Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
В МГУ состоялось обсуждение энциклопедического словаря "Религиоведение"
Обсуждение энциклопедического словаря "Религиоведение", выпущенного в сентябре 2006 года издательством "Академический проект", состоялось 30 мая на философском факультете МГУ. Как сообщила доктор философских наук, ответственный секретарь научно-теоретического журнала "Религиоведение" Екатерина Элбакян, обсуждение проводится в связи с подготовкой к выходу издания "Энциклопедия религии", рассчитанного на более широкую аудиторию. "Энциклопедия религии" выйдет на базе того же авторского коллектива и того же издательства объемом в 250 иллюстрированных страниц. В обсуждении приняли участие религиоведы, философы, представители религиозных организаций, преподаватели учебных заведений, журналисты. По словам одного из титульных редакторов словаря профессора Андрея Забияко, в словарь "Религиоведение" пытались "интегрировать все лучшее, что существует". Словарь "Религиоведение" важен для образования, но важен и с точки зрения религиозной ситуации в стране, - это то издание, которое "не несет религиозных предпочтений" и может способствовать "снятию стереотипов". Научный консультант Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Александр Кырлежев отметил, что "бросается в глаза" контрастная стилистика - рядом с блестяще написанными статьями присутствуют статьи, где "рассказывается самая общая информация". По его мнению, "нужен был глаз со стороны конфессионального сознания". Сопредседатель Института свободы совести Сергей Мозговой указал на недостатки методологического и терминологического характера. В частности, он предложил закавычить термин "секта религиозная", т.к. понятий "секта", "ваххабизм", в науке не существует. Заведующий кафедрой философского факультета Свято-Тихоновского богословского университета Виктор Лега дал высокую оценку словарю, отметив, что "большинство статей написано замечательно". Говоря о религиоведении в целом, он считает, что оно до сих пор не отмежевалось от советского атеизма. В частности, статья словаря о религии "страдает противоречивостью современного религиоведения". Многие статьи могли бы быть более развернуты, отметил выступавший. В словаре, например, не сказано, какого вероисповедания придерживались некоторые философы, а в статье об астрологии не говорится об отношении к ней христианства. Доктор философских наук, профессор МГУ Игорь Кантеров считает, что следует говорить "не об атеистическом, а скорее о секулярном религиоведении", свободном от конфессий. Но сегодня мы являемся скорее "свидетелями конфессиоцентризма", отмтеил он. По его словам, в словаре "нет атеистического надрыва". Сам выступавший писал статьи о НРД (новых религиозных движениях - прим. ред.), "но при этом не занимался ни их апологией, ни их шельмованием", сообщил он. В частности, термин "секта" Игорь Кантеров считает правомерным "без всяких кавычек". "Другое дело, когда термин секта наделяется криминальными характеристиками", - сказал он. В связи с этим, заключил И. Кантеров, термин "тоталитарная секта", изобретенный Дворкиным, "должен быть помещен в раздел уголовного права". Владимир Тюшагин, ведущий редактор редакции католицизма Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия", отметил, что достоинством словаря "Религиоведение" является объективность большинства статей, чего нет в "атеистическом религиоведении". Ошибки есть в любых энциклопедических изданиях, отметил он, даже в Православной и Католической энциклопедиях. "Методология российского религиоведения только вырабатывается", - подчеркнул выступавший. По его мнению, статья "Христианство" и связанные с ней тексты получились менее гладкими, чем блок, посвященный восточным религиям. Пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви, историк и публицист Владимир Солодовников считает словарь "Религиоведение" серьезным научным изданием. При этом он призвал "не сталкивать лбами научность и конфессиональность", отметив, что можно "синтезировать научный и конфессиональный компоненты". И хотя авторы, принадлежащие к разным конфессиям, писали прежде всего с научных позиций, "вера все равно пробивается через научность статей", считает он. Доктор философских наук, религиовед Сергей Иваненко заявил, что "жизнь показала - светское религиоведение состоялось на современном этапе". С религиоведением считаются и те, кто представляет духовные и конфессиональные учреждения. Что касается самого религиоведения, то оно "знало разные этапы, как и любая наука". Словарь "Религиоведение" полезен для воспитания толерантности людей, необходим и для чиновников госучреждений. В ходе обсуждения были высказаны замечания по словнику, персоналиям, а также по отдельным статьям словаря. Титульный редактор словаря, кандидат философских наук Александр Красников рассказал о перспективах работы: после выхода "Энциклопедии религии", запланированного на осень, "есть мечта" издать 5-томный иллюстрированный словарь "Религиоведение". К уже имеющемуся кругу авторов необходимо добавить многих известных западных религиоведов. Слабые статьи (например, в "православном блоке") стоит заменить, считает он. Главный редактор издательства "Академический проект" Антонина Аншукова в интервью "Благовест-инфо" сообщила, что высказанные замечания будут учтены при подготовке "Энциклопедии религии". Эта работа представляется особенно важной в связи с тем, что в средней школе вводится цикл религиоведческих дисциплин. В "Энциклопедии религии" будут сняты "вопросы чисто религиоведческие", но будет усилен блок фактографии, артефактов, религиозных памятников, религиозной культуры и т.д., так чтобы издание могло стать хорошим дополнением к вышедшему учебному пособию под ред. академика Чубарьяна "Религии мира: история, культура, вероучение". |