Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

В КАНАДУ - ЧЕРЕЗ УНИВЕРСИТЕТ

В апреле этого года канадский министр по делам гражданства и иммиграции Диана Финли выступила с сенсационным заявлением. На своем брифинге она объявила о том, что иностранным студентам, получившим канадское высшее или профессиональное образование, больше не требуется приглашение от работодателя, чтобы получить разрешение на работу в Канаде. Кроме этого с выпускников-иностранцев теперь снимают ограничения на трудоустройство исключительно по полученной специальности. Также новые правила расширили до трех лет их срок работы, и что самое важное, после года работы они могут подавать документы на постоянное жительство.

Диана Финли, объявляя о новых иммиграционных изменениях, заявила: «Правительство Канады желает, чтобы большее количество иностранных студентов выбирали Канаду, и мы хотим помочь им быть успешными. Открытые и длительные разрешения на работу предоставляют иностранным студентам больше возможностей для приобретения опыта работы и развития профессиональных навыков. В свою очередь это поможет сделать Канаду более привлекательной в качестве страны, выбираемой иностранными студентами для получения образования».

Комментируя эти прогрессивные изменения, Мишель Садерман, директор по развитию международного сотрудничества университета Британской Колумбии, сказала: «Это ставит Канаду впереди любой другой страны мира, а иностранные студенты теперь могут видеть эти изменения как знак канадской открытости к иммиграции».

Причиной столь значительных послаблений в отношении иностранцев, закончивших университеты страны Кленового листа, стало положение на национальном рынке труда. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, к 2050 году пропорция канадских пенсионеров в возрасте 65 лет и старше возрастет по отношению к трудоспособному населению с сегодняшних 20% до 45%. Последние опросы, на которые отвечали руководители по персоналу крупных и средних канадских компаний, показывают, что 66% работодателей испытывают проблему с заполнением рабочих вакансий из-за отсутствия подходящих кандидатов.

В прошлогоднем отчете Канадская правительственная организация по управлению человеческими ресурсами и социальному развитию заявила, что в стране имеется нехватка персонала в таких отраслях, как здравоохранение, управление, нефть и газ, строительство и ремонт домов, информационные технологии (особенно компьютерное обеспечение и программирование), госслужба. К дефицитным кадрам отнесены также университетские преподаватели. Кроме этого создатели отчета говорят о том, что в недалеком будущем возникнут трудности с обеспечением рабочей силой промышленных производств, торговли и обслуживания населения.

Для решения возникшей задачи пенсионерам предлагают оставаться на работе, пока они в состоянии это делать. Но это, по мнению аналитиков, едва ли может смягчить проблему. Современные западные пенсионеры - люди достаточно обеспеченные, поэтому большинство из них предпочитает пополнять армию туристов, чем продолжать работу. Вторая проблема кроется в том, что не все из них способны повышать свою квалификацию, как того требуют науконасыщенное производство и сектор услуг. Те же, кто сохраняет хорошую профессиональную форму, выбирают для работы ту страну, где им предлагают более высокую зарплату.

Также Канада делает значительные послабления для въезда в страну квалифицированных иммигрантов. По данным Канадского статистического бюро высшее образование имеют 50% иммигрантов, въехавших в страну с 2001 по 2006 годы. Однако чтобы получить доступ к профессиональной деятельности, требующей определенных трудовых навыков, им требуется время для подтверждения ранее полученной квалификации. И здесь существенным подспорьем для канадского рынка труда могли бы выступить выпускники национальных вузов.

Но Канада не одинока в наполнении возникающих вакансий. Все развитые страны испытывают сходные сложности и включены в конкурентный процесс обеспечения национальных экономик высококвалифицированными кадрами. Если каких-то десять лет назад технологические богатые северные государства «подпитывались» кадрами из отсталых бедных южных стран, то сейчас ситуация значительно изменилась. Происходящий экономический подъем Южной Кореи, Китая, Индии потребовал специалистов с университетским образованием, которые могут сделать у себя на родине более быстрый карьерный рост и получать более высокие зарплаты, чем в странах Севера. Развивающиеся страны не только активно включились в экономическую гонку, но также быстро улучшают состояние высшего национального образования и открывают университетские программы с преподаванием на английском языке. Действуя таким образом, они стремятся не только сократить количество сограждан, выезжающих на учебу в англоязычные страны, но также привлечь большее количество иностранных студентов, испытывающих определенные сложности с изучением китайского, корейского или хинди.

