Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

США: выбирают меньшинства

Павел Святенков

Президентские выборы в США уже подарили сенсацию: демократическая партия выбирает между женщиной (Хиллари Клинтон) и негром Бараком Обамой, у республиканцев основными фаворитами являются мормон Митт Ромни и сенатор-ирландец Джон Маккейн. Все это свидетельствует об усилении влияния в американской политике новых социальных групп, среди которых особо выделяются меньшинства.

Население США растет лавинообразными темпами. Так, по данным американского статистического бюро, в 2000 году в США проживали 262 млн человек, а уже в 2006-м - 299 млн. По данным на 2007 год, американское население уверенно перешагнуло 300-миллионный рубеж.

Америка - третья по численности населения (после Китая и Индии) страна в мире. Естественно, такие результаты достигнуты благодаря иммиграции, которая сильно меняет структуру традиционного американского общества.

Традиционное индустриальное общество востребовало людей, похожих на заводских рабочих. На заводе все сливаются в единую человеческую массу, предприятие уравнивает всех, вне зависимости от пола, возраста, национальности, религиозной принадлежности и цвета кожи. Пока США оставались промышленным государством в старом духе, знаменитый «плавильный котел» работал.

Напомним, что концепция «плавильного котла» подразумевает, что эмигранты из всех стран мира превращаются в единую нацию. Так оно и было до определенного срока. Иммигранты из Европы приплывали в Америку, понимая, что это навсегда (учитывая скорость сообщений, вряд ли они смогли бы второй раз в жизни проделать дальний путь через океан). Значит, приходилось обустраиваться на новой родине.

Иммигранты бежали от нищеты и бесправия в своих странах, от гнета королей (не случайно присяга американского гражданина содержала до недавнего времени требование отречься от лояльности любому иностранному суверену или принцу), от религиозного гнета.

Лишь в 50-60-х годах прошлого века начинаются подвижки, воспринимаемые поначалу как слом неких «устоев»: растет роль евреев в медиа и бизнесе, негритянское меньшинство под предводительством Мартина Лютера Кинга требует уравнения в правах, ирландец Джон Ф. Кеннеди становится президентом США - первым и пока единственным католиком на этом посту. Тогда казалось, что меньшинства просто ведут борьбу за свои права, и как только они достигнут равноправия с основным населением страны, процесс завершится. Но не тут-то было. Следом за одним меньшинством появлялось другое и тоже требовало равноправия. Казалось, этому не будет конца. На территории США образовывались все новые этнические общины.

В 90-е годы резко возросла роль иммигрантов из Латинской Америки, среди которых первенствовали выходцы из Мексики. Уже в 2000-е годы значительное влияние в штате Флорида, ключевом на президентских выборах, приобрела кубинская община. Латиноамериканцы стали вытеснять негров из их стандартных социальных ниш. Сменился даже состав молодежных банд в Лос-Анджелесе, столице американских этнических меньшинств (их численность уже превышает численность белого населения). Теперь латиноамериканские бандиты все активнее «обижают» негров - картина немыслимая еще несколько лет назад.

Американские исследователи забили тревогу - новые иммигранты не спешат интегрироваться в американское общество. Знаменитый «плавильный котел» остыл и больше не нагревается. В отличие от WASP-ов, которых сплотили в единую нацию удаленность Европы, преследования и бедствия на прежней родине, а также промышленная революция, новые иммигранты не были намерены отрекаться в пользу Америки от прежней родины.

Почему? Дело в том, что новые иммигранты - в основном латиноамериканцы, в большинстве испаноязычные. Для них иммиграция в Америку - не дальнее путешествие. Селятся они в основном в южных американских штатах, граничащих с Мексикой, и в Это любой момент могут съездить домой.

Им нет нужды менять идентичность. Гражданами США они могут быть, но американцами - нет. Большая часть территории США, на которой живут новоявленные иммигранты, - бывшая территория Мексики, отторгнутая у нее Америкой в результате войн XIX столетия. Поэтому они могут полагать, что едут к себе домой. И не обязаны соглашаться с американской юрисдикцией над данными территориями.

Однако главное, что работает на меньшинства, - это изменившаяся экономика. Ее уже нельзя назвать промышленной. Сейчас гораздо больше ценятся связи людей друг с другом. В новом мире одиночка проигрывает сплоченному коллективу, который однотипно реагирует на угрозы. Принадлежность к меньшинствам гарантирует лучшую защиту гражданских прав, чем «одиночное плавание» обычного гражданина.

Поэтому американское общество продолжает раскалываться. Больше того, сами WASP-ы, которых принято считать большинством, постепенно осваивают технологии, свойственные скорее меньшинствам. «Молчаливое большинство», к которому три десятилетия назад апеллировал Никсон, все больше утрачивает целостность. В ходе праймериз один из республиканских кандидатов, Майк Хакаби, опирался на евангелических христиан. Об этой группе населения говорили уже как об одном из меньшинств. Таким образом, приходится констатировать, что белые американцы, которым исследователи прочат участь меньшинства в собственной стране в течение ближайших десятилетий, готовы смириться с этой ролью. Не исключено, что в скором времени они гораздо активнее включатся в борьбу за свои права, чем это было раньше.

Существует и еще один важный стереотип - что меньшинства, дескать, всегда настроены антигосударственно, против власти. Так оно и было, пока существовали индустриальное общество и молчаливое большинство. Меньшинства раскачивали лодку, были антигосударственной, антилоялистской силой. В Америке это выражалось в том, что они поддерживали в основном Демократическую партию. Казалось бы, это должно было привести к тому, что Демократическая партия монопольно захватила бы власть в США. Однако, получив желаемое уравнение в правах и даже привилегии, многие меньшинства начинают склоняться к консерватизму, они склонны голосовать за республиканцев, а не за демократов.

Характерный пример на этих выборах - мормон Митт Ромни, составивший удачную конкуренцию Маккейну. До недавнего времени представители этого меньшинства были просто невозможны в качестве кандидатов на высший государственный пост. Американское правительство еще в XIX веке жестко преследовало мормонов, которые составили не только сплоченную концессию, но и, по сути, народ. Тем не менее, ныне представитель этого меньшинства баллотируется в президенты как консерватор, защитник традиционных ценностей. Правда, защищает он их своеобразно, по-мормонски.

Известен его ответ на вопрос: «Считаете ли вы, что брак - это брак между мужчиной и женщиной?» Этот вопрос важен для американской повестки дня, поскольку отрицательный ответ означает, что человек является сторонником гомосексуальных браков. Так вот, Ромни ответил: «Да, брак - это брак между мужчиной и женщиной». Помолчал и добавил: «И женщиной. И еще одной женщиной». Это была шутка, конечно, но она напомнила о тех временах, когда мормоны придерживались многоженства.

Не надо думать, что, распадаясь на меньшинства, американское общество обязательно радикализуется и пойдет вслед за поддерживающими меньшинства демократами. Республиканская партия имеет хорошие шансы привлечь их голоса. В условиях, когда «плавильный котел» остыл, именно консервативные ценности и делают Америку Америкой. Потому выборы нынешнего цикла превращаются не только в противостояние двух партий или двух идеологических программ, но в противостояние двух коалиций меньшинств, одна из которых придерживается консервативных, а другая - либеральных взглядов. И лишь ноябрьские выборы покажут, какая из них одержит верх.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=7581