Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Слабость как сила. Чему бизнесвумен могла бы поучить бизнесмена
Алена СПИЦЫНА
В конце 1990-х ООН провела в 130 странах исследование, выясняя способности мужчин и женщин к решению одновременно нескольких задач. Женщины в этом «испытании Цезаря» победили: мужчины справлялись максимум с двумя приоритетными задачами. Еще одно исследование: смешанную женско-мужскую группу просили вспомнить, что они видели перед этим в другой комнате. Результат - дамы назвали гораздо больше деталей. У слабого пола есть и другие особенности, которые могут обернуться преимуществами. И самое главное - в бизнесе женщины умеют превращать свои «слабости» в силу. Ставка на гибкость Когда в далеком 1976 году молодая итальянка Анита Роддик открыла в Брайтоне первый магазинчик The Body Shop, его дизайн, как и дизайн фирменной продукции, косметики, определяло одно: отсутствие денег. Разработка логотипа стоила Аните всего $25. Стены выкрасили темно-зеленым - иначе было не скрыть пятен сырости на стенах. Наполнять бутылочки и баночки недорогими кремами и подписывать этикетки помогали друзья. Бутылочки взяли самые дешевые, в которых доктора обычно держат анализы мочи. Позже преуспевающая бизнес-леди Роддик писала в своей книге «Бизнес не как обычно»: «Я управляла своим первым магазином точно так же, как моя мать управляла своим домом во время Второй мировой войны, наполняя заново, многократно используя и утилизируя все, что можно. Все, что мы делали в первый год, заложило фундамент тех отличительных признаков, которые характеризуют The Body Shop». Сегодня натуральные кремы The Body Shop - продукт практически культовый, зеленый - корпоративный цвет одноименной империи, а экологичность - ее философия. Гибкость, приспособляемость, умение обходиться малым - эти природные качества женщины успешно применяют в бизнесе. Осторожные в глобальном смысле, они смелее в выборе тактики, легко ломают шаблоны, готовы пробовать новое. Женщины решают проблему не «по рецепту», а теми средствами, которые в этот момент под рукой, и не боятся, как мужчины, «потерять лицо». Глава холдинга «Ледово» Надежда Копытина с удовольствием вспоминала, как искала для своей компании стратега. Решив, что успешный, яркий человек, который ей нужен, и отдыхать должен ярко, она отправилась на бразильский карнавал. Там и нашла сотрудника. Ставка на сотрудничество Кто мог подумать, что бывшая солистка университетской рок-группы Индра Нюи к 50 годам превратится в гендиректора PepsiСo! Ее предшественник Стив Райнемунд говорил, что прежние обязанности Нюи придется поделить на двух человек: «Чтобы заменить одну великую женщину, нужно два великих мужа». Говорят, Индру отличают последовательность, деликатность, умение вести переговоры и миролюбивый характер. Ее слова: «Каждый из нас должен быть осторожным, протягивая - в деловом или политическом смысле - руку, чтобы люди, к которым мы обращаемся, увидели именно руку, а не кулак с вытянутым средним пальцем». «Женщин назвали стражниками цивилизации, - пишет Марта Барлетта, разработавшая курсы по маркетингу для женщин. - Мужчины предпочитают солировать, женщины - играть в команде, мужчины стремятся победить, женщины предпочитают решить дело миром, мужчины стремятся достичь вершины социальной пирамиды в одиночку, женщины - примкнуть к группе единомышленников, чтобы вместе дойти до вершины». По мнению ученого Дэвида Майерса, женщины менее склонны к агрессии - поэтому большинство мужчин воспринимают женщин позитивнее. Женщины более последовательны и менее способны на действия асоциальные или выходящие за рамки корпоративных стратегий. «Женское умение выжидать часто идет на пользу делу, - считает Юлия Свияш, психолог Центра позитивной психологии «Разумный путь». - Мужчина идет напролом, «прорезает» пространство, как острый меч. Он нетерпелив. Женщина же «вплывает» в пространство людей и ситуаций менее конфликтно. Мужчина более жесток и бескомпромиссен. Женщина более адаптивна, а значит, способна выжить в очень сложных ситуациях». Стремление к адаптивности и ненасильственному освоению пространства приводит к тому, что женщина стремится вникнуть в правила управления более глубоко, чем мужчина. «Женщины умнее мужчин, - считает Владимир Буренин, почетный президент Российской ассоциации бизнес-образования. - А потом есть виды деятельности, с которой женщины справляются отлично, например, логистика, маркетинг, связи с общественностью, работа с персоналом». Ставка на эмоциональность
