Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Артемий Лебедев: Газета нужна, чтобы прибить муху

Алена Каминская

 

- Я не смотрю фильмы 
с бюджетом меньше $10 млн. Они плохие. 
- Я не смотрю фильмы с бюджетом меньше $10 млн. Они плохие.
Фото: из архива «КП».

Известный дизайнер признался в том, что одевается безвкусно, не смотрит телевизор и не читает книг

О работе

- В каком возрасте вы стали интересоваться всякими дизайнерскими штучками?

- Когда я начинал, меня слово «дизайн» не очень возбуждало. Меня возбуждало слово «реклама». И еще я фотографировал. Я думал, что  буду делать рекламу и фотографировать. Потом выяснилось, что это называется дизайн. А в детстве я такого слова не знал, и поэтому все, что имело отношение к дизайну, проходило мимо меня.

- Не кажется ли вам, что Интернет скоро вытеснит печатные издания?

- Нет. Пока Интернет нельзя в трубочку свернуть и муху на стене прибить, газета нужна.

-  Как вы относитесь к тому, что очень многие люди сидят в «паутине» часами? Для них  это уже вторая реальность, как в «Матрице».

- Очень хорошо отношусь. Когда ребенка родители спать положили, а он  читает под одеялом с фонариком книжку - это не вторая реальность?

- А чаты, форумы?

- Это то же самое, только более доступно. С книжкой нужно хоть какое-то интеллектуальное усилие применить, а в чате можно сидеть, писать букву «Ы» до бесконечности, и ты будешь своим чуваком.

- И вы в чатах сидели?

- Я свое отсидел. Я прошел все этапы от рождения этого дела. Мы  вообще были самые первые, еще когда даже Интернета не было, а была система ДжиПиЭс. Я 7 лет сидел во всех видах чатов. Мне это надоело. Я запретил всем остальным у себя в компании это делать.

О моде и телевидении 

- Помогают ли вам навыки дизайнера, например, при выборе одежды?

- Нет. Я одеваться не умею. В какой-то момент я решил, что не готов носить привычную для дизайнеров униформу: майки, брюки простые и патлы какие-то. И оделся наоборот. Купил себе костюмы, галстуки, рубашки, запонки. И все были, конечно, в полном отпаде, потому что они такой образ никогда не видели - дизайнер одет, как бизнесмен?! А для меня это был протест против того, что они-то думают, что они свободные, и при этом носят униформу.

- А есть дизайнеры, которые одеваются так же, как вы?

- Все равно все в майках ходят.

- То есть примером ни для кого не послужили?

- Я никакую позицию своей одеждой не транслирую.

- Но одеваться вы все-таки умеете. Сейчас вы вполне прилично одеты…

- Это просто сейчас вам повезло. Вообще, я совершенно безвкусно подбираю ботинки к цвету брюк и к цвету рубашки. Нельзя сравнивать внешность дизайнера с тем, что он делает - это очень большая ошибка.

- К телевидению, насколько я знаю, вы не очень хорошо относитесь?

- Российское телевидение не смотрю вообще, а иностранное смотрю в отелях.

Артемий Лебедев. «Дама с собачкой». 
Артемий Лебедев. «Дама с собачкой».

- Откуда в таком случае вы получаете информацию?

- Отовсюду. В основном та информация, которая приходит через телевидение, - это уже что-то обработанное. Полуфабрикат какой-то. Для того чтобы понять, как устроена корова, не нужно идти в кулинарию и изучать котлеты. Для того чтобы понять, как устроен мир, не надо смотреть телевизор. У меня вообще дома телевизора нет. У меня есть DVD и есть проектор, я смотрю кино.

- Наше кино или иностранное?

- Любое. Обычно я не покупаю фильмы, у которых бюджет меньше 10 миллионов долларов.

- А есть разница?

- У всех плохих фильмов бюджет меньше 10 миллионов...

- «Гарри Поттера» смотрели?

- Конечно. Я книжки не читаю, но фильмы смотрю все. В 10 лет я бы, конечно, читал «Гарри Поттера», но в то время я читал Жюля Верна. Я не люблю фэнтези и все такое.

- А фильмы как смотрите?

- С точки зрения кинематографической. Сюжет - это не то, ради чего я пошел бы смотреть, например, «Гарри Поттера».

- А книги какие читаете, помимо специализированной литературы на английском языке?

- Я их очень редко читаю. Книги на пенсии прочту.

- Мамочку свою не смотрели в «Минуте славы»?

- Нет.

- Ни разу?!

- Нет.

- А музыкальные предпочтения?

- Я слушаю МP3. Все, что без слов, чтоб не мешало работать. Простое, немножко тынц-тынц, немножко у-у-у.

О личном

- Вы сейчас выпустили интересную книжку о дизайне, а детскую книжку не хотели бы написать?

- У меня есть серия детских книжек. Я придумал идею, как надо с детьми общаться, без сю-сю.

- На равных?

- На равных. Показывать им злость и бешенство. И все прочие эмоции, чтобы они знали, что это есть. Все книжки, которые есть сегодня, были написаны в 30-е годы. С тех пор ничего нового не сделано. Либо это настолько плохо, что вообще нельзя детям давать. Маршак, Чуковский… это все замечательно. Но «Мойдодыр» был нужен, когда люди вообще не мылись, была поганая гигиена. А сегодня у детей уже мобильные телефоны. На ребят они действуют просто магическим образом. Они меняются, становятся самостоятельными.


Артемий Лебедев. «Пользователи». 
Артемий Лебедев. «Пользователи».

- Телевизора у вас дома нет, а СВЧ-печка, дизайн которой вы придумали, есть?

- На работе. У нас две кухни, там две микроволновки. А дома у меня готовит специальная женщина, и микроволновка ей совершенно не нужна.

- Квартира у вас все еще съемная?

- Съемная.

- Неужели не накопили на свою?

- Я просто не считаю нужным тратить деньги непонятно на что. То, что в Москве стоит миллион, на самом деле стоит 100 тысяч. Я не готов переплачивать, потому что я в этом разбираюсь. А те, кто не разбираются, те переплачивают.

- Но ведь хочется, чтобы было свое…

- Я в съемном сделал свое и счастлив. И так может сделать каждый. Я новый пол постелил, стены все переделал, одну даже снес. Ванну построил.

- Как вы все успеваете - руководить, работать… Вы трудоголик?

- Мне просто лень уйти с работы.

КОМПЕТЕНТНО

Лебедев считает, что слово «кофе» должно быть среднего рода:

- Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен - он). В газетах писали: «наш метро».

…«Кофе - он» - такая же глупость и архаика, как январское отмечание Рождества «по старому стилю». Кофе должно быть среднего рода.

ДОСЬЕ «КП»

Артемий Лебедев родился в Москве 13 февраля 1975 года. Праправнук Алексея Николаевича Толстого. Мама - писательница Татьяна Толстая. Папа - профессор, филолог Андрей Лебедев.

Два курса проучился на журфаке МГУ. В 1992 году основал с партнером свою первую студию «А-квадрат». Разрабатывал «Яндекс» (www.yandex.ru), сайт московского метро (www.metro.ru), электронное собрание сочинений Акунина (www.akunin.ru ), дизайн часов, аудиотехники, стиральных машин, логотипы и т. д. С 2001 года занимается промышленным дизайном. В 2001 году студия Артемия Лебедева получила награду на фестивале «Каннский лев» за Интернет-разработки. Был автором идеи четырехбуквенных названий книг Татьяны Толстой «Кысь», «Ночь», «День». Является прототипом героя романа Татьяны Устиновой «Запасной инстинкт».

Холост.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=6768