Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Кленовые перспективы

АНДРЕЙ ШУЙСКИЙ, специалист центра международных контактов "Парта"

В апреле этого года министерство по делам гражданства и иммиграции Канады существенно изменило правила приема на работу иностранцев, заканчивающих обучение в вузах страны. Теперь выпускники с высшим или профессиональным образованием могут получить разрешение на работу сроком не на один, а на три года, причем без ограничений по специальности и без предъявления приглашения от работодателя. Более того, отработав в Канаде первый год, выпускники-иностранцы смогут подавать документы на постоянное жительство.

Навстречу иммигрантам
Выступая с этим сенсационным заявлением, министр по делам гражданства и иммиграции Канады Диана Финли заявила: "Открытые и более длительные разрешения на работу предоставляют иностранным студентам больше возможностей для приобретения опыта работы и развития профессиональных навыков. В свою очередь, это поможет сделать Канаду более привлекательной страной для иностранцев, желающих получить образование за пределами своей родины". По мнению Мишель Садерман, директора по развитию международного сотрудничества университета Британской Колумбии, "эти прогрессивные изменения ставят Канаду впереди любой другой страны мира, а иностранные студенты могут увидеть в этих изменениях знак канадской открытости к иммиграции". Впрочем, смену политики в отношении приема на работу студентов-иностранцев канадские власти продемонстрировали еще в прошлом году. По данным Канадского статистического агентства, из 64 тыс. студентов-иностранцев 11 тыс. получили разрешение на работу. Это почти в два раза больше, чем в 2005 году, когда их число составляло 6,2 тыс. человек.

Причиной столь значительных послаблений в отношении иностранцев, окончивших канадские университеты, стало положение на национальном рынке труда. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, к 2050 году доля канадских пенсионеров в возрасте 65 лет и старше возрастет по отношению к трудоспособному населению с 20 до 45%. Проблемы с заполнением вакансий из-за отсутствия подходящих кандидатов испытывают порядка 66% работодателей. Нехватка персонала наиболее ощутима в таких областях, как здравоохранение, нефть и газ, строительство и ремонт домов, информационные технологии (особенно компьютерное обеспечение и программирование).

Чтобы избежать острого дефицита кадров, компании пенсионерам предлагают продолжать трудовую деятельность, пока они в состоянии это делать. Кроме того, Канада делает значительные послабления для въезда в страну квалифицированных иммигрантов. Так, по данным Канадского статистического бюро, высшее образование имеют 50% иммигрантов, въехавших в страну с 2001 по 2006 год. Но чтобы работать по профессии, им требуется время для подтверждения своей квалификации.

И здесь существенным подспорьем для канадского рынка труда могли бы стать выпускники национальных вузов. Однако Канада не одинока, все развитые страны испытывают сходные сложности и вынуждены конкурировать, чтобы обеспечить свои экономики высококвалифицированными кадрами. Если каких-то десять лет назад технологические богатые северные государства подпитывались специалистами из отсталых бедных южных стран, то сейчас ситуация значительно изменилась. Благодаря подъему, который испытывают экономики Южной Кореи, Китая, Индии, местные специалисты, имеющие университетское образование, теперь у себя на родине могут рассчитывать на более быстрый карьерный рост и высокие зарплаты, чем в развитых странах. Развивающиеся страны не только активно включились в экономическую гонку, но также быстро улучшают состояние высшего национального образования и открывают университетские программы с преподаванием на английском языке. Таким образом они не только сокращают количество сограждан, выезжающих на учебу в англоязычные страны, но и сами готовы привлечь большее количество англоговорящих иностранных студентов. И в этом вопросе они совершили значительный рывок вперед. Если каких-то пять лет назад в развивающиеся страны направлялось незначительное количество иностранных студентов, то сейчас тот же Китай начинает составлять серьезную конкуренцию странам-экспортерам образования.

Подработка для студента
В конкурентной борьбе для привлечения студентов-иностранцев развитые страны используют разные стимулы, включая разрешение на подработку во время учебы и возможность работы по окончании вуза. Так, в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде иностранные студенты имеют право подрабатывать вне кампуса до 20 часов в неделю во время учебы и полный день во время каникул. Но в США они получают такое право по прошествии года обучения, а в остальных перечисленных странах могут подрабатывать с начала первого семестра.

