Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

МОЯ СТРАНА НЕ СОБИРАЕТСЯ ВЫМИРАТЬ

Известия Науки

 

Ученые-обществоведы пугают общество кризисом

Валерий ТИШКОВ, член-корреспондент, директор Института этнологии и антропологии РАН

 
Валерий ТИШКОВ, член-корреспондент, директор Института этнологии и антропологии РАН   

 

Саморазрушение начинает угрожать России по причине кризиса понимания реальности. За 15-20 лет наша страна с точки зрения условий людей пережила самые позитивные перемены в своей истории. В мире мало найдется других крупных стран, которые отличились бы столь мощным прорывом в развитии. Даже любимое сравнение с якобы более успешным Китаем сомнительно. Подавляющее большинство населения "великого соседа" продолжает ездить на велосипедах, а детская смертность среди китайцев (один из самых надежных показателей уровня жизни) в 3 раза выше, чем в России. "Китай действительно созидает, а Россия, как всегда, строит руины", - сказал мне коллега по академии.

По принятым в ООН стандартам уровня человеческого развития в 2004 году Россия вместе с Болгарией открывает список стран со средним уровнем развития (51-52-е места), а Китай и страны, "похожие на Россию" (Мексика, Бразилия), прилично отстают. Авторы доклада ООН за 2004 год были не точны, они пользовались заниженной статистикой о доходах и по политическим причинам не могли отвести "криминальной" стране место среди развитых стран. Но даже при этом Россия входит в так называемый "золотой миллиард", из которого мы сами себя исключили.

Признание достойного уровня развития России означает крах многочисленных диссертаций, книг и статей по поводу нашего кризиса. Один из примеров - место, отведенное нам недавно американским "Фридом Хаус" в компании с десятком азиатских и африканских режимов как "несвободных стран". Российская "несвободная пресса" сладостно комментировала это заключение. Не пытаются разубедить нас в том, что "мы лежим на дне", и зарубежные ученые-обществоведы. "Если вы сами заявляете, что построили криминальное государство под пиратским флагом (так высказался Солженицын), то какой нам резон убеждать вас в обратном", - сказал мне американский коллега, занимающийся Россией.

Опасность социально-политического краха - в утвердившейся в головах парадигме кризиса. Образ кризиса в головах реален и опасен, хотя наша повседневная жизнь совсем не такая.

Оказывается, в стране 4-5 млн беспризорных детей - больше, чем в годы Гражданской войны! Хотя в Москве (10% населения страны) никак нельзя увидеть малую часть якобы полумиллиона беспризорников. Но образ беспризорных детей России гуляет по всему миру. По данным ЮНИСЕФ, всего в мире 100 миллионов брошенных детей. Примерно каждый десятый из них - из России. Откуда идет этот бред, как не от активистов детских фондов, собирающих деньги на свою деятельность? Посмотрели бы, сколько беспризорных детей на улицах Мехико или других городов не самых бедных стран.

Многое в оценках положения в стране и сути произошедших перемен идет от ученых-обществоведов. Я считаю, что проблема адекватного понимания России становится первейшей научной задачей отечественного обществознания. Коллегам по науке пора начать более профессиональный разговор по конкретным проблемам вместо глобальных дебатов "Куда идем и что строим?".

По профессиональному долгу ученые-обществоведы подвергают анализу происходящее в стране и мире. Но часто они разобщены по узким дисциплинам, используют плохие данные и устаревшие методы анализа, которыми невозможно замерить новое общество. Что может сказать размер фиксируемой средней заработной платы о реальных доходах? В России полтора десятка лет скрытые экономика и зарплаты, подношения и взятки, межродственный обмен услугами и денежными средствами намного перекрывают фиксируемую сумму доходов у населения. Социологию надо дополнить этнографическими наблюдениями, когда размеры жилья и меняемой валюты, питание, отдых и т.д. скажут много больше про бедность или достаток.

Драма в том, что страна себя разрушает в тот самый момент, когда она переживает беспрецедентный в истории период глубоких позитивных перемен. Объем потребляемых товаров и услуг, включая продукты и лекарства, превысил в несколько раз объемы предыдущих десятилетий. Число выехавших на зарубежные курорты в 2004 г. намного превысило 10 млн человек (на 35 млн семей), чего не могут позволить себе бразильцы и мексиканцы, которые якобы находятся с Россией на одном уровне благосостояния. В России 30 млн машин, и в отличие от Китая, где большинство населения продолжает ездить на велосипедах, у нас произошла всеобщая автомобилизация - явление, которое всегда рассматривалось как признак радикального улучшения жизни. Но разговоры только о ДТП, "ракушках", пробках и угонах. В 2004 г. число пользователей мобильных телефонов составило 80 млн человек. Неужели это все проигравшие от реформ?

Из негативного восприятия ситуации сформировался устойчивый образ обобранной, криминальной, а теперь еще и авторитарной России. Есть потребители кризиса, которые используют его (не кризис, а образ кризиса!) для получения займов, трансфертов, грантов, социальной поддержки и эмоционального сострадания и даже для оправдания воровства и насилия. "Детей кормить нечем, вот и ловим осетра", - сказал мне волжский браконьер с моторного катера в тысячу долларов.

Создатели парадигмы кризиса - люди старшего возраста, ибо молодое поколение интегрировалось в новую жизнь и в целом преуспевает не в пример моему времени. 20 лет назад в гардеробе МГУ висели драповые пальто и редко дубленки. Сейчас - дорогая синтетика и натуральный мех. У здания не было ни одной принадлежащей студенту автомашины, а сейчас трудно найти место для парковки.

Полезно обратиться к одному из последних замечаний академика Дмитрия Лихачева: "Нужно больше прислушиваться и смотреть на молодых". Старшие хотели бы вернуться назад, оставив детей и внуков в нынешней жизни, но так не бывает. Общепризнанным должно стать правило, что улучшение жизни детей есть общее улучшение.

За 10 лет в России построено жилья больше, чем за три предыдущих десятилетия. В 2004 г. 33 человека из ста делали в квартире ремонт. Количество студентов выросло более чем в 2 раза, хотя численность населения сократилась. В бедных странах у многих подростков нет возможности окончить среднюю школу, не говоря уже об учебе в вузе. В Мексике и Бразилии уровень среднего образования составляет 50-70%, а не 97%, как в России. В бедных странах коэффициент младенческой смертности (количество умерших детей из 1000 рожденных и доживших до 1 года) составляет не 14, как в России, а 40 и выше, как в Китае, который любят приводить в пример России.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=695