Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||||
Александр Шохин: нет системности ни в экономических мерах, ни в их изложении для общества
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в статье, написанной специально для "Денег", продолжает дискуссию о путях выхода российской экономики из кризиса. По его мнению, главное на нынешнем этапе - чтобы государство четко определилось, кому именно и на каких условиях оно будет оказывать поддержку и что оно потом будет делать с полученной в обмен на эту поддержку собственностью. Александр Николаевич Шохин родился 25 декабря 1951 года в Архангельской области. В 1974 году окончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова, доктор экономических наук, профессор. В 1991-1994 годах работал заместителем председателя правительства РФ; одновременно занимал посты министра труда и занятости, министра экономики, председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. В 1998 году был заместителем председателя правительства РФ по финансово-экономическим вопросам. В 1994-2002 годах - депутат Государственной думы трех созывов; занимал посты первого заместителя председателя Госдумы, руководителя думской фракции "Наш дом - Россия", председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. С 2005 года - президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Картина кризиса Деловой климат в России ухудшился. Это данность, с которой нам придется работать в ближайшие годы. При этом невозможно оправдываться лишь макроэкономическими показателями и пенять исключительно на мировую конъюнктуру, архитектуру и глобальное потепление. Привычная версия "Мы не виноваты, это они первые начали" - не для взрослой критики. Уже первая половина 2008 года не давала нам особых оснований для оптимизма. Отсутствие реальных стимулов для инвестиций, "никакая" инфраструктура, нехватка кадров нужной квалификации - вот основные характеристики последнего "тучного" полугодия. Те очаги оптимизма, которые были найдены в ходе анализа делового климата в 2007 году,- тенденция к решению проблем бизнес-сообщества в суде, отдельные реализованные меры по улучшению налоговой системы - не меняют общей картины. Наше движение вперед было неприемлемо медленным - "спокойная гавань" не успела возвести необходимые защитные барьеры, и даже наоборот, ряд водозаборов был разобран на политические нужды. Во второй половине прошлого года мы все были вынуждены пуститься в плавание, но при этом складывалось впечатление, что на борту нашего корабля написано гордое Titanic. Нас постоянно бросало из крайности в крайность: то мы гордо и молча тонули, избегая говорить не только про айсберг, но и про лед в бокале, то вдруг начинали кричать, что кризис в России окопался навечно, все плохо и скоро нас накроет вторая волна проблем. Мы серьезно потеряли в имидже, в том числе из-за "креативной" информационной политики, которая подбрасывала все новые и новые страшилки инвесторам и бизнесменам. Вопросы без ответов Посмотрите на самое закрытое для дискуссий социальное ведомство. Все ключевые министерства готовы обсуждать антикризисную политику, слушать аргументы бизнеса, кроме социального policymaker. Policymaker оказалось не ведомство, а премьер-министр. Во всем мире основной принцип выхода из кризиса - создание системы мотиваций для бизнеса и экономики. У нас же до сих пор принимаются решения по "антистимулам". Понятно, что наиболее чувствительные вопросы в условиях кризиса - социальная сфера, безработица и т. д. Никому не хочется пугать общество страшными прогнозами. Но не надо и бизнес пугать грядущим ростом налогов - лучше от этого социальной сфере точно не станет. Для нас очень важно, что председатель правительства РФ поддержал позицию бизнеса - мораторий на повышение ЕСН до 2011 года. Но почему эти же аргументы (компании физически не смогут найти лишние деньги на налоги, а значит, реальные последствия увеличения ЕСН - рост безработицы или снижение зарплат) не воспринимались профильным ведомством, которое лучше, чем кто бы то ни было, знает о реальной ситуации? Мы не можем и не должны каждый ведомственный вопрос вытаскивать к премьер-министру. Нужна формализованная площадка для дискуссий и механизм экспертизы проектов нормативных правовых актов. И процесс создания антикризисной программы правительства это доказал. Эта антикризисная программа, с одной стороны, - замечательный и позитивный документ, важный для бизнеса. С другой стороны, в нем, как всегда, не хватает четкого плана мероприятий со сроками и ответственными, то есть нет гарантий его реализации на практике. Главное, что невозможно понять из перечня антикризисных мер, - с чем же мы все-таки боремся? С инфляцией? Тогда надо жестко бороться с ее монетарными и немонетарными факторами. С безработицей? Давайте строить дороги, упрощать процедуры создания малого бизнеса и повышать для него доступность кредитных ресурсов. Со снижением спроса? Можно активнее использовать госзаказ, инфраструктурные проекты, стимулирующие цепочки спроса - то же строительство например. Или все-таки мы хотим воспользоваться кризисом и создать новую экономику? Тогда нужно стимулировать переработку, снижать налоги, повышать доступность инвестиций, стимулировать рост энергоэффективности и энергосбережения. Последнее направление - отличный способ одновременно снизить неэффективные расходы (и частного бизнеса, и государства) и повысить спрос на новые технологии, прежде всего отечественные разработки. Нет ответа и на вопрос о приоритетах - нет системности ни в экономических мерах, ни в их изложении для общества. А главное, нет предложений по расшивке проблемных узлов в самой архитектуре российской экономики. Болевые точки Государство энергично вливало избыточные нефтяные доходы в Фонд будущих поколений и госкорпорации. Теперь через ВЭБ, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк оно получает новые активы. И здесь появляется вопрос: что с ними делать? Само название первоначального источника средств получения этих активов - "Фонд будущих поколений" - должно подсказывать