Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Декан соцфака МГУ Владимир Добреньков: Модель воспитания в православных приютах способна обеспечить ребенку нормальную социальную адаптацию
В. Добреньков
Поправки к законопроекту «Об опеке и попечительстве», предложенные депутатами Государственной думы Е.Ф. Лаховой и П.В. Крашенинниковым, с самого начала вызывали резонные замечания. В случае изменения закона предложенным образом, попечение над детьми, оставшимися без опеки родителей, перешло бы в ведение исключительно государственных и муниципальных приютов - тем самым, негосударственные приюты и патронатные семьи были бы поставлены вне закона. Основной ошибкой авторов поправок представляется то, что, руководствуясь резонным желанием упорядочить порядок опеки над беспризорными детьми, они, по сути, воспринимают ее в строго юридическом, механистическом виде. Однако, на мой взгляд, как нельзя отделять образование от воспитания, также нельзя и отделять материальную опеку от духовного попечения. И именно здесь возникает главный вопрос: почему негосударственные (в первую очередь, церковные) приюты и патронатные семьи, крайне положительно зарекомендовавшие себя на ниве заботы над беспризорными детьми, могут быть закрыты? Разумеется, не стоит демонизировать намерения депутатов, а потому и в их поправках можно найти справедливое зерно. Как мне кажется, государство, действительно, должно осуществлять строгий надзор над соблюдением негосударственными органами опеки всех имеющихся стандартов. И если усилия Русской Православной Церкви, а также других традиционных конфессий в данной сфере стоит не только приветствовать, но и всячески поддерживать, то нельзя не замечать и попытки деструктивных организаций вовлечь в свою деятельность беспризорных детей и подростков посредством организации попечения над ними. И именно эти тенденции необходимо строго пресечь. Хорошо известно, что сегодня Россия переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних (после Гражданской и Великой Отечественной войн). Только по официальным данным в России более 700 тысяч детей-сирот и более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. Количество же беспризорников определяется цифрами от 2 до 5 миллионов. Эти цифры словно напоминают старинную мудрость, что чужих детей не бывает. А потому не стоит ограничивать попечительские возможности негосударственных структур. Более того, я полагаю, что православные приюты могут стать моделью, по образу которой должна строиться система попечения в России. Подобные приюты давно зарекомендовали себя в качестве эффективных органов опеки, работа которых строится на трех необходимых составляющих: Обеспечение жизнедеятельности. Иными словами, ключевая миссия приютского попечения состоит не только с том, чтобы согреть и накормить ребенка, но также - дать ему понимание «большой жизни», навыки ориентации в ней, и что самое главное - сам ориентир. |