил отделение математической и прикладной лингвистики филфака МГУ имени Ломоносова, а киноремеслу учился у Георгия Данелии и драматурга Михаила Львовского - их мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров он окончил в 1980 году. Прежде чем поставить свой первый фильм в 1990 году, он писал сценарии - про конец императора тайги, про все наоборот, про капитана Соври-голову. Ему повезло родиться сыном Лилианы Лунгиной, открывшей русскому читателю Астрид Линдгрен, ее Карлсона и Пеппи, и драматурга Семена Лунгина. Лунгин-старший вместе с Ильей Нусиновым описывал похождения мелкоты в лучших фильмах о ней - "Внимание, черепаха!" и "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Отсутствие высокопарной и заунывной меланхолии в кино Павла Лунгина обусловлено едва ли не генетически. Витальный, умеющий ценить эмоциональность и темперамент не ниже интеллекта и, похоже, неспособный брюзжать по принятым в отечестве поводам, режиссер представлял наше кино на Западе. Каннский кинофестиваль отметил призом за лучшую режиссуру дебют Лунгина - фильм "Такси-блюз", а спустя 10 лет - актерский ансамбль "Свадьбы". А нынешней весной его "Царь" участвовал в каннской программе "Особый взгляд". При желании из его фильмов можно извлечь генеральную линию, но точнее будет сказать, что Лунгин всю жизнь снимает разное кино, осознанно к тому стремясь. Его привязанность к эксцентричным мужским союзам в "Такси-блюзе" и "Луна-парке", где искрили между собой саксофонист (Петр Мамонов) и работяга (Петр Зайченко), где притирались друг к другу, куражась, едва знакомые друг с другом отец и сын, не мешала Лунгину решать в обоих фильмах непохожие задачи. "Линия жизни" с заезжим французом в главной роли, казалось, еще поддерживает репутацию Лунгина - этакого ретивого понтифика, наводчика мостов между Востоком и Западом, остроумного переводчика географии в культуру, а варварских укладов - в просвещенные обычаи. Но уже и "Олигарх", и "Свадьба" меняли территорию интересов, впрочем, не меняя приоритетов их автора. При переносе на экран книги Дубова "Большая пайка" у эпохи первоначального накопления нового российского капитала оказалось по лунгинскому обыкновению человеческое лицо. В "Свадьбе" же он перевел классическую традицию изображения национального характера из жанра скверного анекдота в формы свободного повествования, получив тем самым вполне удовлетворительный лирически-оптимистичный результат. Жанровые намерения Лунгина, как правило, оказываются наиболее человеколюбивыми и предназначенными зрителю в нынешнем российском кино, будь то одиссея современного Остапа Бендера "Бедные родственники" или исторический блокбастер "Царь". Даже наименее удачные работы Лунгина - "Дело о "Мертвых душах" и "Ветка сирени" - не заслоняют того факта, что одной из органичных постановок десятилетия оказался именно его "Остров", фильм о вере блаженных и неисповедимости Божьих путей с выдающимся присутствием в кадре Петра Мамонова. Увлекаясь допущениями, не отвергая субъективности, Лунгин не занимается поиском фундаментальной истины, но дает волю правдам партикулярным, частным. Таковой в современном обществе выглядит и правда верующего человека, реализующего в своих конфессиональных взглядах сугубо личную ответственность. Вероятнее всего, именно частности, столь уважаемые Павлом Лунгиным, и есть та материя, из которой как раз и мог бы прорасти порядочный мейнстрим, объединенная зона кино. Актриса Марина Голуб: "Он всегда идет от актера, всегда слышит актера" Павел Семенович - мой любимый режиссер. Это человек удивительных качеств: таланта, ума, интеллигентности, интуиции - всего, что свойственно большому режиссеру. Как это присуще большому, красивому уму, он человек с большим чувством юмора, поэтому ему даются как ироничные картины на грани сатиры, так и глубокие фильмы, исторические осмысления. Пример - картина "Царь". Исторический эпос - не самый легкий путь для режиссера, особенно когда рассказываешь историю нашей страны. Это очень глубокая работа и огромная боль в сердце за то место, где ты живешь. Я счастлива, что мне выпала честь работать с Лунгиным. Я всегда жду от него предложений. В двух его картинах ("Свадьба" и "Бедные родственники") у меня были небольшие, но очень симпатичные роли. Лунгин дает возможность импровизации, и он всегда идет от актера, всегда слышит актера. Я очень его люблю и желаю ему только одного - невероятного здоровья, чтобы он смог исполнить свои творческие и жизненные мечты. Актриса Наталия Коляканова: "Он не только воплощает сценарий, но и придумывает его" Мы впервые встретились, когда Лунгин еще не был режиссером, а был сценаристом. Я играла в спектакле "Шесть персонажей в поисках автора", и в одной из сцен моя героиня усаживалась на колени к мужчинам, сидящим в зале. Лунгин был одним из них. Приглашая меня на роль в "Такси-блюз", он напомнил эту историю и сказал, что хочет снимать именно меня. Это было его первое кино. Лунгин во время съемок отнесся ко мне с таким доверием и любовью! Для актера это очень важно. В фильме "Свадьба" он дал мне всю роль на откуп и только успевал снимать то, что я предлагала. Потом я снималась у него в "Бедных родственниках" и в "Олигархе". Вся прелесть режиссуры Лунгина в том, что он не только воплощает сценарий, но и сам придумывает его. Делает это во время работы, буквально на ходу может изменить финал картины, как в "Бедных родственниках". Я еще не смотрела фильм "Царь", но мой сын Данила посмотрел, ему понравилось. Очень рада, что молодежи нравится кино, которое создает Лунгин. |