В 1998 году Мэг Уитмен, выпускница Принстона и Гарварда, успевшая поработать на достойных должностях в таких солидных и традиционных корпорациях, как Procter&Gamble и Disney, приняла предложение возглавить eBay, тогда - малоизвестную интернет-компанию. Просто потому, что ей понравился ее основатель Пьер Омидьяр. За несколько лет Мэг увязала особенности Всемирной сети с традиционными бизнес-моделями, расширила клиентскую базу, увеличила объем продаж; у eBay появилась своя платежная система и служба доставки. В прошлом году капитализация компании достигла $37 млрд. Каждое утро на стол Мэг кладут подборку самых острых критических сообщений, оставленных посетителями форумов сайта. А еще она ездила в Гватемалу, жила в «отеле, похожем на склеп, в окружении собак и скорпионов», чтобы лучше узнать нужды местных ремесленников, которые изредка пользовались услугами eBay... Зачем? Мэг считает, что «зорко одно лишь сердце». Нужен душевный контакт, а самого главного в стерильных маркетинговых отчетах можно не заметить. Эмоциональность помогает женщинам быстрее завязывать знакомства, устанавливать доверительные связи. Они быстрее находят ключики к подчиненным и партнерам. Природное любопытство заставляет их совать нос повсюду, а болтливость - организовывать обмен информацией. «Женщине помогает умение поддерживать эмоциональные контакты, интересоваться коллегами и партнерами, вести простые, ни к чему не обязывающие разговоры, завязывать отношения «как бы на пустом месте». У мужчин это получается хуже, потому что они более целенаправленны», - объясняет Юлия Свияш. Социолог Джуди Холл провела около 50 исследований и выяснила, что женщины - настоящий социальный барометр, показывающий настроения и намерения окружающих гораздо точнее, чем мужчины. «Женщины обладают «эмоциональным рентгеном», они способны улавливать едва различимые выражения лиц, оттенки тона, жестов, языка тела», - считает Марта Барлетта. Дамы легко формируют уютную корпоративную обстановку, создают дружные смешанные команды, мотивируют разных людей к решению общих задач. Эмоциональность также помогает женщинам получить удовольствие от работы. Женщине проще полюбить даже рутинную работу - разочарованных, недовольных, «все бросивших» среди них намного меньше, чем среди мужчин. Ставка на интуицию В 1995 году Ольге Усковой, исполнительному директору компании Cognitive Technologies (сегодня она президент одноименной группы компаний), позвонил партнер и сказал: «Оля, я тебя «кинул». Как признавалась Ускова в интервью «Карьере», минуты три она приходила в себя. «Но после этих минут у меня перед глазами возникла готовая блок-схема - что надо делать дальше. И я поняла, что женщина не мыслит последовательно. Из «а» не следует «б», из «б» не следует «в». У женщины есть интуитивный механизм, который позволяет ей мыслить готовыми продуктами». Пресловутая «женская логика» помогает связать явления далекие, с трудом подходящие для линейного анализа, но тем не менее помогающие понять суть вещей. «Стоит вспомнить психологические типы и разделение на интуитивов и логиков, - объясняет Мария Макарушкина, директор по консалтингу компании «Экопси». - У женщин чаще встречается интуитивный подход. Интуиция помогает быстро выстроить стратегию и определить цели в трудный момент или в условиях нехватки информации. Женщины умело управляют конфликтами на интуитивном уровне, в то время как мужчины больше руководствуются правилами, технологиями и логикой». По мнению Юлии Свияш, «женщина лучше чувствует не только рациональные мотивы людей, но и бессознательные, иррациональные. А, как известно, большинство поступков мы совершаем неосознанно». Инесса Смирнова, генеральный директор завода «Демидовский» (группа СУАЛ), признавалась, что, набирая сотрудников, решает, «срослась наша энергия или не срослась»: «Когда-то я пыталась давить в себе эту иррациональность - ведь хороший же специалист, надо дать ему шанс. Давала. И через месяц понимала, что с этим человеком мне не хочется общаться. Мой комфорт, моя эффективность напрямую зависят от того, с кем я работаю. Поэтому теперь я полностью доверяю своему подсознанию. Когда не могу принять решение, действую так, как больше всего хочется. Поверьте, главное, чему стоит учиться, - моментально, интуитивно находить самый короткий путь между проблемой и ее решением!» Ставка на женственность Елене Докучаевой, генеральному директору «Секвойя Кредит Консолидейшн», одного из крупнейших коллекторских агентств России, непросто давались первые контракты. Поначалу банкиры с недоверием отнеслись к коллекторам («выбивальщикам долгов»), предпочитая терять деньги, а не имидж. «Я не хочу, чтобы к моим должникам ходили люди с бейсбольной битой», - говорили финансисты, отказываясь от сотрудничества. «У меня оставался только один аргумент, - вспоминала Елена. - Я