"Сколь веревочка ни вейся, а совьешься ты в петлю!" Эту строчку из разбойничьей песни Высоцкого, увы, нельзя отнести к российской коррупции. Коррупционная веревочка в нашей стране вьется, вьется витиевато и бесконечно, но суровую петлю для взяточников сплести пока не удаётся, и коррупционеры ведут себя, как самые настоящие разбойники. Член Общественной палаты России, возглавляющий Подкомиссию по проблемам противодействия коррупции Андрей Пржездомский - желанная персона в нашей студии.
- Андрей, Станиславович, мы не впервые обсуждаем в эфире тему борьбы с коррупцией, и у меня возникает ощущение, что разговоры - разговорами, а ситуация с течением лет не меняется. Вы с этим согласны?
Пржездомский: Немного поспорю. Политическая воля и акценты на сегодняшний день в России проявлены довольно четко. Нетерпимость коррупции объявлена на государственном уровне. Правоохранительные органы, судебная система активно работают и используют имеющийся в распоряжении правовой инструментарий, даже при отсутствии закона о противодействии коррупции.
- Что важнее в этой борьбе: жёсткость или неотвратимость наказания? Пржездомский: Жёсткостью и жестокостью в нашей истории мы уже поиграли достаточно, и не пришли к желаемому результату. Главными в борьбе, на мой взгляд, должны быть превентивные меры, которые предотвращают коррупционные и другие криминальные проявления, по крайней мере, создают условия, при которых масштабы коррупции начинают снижаться.
- Нужен ли России специальный Проект федерального закона "? В 2002 году в первом чтении этот проект был принят, после чего благополучно завис.
Пржездомский: Закон вообще необходим, хотя мы должны понимать, что он не является гарантией тому, что сразу будет выстроен заслон против коррупционных проявлений. Закон нужен, чтобы закрепить основные понятия и направления, а затем уже нанизывать на него другие законодательные акты и выстраивать четкое юридическое дерево противодействия коррупции. Тем не менее, мне известны 8 законопроектов, которые за последние 15 лет готовились, инициировались, выдвигались. Но результата никакого не было. Правовое регулирование в нашей стране зачастую не связано с бытовой жизнью, то есть правоприменительная практика и реальная практика функционирования системы управления развиваются сами по себе.
- Можно ли назвать положительным моментом то, что Россия присоединилась к международным правовым документам по противодействию коррупции?
Пржездомский: Это логичный и обязательный ход вещей. Россия входит в мировое правовое поле. С ней не захотят иметь дело, если она не будет действовать в международных правовых параметрах, в ом числе в борьбе с коррупцией. Все международные обязательства, которые мы берем на себя, мы должны четко, грамотно, последовательно исполнять.
- Это правда, что за государственными служащими установлена «слежка»?
Пржездомский: Когда мы готовили памятку по противодействию рейдерам, на некоторых рейдерских сайтах я видел объявления подобного характера. Предлагают провести оперативно-розыскные мероприятия в отношении компании, которую предложит заказчик. Надо сказать, что использование технических средств контроля, наружного наблюдения и так далее широко распространено в нашей стране, но лежит вне правового поля. К тому же я не уверен, что «слежка» принесет желаемый результат и что ее вообще можно отнести к канону развития демократического государства. «Слежка» может быть использована и в интересах конкретных личностей, ради сведения счетов. Эта та же самая коррупция, так как за определенную сумму «прослушку» можно снять. Только государственные службы могут нести оперативно-розыскные мероприятия, которые, в свою очередь, контролируемы.
Досье:
Пржездомский Андрей Станиславович - член Общественной палаты Российской Федерации. Родился 2 февраля 1951 года в Москве. После службы в армии окончил исторический факультет МГУ. Кандидат исторических наук. Работал в ректорате МГУ, служил в органах госбезопасности, затем в налоговой полиции. Генерал-лейтенант запаса. Работал в Администрации президента России. Заведовал кафедрой Финансовой академии при правительстве России. С 2002 года - исполнительный директор Российского фонда свободных выборов. Член Научно-методического совета Центризбиркома. Входит в Экспертно-консультативный совет Счетной палаты. Член Союза писателей России. Автор документально-художественных и публицистических произведений, а также научных публикаций. В Общественной палате возглавляет Подкомиссию по проблемам противодействия коррупции в Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы. Женат. Отец двоих детей. |