государству стратегию их будущего преобразования. Какова будет стратегия выхода государства из массы полученных (по довольно низкой цене) активов? Если мы не сможем прямо ответить на этот вопрос и не справимся с возвращением средств (уже при новой выгодной цене активов) в одну общую и прозрачную систему, решающую макропроблемы в нашей экономике, то все главные экономические достижения предыдущего политического цикла могут оказаться растраченными на затыкание дыр. В связи с этим РСПП предлагает вернуться к обсуждению передачи таких активов в управление Пенсионному фонду. Это позволит не повышать налоговою нагрузку на бизнес, а также обеспечит квалифицированное управление активами, даст Пенсионному фонду независимый источник финансирования, позволит продать активы постепенно, не обрушивая рынок, и главное - создаст прозрачные и системные предпосылки для осуществления самой необходимой реформы за счет благоприятных "новых возможностей" кризиса. Конечно, и сам ПФР должен реформироваться, становясь институциональным инвестором. Но не только Пенсионному фонду не хватает денег для выполнения своих функций. Нет их и у компаний. Это в начале кризиса, в сентябре-октябре, предприятия могли жаловаться, что им не на что реализовывать инвестпрограммы. Сейчас им не хватает денег на то, чтобы заниматься основной деятельностью. И не нужно все списывать на последствия развития, на плохой риск-менеджмент. Да, проблема есть, и недооценка рисков поставила многие компании на грань банкротства. Но есть и другие случаи - когда компании оказались в сложном положении из-за того, что съежился спрос, покупатели прекратили оплату даже поставленной продукции, а поставщики сырья по максимуму требуют авансирования. Логичное решение в такой ситуации - взять кредит... и обанкротиться. Существующий уровень процентных ставок и требований по залогам могут легко выдержать только торговцы оружием и компании с не менее интересной продукцией - их рентабельность и не такое позволяет. При этом даже вроде бы согласованные (и широко разрекламированные) меры не реализуются. Термин "список 295-ти" (хотя сейчас сами чиновники говорят о 293 компаниях) стал общеупотребительным. Но понятие есть, а прогресса нет. Проблема не только в том, что решения по госгарантиям принимаются слишком медленно. Чтобы понять целесообразность поддержки, нужно детально изучить ситуацию в компании и понять перспективы ее выхода из кризиса. Если компании уже не поможешь (так "хорошо" до этого поработали владельцы и менеджеры), то ей и не надо помогать. Основная же проблема в том, что многие компании поманили "морковкой" - господдержкой, заставили раскрыться (что действительно было необходимо), но, похоже, ничего не дадут, потому что денег нет. А самое главное, компании не поняли (или им недостаточно внятно объяснили), что неэффективный собственник теряет собственность в условиях кризиса - это закон рынка, и никакая господдержка этого не изменит. Не надо бояться и иностранных собственников. Если они готовы модернизировать компании, повышать их конкурентоспособность, не надо мешать новым владельцам работать. Единственное ограничение - стратегические объекты. Но и здесь нужно предусмотреть процедуры, вытекающие из закона, а не из мнения чиновников. Международная обстановка Последняя встреча "двадцатки" ситуацию не изменила. Есть ощущение, что вместо проработки сложных вопросов перед встречей все страны занимаются вычеркиванием важных, но дискуссионных проблем и предложений, чтобы продемонстрировать консенсус. И когда эта работа заканчивается, можно ждать следующего саммита, разгребая кризис в одиночку либо с группой тех или иных стран. Именно поэтому двусторонние встречи оказываются более содержательными и эффективными чаще, чем многосторонние дискуссии. Есть объективные причины сложившейся ситуации: кризис один, но проявления его в каждой стране имеют индивидуальный характер (у кого-то инфляция, у кого-то дефляция), значит, и меры противодействия должны быть разными. А есть причины субъективные. Сказав "А": хотим повысить эффективность регулирования мировых финансовых рынков, нужно сказать "Б": готовы фактически поступиться частью "национального суверенитета" для более эффективного регулирования, потратить время и деньги на введение единых стандартов. Касаясь бизнес-стандартов в России, можно заметить, что отличные от европейских рельсовые пути (как в прямом смысле - в транспортной сфере, так и в переносном - в областях бухучета и техрегулирования) не защищают "национальный суверенитет". При этом есть ощущение, что все боятся перейти Рубикон. Но мы будем либо признавать наличие проблемы и решать ее, либо прятать голову в песок, надеясь, что кризис пройдет - и необходимость принимать решения тоже. Протекционизм - еще одна интересная тема. Россию ВТО не ограничивает в применении мер по поддержке экономики. Но похоже, что и для членов ВТО нет препятствий при введении протекционистских мер. При этом на словах все подтверждают приверженность открытому рынку. Нужно политическое решение - вступаем в ВТО или реализуем альтернативные решения, будь то защита рынков или таможенный союз с соседями. Понятно, что решение будет учитывать позицию наших зарубежных партнеров, но, очевидно, им не стоит с этим вопросом тянуть. Некоторым кажется, что мы миновали дно кризиса и наступила не только календарная, но и экономическая весна после кризисной зимы. Но, может быть, это временная оттепель - просто компании приспособились работать в условиях кризиса, и нам нужно уже сейчас готовиться к следующим заморозкам и признаться самим себе, что они обязательно будут? Это пессимистичный прогноз. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а готовиться к худшему. Главный вывод в связи с этим: деловой климат в России не идеален ни для иностранных, ни для российских компаний. И выбор у нас простой: либо мы совместно модернизируем экономику, либо все накопленные средства будут потрачены на латание щелей давно разбитого сырьевого корыта и поддержку предприятий, многие из которых давно пора закрыть. |