Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Березин Борис Иванович
В 1954 году мой отец, впоследствии профессор мехмата МГУ, получил квартиру в одной из угловых башен Главного здания, и с этого времени все мои воспоминания связаны с университетом. У нас дома часто бывали друзья отца: Н.П. Трифонов, Н.П. Жидков. Их дети стали моими приятелями. В 1956 году отец стал директором вычислительного центра, который в то время был частью мехмата , и я стал бывать там.
Да, конечно. Я учился в физико-математической школе № 52, где математику и программирование вели сотрудники вычислительного центра. Поступил на мехмат. А через два с половиной года был создан факультет ВМК, одним из активных организаторов которого был мой отец. Всю нашу группу кафедры вычислительной математики - 30 человек - просто уведомили о том, что переводят на новый факультет. Кто не хотел, мог остаться на мехмате, но такой нашелся только один, а из другой группы пришел Валера Панферов.
Я в этом смысле явление не уникальное: у нас многие пошли по стопам родителей. Мой отец был человеком мудрым, никогда не вмешивался в мою жизнь. Он видел, что мне нравится учиться, и этого ему было достаточно. Мог помочь, объяснить, но только тогда, когда я сам просил его об этом.
Факультет всегда был живым, меняющимся организмом. Начинали мы в маленьком здании, потом переехали во второй учебный корпус. Постепенно факультет ВМК расширялся: на моем курсе училось всего 30 человек, на следующем - уже 60. Сейчас на курсе - более 500.
В период становления факультета его основатель и первый декан Андрей Николаевич Тихонов стремился максимально вовлекать молодых сотрудников в общественную жизнь. Так сформировался «институт начальников курсов». Сначала сотруднику поручают быть вторым заместителем ответственного секретаря приемной комиссии, потом - заместителем, и в это время у него есть возможность перенимать опыт других. Затем он становится уже «самостоятельной единицей» - ответственным секретарем приемной комиссии и начальником курса. Все эти годы он работает в тесном сотрудничестве со своими коллегами: инспекторами курсов, заместителями декана, продолжая учиться на их примере и опыте. Это живые традиции, которые не прописаны ни в одном циркуляре, но, тем не менее, существующие уже более 30 лет.
У нас всегда была дружеская, демократичная атмосфера. Она сохранилась до сих пор. Это относится и к отношениям, как между сотрудниками, так и между преподавателями и студентами. Вместе с тем эти отношения были (и остаются) принципиальными в любой ситуации. Если студент или преподаватель нуждается в поддержке или помощи - ее окажут. Но если видят, что студент не хочет учиться, его отчисляют, и это тоже принципиальная позиция.
Одним из своих главных учителей в жизни я считаю Валерия Григорьевича Сушко: его человеческие, организационные качества оказали на меня большое влияние. Я много лет работал с ним вместе и видел, как он беседует с людьми, будь то преподаватели или студенты, как ведет себя в различных ситуациях. И, конечно, замечательный научный руководитель Бахвалов Николай Сергеевич, и первый декан факультета Андрей Николаевич Тихонов.
Во-первых, занятия ведут люди, глубоко разбирающиеся в своем предмете. Во-вторых, преподаватель должен обладать артистизмом, потому что студенту нужно показать красоту предмета. Это должен быть живой рассказ о живом предмете, и в этом состоит искусство преподавания. Но и этого мало. Лектору должно быть самому интересно и должен иметь желание донести это.
В первую очередь, тот, кто хочет учиться. Он может быть слабым или сильным студентом, неважно, главное - желание. Выпуская их, мы говорим: вы диплом получили, факультет вам «знак качества» поставил: «Выпущено факультетом ВМК»; какие у вас были оценки - мы забыли. А еще важное качество хорошего студента - доброжелательное отношение к факультету.
Они регулярно и охотно нас навещают, а те, у кого есть финансовая возможность, помогают материально. Например, аудиторию имени А.Н. Тихонова мы оборудовали на средства выпускников. Некоторые выпускники оказывают нам консультации, другие готовы прочитать цикл лекций, а кто-то помогает студентам с трудоустройством.
Для меня это лестно и почетно. Хотя, по-видимому, в том, что роль «носителя духа» отводят мне, возможно есть какая-то закономерность. На четвертом курсе нас попросили курировать первокурсников. Потом в комитете комсомола мне поручили заниматься учебной работой. А когда я стал заместителем секретаря комитета комсомола, то ходил на комиссии по студенческим делам. В 1980-м году я стал начальником курса. А в 1983 году заместитель декана по учебной работе В. Г. Сушко сказал мне: «будешь заместителем декана по работе со школьниками». В ноябре 1988 года я стал заместителем декана по учебной работе, так что в этом году отмечаю юбилей - 20 лет. |