Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Воеводин Владимир Валентинович
Собственный корреспондент Сообщества выпускников ВМиК
Отнюдь. До поступления в 52 школу, я был абсолютно уверен, что мое будущее будет связанно с биологией, и поскольку университет всегда обсуждался в семье, я предполагал, что это будет биофак МГУ. Я очень любил биологию, увлекался энтомологией, у меня была большая коллекция насекомых, бабочек, часть из которых я поймал сам. С математикой же у меня были хорошие, гармоничные отношения, так что, скорее всего, я стал бы заниматься разделом, лежащим на стыке наук биологии и математики. Но случилось иначе: летом, после окончания 8-го класса я поехал в пионерский лагерь, где было много ребят, увлекающихся математикой, с которыми я общался, тогда что-то и произошло в моем сознании… Вернувшись с отдыха, я сообщил родителям, что хочу поступать в физико-математическую школу. Конечно, это было для них немного неожиданно, но все же я почувствовал, что они обрадовались такому повороту событий.
Моим научным руководителем был профессионал высшей марки Виктор Петрович Иванников. Работа с ним и в его команде была настоящей школой. Когда видишь, как скрупулезно профессионалы относятся к любому начатому делу, это не забывается. Запомнилось, как читал лекции по линейной алгебре Е.В. Шикин: свободно, легко, ярко, живо, эмоционально. Он внушал уважение - чувствовалось, что человек живет предметом и искренне хочет донести свои знания.
На факультете я читаю лекции по параллельным вычислениям уже около десяти лет. И всегда стараюсь от каждой лекции получать какое-то новое ощущение. Нельзя относиться к этому как к рутине, чтобы изо дня в день в голове у тебя сидело: «опять лекция, опять то же самое рассказывать», каждый раз должно быть новое качество объяснения. Преподаватель, в каком то смысле, - как актер: если у тебя нет искорки, если ты не можешь завлечь, то бессмысленно что-то читать - человек все равно заснет от такого объяснения. Нельзя свободно изложить материал, читая его по бумажке - ну разве что это текст длинной программы и надо проверить какую-нибудь запятую. Мне интересно, сориентировавшись на уровень аудитории, найти такую форму подачи материала, чтобы сделать его доступным и понятным. Идеальная ситуация, когда действительно получаешь удовлетворение, - это когда студенты после лекции задают вопросы, сложные и по делу. Это означает, что они полностью погружены в процесс, который идет.
Да, мы ведем обучение по всей России. По параллельным вычислениям мы являемся одним из лидеров. Недавно объявили комплексную программу по оснащению вузов и научных организаций высокопроизводительными кластерными системами. Мы - это НИВЦ МГУ, компания «Т-Платформы», Институт программных систем РАН в сотрудничестве с компанией «ТЕСИС» занимаемся ее реализацией. Кто-то ставит «железо», кто-то софт, мы же проводим обучение. Оренбургский университет по программе купил кластер, значит, мы едем к ним или приглашаем их сотрудников к себе на стажировку, чтобы они научились сопровождать систему, использовать ее. Программа существует около двух лет, и оказалась очень успешной. Вычислительная наука сейчас сильно поменялась, все понимают, что от параллелизма уже никуда не уйти: с одной стороны, кластеры, с другой - многоядерные процессоры. По существу, сейчас происходит революция, как в начале 1950-х годов, но тогда просто начинали заниматься компьютерами, а сейчас просто занимаются параллельными компьютерами, параллельными вычислениями. Нельзя сказать, что это диаметрально противоположно тому, что было, но нужно немножко «поправить» мозги. Раньше была одна программа, а теперь она должна работать на тысяче процессоров одновременно, и нужно сделать, чтобы это было эффективно.
Основательностью и фундаментальностью. У нас есть понятие классической подготовки, получив которую, человек, если у него возникнет необходимость, сможет без проблем освоить работу с различными web-приложениями или разобраться в сетевых проблемах. И нет необходимости перегружать учебную программу утилитарными курсами, как это делается в некоторых регионах. В МГУ дают основу, в этом и состоит плюс.
Безусловно, да. Мы работаем вместе по формированию учебных программ в области параллельных вычислений, совместно выполняем целый ряд контрактов федеральных целевых программ, проектов РФФИ, работаем над информатизацией МГУ. У нас установились самые тесные связи с кафедрой вычислительных технологий и моделирования, которой руководит Г.И. Марчук,. У них есть большие задачи, в частности, задачи оценки изменения климата, где нужно построить модель, которая бы учитывала масштабы всего земного шара, взаимодействие океана, атмосферы, биосферы… Все эти процессы надо сопрячь и понять, какого рода изменения произойдут лет через 30 или 100. Это колоссальные задачи, которые по определению решаются только на больших компьютерах, вокруг которых и образуется предмет для сотрудничества. |