И в этом вопросе они совершили значительный рывок вперед. Если каких-то пять лет тому назад в развивающиеся страны направлялось незначительное количество иностранных студентов, то сейчас тот же Китай начинает составлять серьезную конкуренцию странам-экспортерам образования. Для сравнения можно привести данные, подготовленные Институтом международного образования.

Особенности разных стран

В конкурентной борьбе для привлечения студентов-иностранцев развитые страны используют разные стимулы, включая разрешение на подработку во время учебы и возможность работы по окончанию обучения. Так в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде иностранные студенты имеют право подрабатывать вне кампуса до 20 часов в неделю во время учебы и полный день - во время каникул. Но в США они получают данное право по прошествии года обучения, а в остальных перечисленных странах они могут подрабатывать, начиная с первого семестра.

Зарубежные студенты, имеющие визу F1, по окончанию обучения в американском вузе могут работать в течение года. Это считается частью их практической подготовки. Чтобы продолжить свою работу по истечению этого срока, им необходимо найти работодателя и сменить тип визы на H-1B, которая позволяет работать три года в одной из американских компаний с возможностью продления контракта до шести лет. Однако данный тип визы резервируется для профессий, в которых страна испытывает нехватку. Прежде всего это специальности, связанные с инженерией, технологиями, точными и естественными науками. Также из-за бюрократических проволочек для получения рабочей визы иностранцы-выпускники американских вузов, как правило, вынуждены прибегать к помощи адвокатов, что усложняет процесс трудоустройства.

Иностранец, закончивший австралийский вуз, не выезжая из страны может получить визу, позволяющую ему работать 18 месяцев после окончания обучения. В Англии в 2004 году также была принята программа, позволяющая иностранным выпускникам вузов один год работать в стране. Сначала она распространялась только на обладателей научных и инженерных специальностей, но с мая 2007 года под ее действие попадают и другие направления. Шотландия оказалась в этом вопросе более продвинутой, чем ее соседка, и стала с 2005 года оформлять разрешения сроком на два года.

С какими трудностями при трудоустройстве может столкнуться наш гражданин по окончанию зарубежного вуза при таком количестве вариантов? Основная проблема, даже при наличии вакансии - нежелание работодателей заниматься заполнением большого количества бумаг, необходимых для оформления иностранца на работу. Особенно это касается объединенной Европы, когда предпочтение при трудоустройстве отдается гражданам из стран ЕС.

Втора проблема - это ограниченное время для поиска работы. Третья - ограниченное поле рабочих мест, когда преимущество получают инженеры, математики и выпускники некоторых других специальностей, в которых страна-импортер рабочей силы испытывает нехватку в данное время. Четвертый момент - это разница в ментальности, при которой, например, гражданина Индии, окончившего британский университет, охотнее возьмут на работу в Великобритании, чем жителя нашей страны. Считается, что индус, сначала обучавшийся на английском языке у себя дома, в бывшей британской колонии, лучше справится с должностными обязанностями.

Поэтому на сегодняшний день изменения в иммиграционном законодательстве Канады - наиболее передовые, потому что ликвидированы два основных ограничения: приглашение от работодателя для получения разрешения на работу, а также необходимость трудоустройства только по полученной специальности.

Однако канадский рынок высшего образования пока еще плохо освоен студентами из нашей страны. Отечественные студенты при выборе страны обучения и конкретного вуза ориентируются в основном на два показателя: его стоимость и имя вуза. Студенты с ограниченными финансовыми возможностями предпочитают страны, где можно получить высшее образование за минимальные деньги - в Германии и Франции. При этом они заранее согласны на перегруженность аудиторий, недостаточное количество преподавателей, приходящихся на одного студента, скромный студенческий сервис и проблемы с обеспечением студентов дешевым жильем. Те, кто не испытывает недостатка в средствах, стремятся поступить в наиболее престижные университеты США и Великобритании, и здесь на передний план выходит проблема соответствия персональных данных кандидата вступительным требованиям вуза.

Канада по количеству русскоязычных студентов находится посередине между Австралией и Новой Зеландией, хотя обучаться в канадских университетах дешевле, чем в австралийских, американских и британских. Что же касается репутации канадских университетов, то можно сказать, что в Канаде нет «провальных» университетов, в которых не стоило бы учиться даже бесплатно. За исключением нескольких частных вузов, весь сектор высшего образования Канады - государственный, и государство осуществляет жесткий контроль над их деятельностью.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=8325