Зарубежные студенты, имеющие визу F1, окончив американский вуз, могут работать в течение года. Это считается частью их практической подготовки. Чтобы продолжить работу по истечении этого срока, необходимо найти работодателя и сменить тип визы на H-1B - она позволяет работать три года в одной из американских компаний с возможностью продления контракта до шести лет. Однако этот тип визы резервируется для профессий, в которых страна испытывает нехватку. Прежде всего это специальности, связанные с инженерией, технологиями, точными и естественными науками. О серьезности этой проблемы говорит следующий факт: в 2005 году ведущие американские компании провели круглый стол, посвященный недостатку квалифицированных кадров, способных заниматься наукой и решать технологические и инженерные задачи. Бизнесмены призвали правительство обратить на это внимание и просили способствовать тому, чтобы к 2015 году количество выпускников по этим дисциплинам возросло вдвое - с 200 тыс. в год до 400 тыс. Статистика говорит, что эта цель, скорее всего, достигнута не будет, так как число выпускников инженерно-математических факультетов увеличилось за прошедшие три года всего на 25 тыс. и достигло 225 тыс. выпускников в год.

Кроме того, следует отметить, что в США процесс трудоустройства не так прост, как планируется организовать в Канаде. Из-за бюрократических проволочек для получения рабочей визы иностранцы-выпускники американских вузов, как правило, вынуждены прибегать к помощи адвокатов.

Иностранец, окончивший австралийский вуз, может, не выезжая из страны, получить визу, позволяющую ему работать 18 месяцев после окончания обучения. В Англии в 2004 году также была принята программа, позволяющая иностранным выпускникам вузов один год работать в стране. Сначала она касалась только обладателей научных и инженерных специальностей, но с мая 2007 года она распространяется и на другие направления. Шотландия оказалась в этом вопросе более продвинутой и с 2005 года оформляет разрешения сроком на два года.

Где русскому хорошо
С какими проблемами при трудоустройстве может столкнуться гражданин России, окончивший зарубежный вуз? Основная проблема, даже при наличии вакансии,- нежелание работодателей заниматься заполнением большого количества бумаг, необходимых для оформления иностранца на работу. Особенно это касается объединенной Европы, когда предпочтение при трудоустройстве отдается гражданам из стран ЕС. Второе - это ограниченное время для поиска работы. Третье - ограниченный список рабочих мест. Преимущество получают инженеры, математики и выпускники некоторых других специальностей, в которых страна-импортер рабочей силы испытывает нехватку. Четвертый момент - это разница в ментальности. Например, гражданина Индии - выпускника британского университета охотнее возьмут на работу в Великобритании, чем жителя России. Считается, что индус, сначала обучавшийся на английском языке у себя дома, в бывшей британской колонии, лучше справится с должностными обязанностями.

Поэтому на сегодняшний день изменения в иммиграционном законодательстве Канады можно признать самыми передовыми, поскольку были ликвидированы два основных ограничения - приглашение от работодателя для получения разрешения на работу, а также необходимость трудоустройства только по полученной специальности.

Однако канадский рынок высшего образования пока еще плохо освоен студентами из России. Статистика, собранная Германской информационной системой высшего образования на основе данных ОЭСД, говорит о том, что наиболее популярной страной среди русских студентов является Германия. Высшее образование здесь получают более 12 тыс. российских студентов. Далее следуют США (5299 студентов), Франция (2672 студента), Великобритания (2027 студентов), Австралия (447 студентов), Новая Зеландия (203 студента).

Комментируя эти данные, можно сказать, что студенты из России при выборе страны обучения и конкретного вуза ориентируются в основном на два показателя - стоимость обучения и имя вуза. Студенты с ограниченными финансовыми возможностями выбирают Германию и Францию, где можно получить высшее образование за минимальные деньги. При этом они заранее согласны на перегруженность аудиторий, недостаточное количество преподавателей, приходящихся на одного студента, скромный студенческий сервис и проблемы с обеспечением студентов дешевым жильем. Те, кто не испытывает недостатка в средствах, стремятся поступить в наиболее престижные университеты США и Великобритании, и здесь на передний план выходит проблема соответствия персональных данных кандидата вступительным требованиям вуза.

Канада по количеству российских студентов (более 300) находится между Австралией и Новой Зеландией, хотя обучаться в канадских университетах дешевле, чем в австралийских, американских и британских. Так, например, получение степени бакалавра в области экономики в университете Калгари (Канада) обойдется в $16,9 тыс., тогда как в Сиднейском университете (Австралия) за обучение придется заплатить $22,3 тыс., в университете штата Пенсильвания (США) - $18,7 тыс., в Эдинбургском университете (Великобритания) - $20,9 тыс.

Что же касается репутации канадских университетов, то можно сказать, что совсем провальных вузов, в которых не стоило бы учиться даже бесплатно, в Канаде нет. За исключением пары учебных заведений, весь сектор высшего образования Канады государственный, и за его деятельностью осуществляется жесткий контроль.

Высшее для иностранцев

Страна Количество
студентов-иностранцев,
получающих высшее
образование (тыс. чел.)
США 582,9
Великобритания 376,2
Германия 248,4
Франция 237,6
Китай 195,5
Австралия 168,0
Канада 75,2
Новая Зеландия 37,4
Южная Корея 22,6
Индия 13,3

По данным Института международного образования (IIE).

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=8126