говорила: «Посмотрите на меня. Вы можете представить меня с битой в руке?» И мы получили несколько контрактов». А президент холдинга охранных предприятий «Бастион» Елена Андреева считает: «Дамы, которые уподобляются мужчинам, всегда проигрывают! Быть жалким подобием, хрипло говорить, шуметь, рассказывать пошлые анекдоты - зачем? Можно пользоваться тем, что дала природа: женщина вызывает меньшую агрессию и позитивно влияет на мужчин, которые становятся более мягкими, вежливыми, мужественными и великодушными. Однако ставка на слабость - не выход. Нужно быть прежде всего профессионалом». Мнимая слабость женщины - хорошее оружие. «Считается, что если женщина успешна в карьере и бизнесе, то это почти мужик, только в юбке. Я тоже раньше так думала, - признается Свияш. - Думала, успешная женщина стала такой именно потому, что у нее сильно развито мужское начало. Но есть черты характера, присущие женской природе. Древние называли совокупность этих качеств «инь» - женское начало. Среди успешных женщин много Женщин с большой буквы, умеющих манипулировать мужчинами используя их желание быть сильными, благородными, защитниками». «Есть неоспоримый «гендерный ресурс»: в мире, где правят сильные мужчины, к просьбам слабого пола относятся более снисходительно и готовы пойти навстречу. Этим нужно пользоваться», - согласна Макарушкина. Ставка на скрупулезность Когда казанская предпринимательница Муслима Латыпова взяла в аренду бывший магазинчик на углу Советской площади и открыла в нем небольшой супермаркет, рекламного бюджета у нее не было. Она могла рассчитывать только на качество своей продукции и на «сарафанное радио». Муслима начала продавать пироги и выпечку, изготовленные по семейным рецептам. Через некоторое время вся Казань стала ездить за пирогами к Латыповой - «сарафанное радио» сработало. На месте магазина вырос многоэтажный гипермаркет, теперь торговая марка «Бахэтле» известна в Москве. «Женщина привыкла, что ей некому перепоручить работу, но работа должна быть сделана, поэтому она не гнушается даже самой скучной заботы и добывает свои деньги тяжелым трудом», - пишет Шон Меган Бурн, автор книг по гендерной психологии. Миллионерша Элизабет Клайборн, основательница фирмы Lis Clairborne, Inc. (производство одежды для деловых женщин), которую журнал Fortune в 1992 году поставил четвертой в списке самых известных компаний Америки, говорила про себя: «Я средняя американская женщина... Потому что я привыкла зубрить и работать...» Мужчины мыслят глобально: как поднять экономику, каковы перспективы развития корпорации. Женщинам легче придумать логотип фирмы, сочинить рекламный слоган, написать квартальный отчет и отвадить инспекторов. Поэтому министры экономики - мужчины, но половина малых фирм создается женщинами. «Стратегичность мышления, ориентацию на отсроченные и труднодостижимые цели, взгляд далеко вперед, а не на детали можно отнести к мужским чертам, - уточняет Марина Мелия, доктор психологии, генеральный директор консалтинговой компании «ММ-Класс». - К женским - продвижение от этапа к этапу, осторожность, тактику step-by-step, сохранение достигнутого, его поддержание и развитие, а также недоверие и перепроверку». Кстати, сочетание чуткости и «аудиторского» внимания к деталям, умения «втираться в доверие» и использовать мужские слабости образует фатальный коктейль, делающий женщин незаменимыми для работы в секретных службах. Об этом писала в своих мемуарах «Я была шпионкой» Марта Маккенна, работавшая в годы Первой мировой войны на британскую разведку в немецких прифронтовых госпиталях. Гармония полов «Думаю, женщина стала полноправным партнером мужчины в бизнесе не только в силу эмансипации, - считает Юлия Гиммельфарб, директор интернет-портала «Человеческие Ресурсы России». - Любая стратегия нуждается в тактике, твердое решение - в дипломатичном воплощении, а логическое заключение - в интуитивном согласии с самим собой. Несколько лет назад я проводила опрос известных и успешных женщин. Один из вопросов был таким: «На что вы опираетесь в жизни и бизнесе?» И все без исключения ответили: на мужчин. Брат, муж, отец, друг... Я считаю, что самые сильные управленческие команды - те, где мужская решительность и амбициозность дополняется женской мудростью и интуицией». А Ирина Словцова, автор книги «Этим нужно воспользоваться! Гендерные различия в стилях управления», пишет: «Если перед вами успешная фирма, то всегда ищите рядом с ее руководителем-женщиной мужчину, и наоборот». Ведь еще одно важное качество женщин - умение ценить своих партнеров-мужчин. «Лаборатория Касперского», генеральным директором которой является Касперская, тому доказательство. |