Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Виктор Лавренко: «Не нужно делать не хуже, нужно делать лучше!»
Как и кому пришла идея создать интеллектуальную поисковую систему? Идея пришла в голову студентам МГУ им.М.В.Ломоносова, которые в то время занимались исследованиями в области искусственного интеллекта, а я осуществлял их финансовую поддержку. На тот момент проект оставался абсолютно теоретическим, научным трудом. Однако, по прошествии примерно года исследований, вместе с научными руководителями мы решили, что поскольку наш факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) является прикладным, эти исследования получаются немного «не в формате», слишком теоретическими. Поэтому переориентировали наш проект из исследовательского в практический. Из кого состоит коллектив Nigma.ru? Наш проект можно назвать студенческим. Коллектив состоит, главным образом, из студентов и аспирантов МГУ. На сегодняшний день постоянных сотрудников 5. Нам помогают многие студенты. Они пишут о найденных багах, присылают HTML коды с ошибками. Если человек разбирается в HTML или Javascript, часто просим его самостоятельно поправить ошибки, и многие это делают. Наверно много студентов не только из МГУ хотели бы присоединиться? Желающих достаточно. Ежегодно мы проводим семинары, посвященные работе Nigma.ru. Студентов собирается много. Начинаем рассказывать, чем мы занимаемся - люди пугаются, разбегаются по углам (смеется). Но проблемы с нехваткой кадров у нас нет - программистов много. Кому-то может не хватать квалификации, но главное здесь - желание работать и учиться. Наш университет славен тем, что здесь учат учить. Так что проблем научить не будет! В России аналогов Nigma.ru нет, а как обстоят дела за рубежом? Есть американский аналог, поисковая система Vivisimo.com. Но я считаю, мы сделали Nigma.ru даже лучше, наши кластеры устроены по-другому. Этой осенью вами обещан запуск нового поискового проекта. Как долго осталось ждать? Есть несколько совершенно глупых проблем. Вот коробки, в них серверы, о покупке которых мы заявили. Проблема состоит в том, что нам их просто некуда ставить, пока занимаемся проблемой их хостинга. Не хочется раньше времени говорить о подробностях. Думаю, что в октябре проект будет запущен. Расскажите, что это за проект? Проект рассчитан на Штаты и запускать его мы будем там. Почему не Россия? Просто российский Интернет, по своей информационной наполняемости и по своей структуре еще не совсем к этому готов. А в Штатах все уже готово. Это будет новый поисковик, который будет работать совсем по-другому. В ближайшее время мы об этом подробно расскажем. Как и все новое, эта идея - хорошо забытое старое, просто применительно к Интернету ее еще не использовали. Почему не хотите патентовать новую поисковую технологию? Мне кажется, патентовать алгоритм бессмысленно. Во-первых, его нужно патентовать не как алгоритм, а как метод. А во-вторых, небольшие изменения в этом методе - и это уже другой метод. Поделитесь с любым, кто попросит? Поделимся, в том смысле, что пригласим всех желающих принять в нем участие. Ну а если это «черный» оптимизатор, который хочет повлиять на результаты, скажу лишь, что это будет не так-то просто. Впрочем, есть и другая точка зрения. Например, авторы поисковика Nutch говорят так: плохо, что оптимизаторы видят наш исходный код: во-первых, мы его постоянно меняем, улучшаем, а во-вторых, они все равно догадаются. Борьба с черной оптимизацией больше организационная, а не алгоритмическая. Оптимизаторы - в первую очередь люди, а победить человека с помощью только алгоритмов невозможно. Nigma.ru начала тестировать свой AJAX-интерфейс для отображения результатов кластеризации. С какой целью? Мы запускали AJAX сразу, после того как его запустила Quintura. Просто было интересно проверить выдвинутую ими гипотезу: пользователям важнее интерфейс, а не функциональность. Например, у Windows красивый интерфейс - им пользуются все, а у MS DOS наоборот, поэтому им практически не пользуются. Запустили и поняли, что гипотеза была неверной. Функциональность важнее. Графический в данном случае - не «красивый», а «наглядный», а это уже функциональность. AJAX- версия - это не будущее поиска, будущее за функциональностью. Как проходит тестирование? Тестирование показывает, что пользователи как-то неохотно пользуется AJAX`ом. Это такая красивая игрушка, кому-то нравится, кому-то нет. В нашем поисковике сейчас им пользуется только 2% пользователей. Кто, кроме Mail.ru, оказывает поддержку Вашему проекту? Из коммерческих компаний нам помогает Яндекс, размещает «директовскую» рекламу в результатах. За что перечисляет нам некоторые деньги, на которые мы и покупает новые сервера. Как долго Nigma.ru будет оставаться некоммерческим, только научным проектом? Можно быть одновременно и научным, и коммерческим. Я думаю, мы всегда будем в первую очередь научным проектом, будем концентрироваться на разработке новых алгоритмов, новых подходов. И никогда не будем заниматься тем, что называется «делать не хуже других». Такой вот девиз! Сколько поисковых запросов в сутки обрабатывает Nigma.ru сейчас? Навскидку сложно сказать, я за статистикой не слежу. Но не меньше ста тысяч, это точно. Как Вы думаете, что заставляет пользователей обращаться к вашему поиску? Это лучше спросить у пользователей. Я думаю, что этому может быть несколько причин. Одной является кластеризация. Например, на 100% запросов, больше 30% происходят с использованием кластеров. Нажатие на кластеры происходит чаще, чем перелистывание страниц результатов поиска. Это подтверждает то, что люди реально пользуются кластерами. Как обстоят дела с индексацией собственной базы? Мы занимаемся этим, у нас есть свой индекс. Все дело в том, что «не нужно делать не хуже, нужно делать лучше». Мы доказали, что можем делать не хуже, продемонстрировав свой индекс в ноябре 2005 года. А вот чтобы сделать лучше - нужна совершенно другая модель. Ее разработкой мы и занимаемся в нашем американском проекте. Новые поисковые системы появляются не каждый день. Вот Вебальта ставит жесткие цели - 30 процентов рынка, а Вы? В первую очередь, Nigma - это научный проект. Главное, что нас интересует - это разработка нового, полезного продукта. Поэтому цель и политика у нас немного другие. Но что касается доли рынка, американский рынок настолько большой, что на нем любая доля - уже хорошо. Поэтому наша «жесткая цель» - это создание принципиально новых алгоритмов, что, как мне кажется, у нас вполне неплохо получается. Если у Вас такой необычный поисковик, подразумевает ли это отсутствие необходимости оптимизации сайтов под него? Если говорить об оптимизации вообще, следует сказать что оптимизаторы, как правило, борются не с поисковой системой, а друг с другом. Поисковой системе все равно кто на первом месте, кто на втором в результатах выдачи, главное, чтобы сайты были релевантными запросу пользователя. В этом смысле поисковая оптимизация будет нужна всегда, она не зависит от поисковика, она зависит от рынка. Если на одно и то же слово претендует множество конкурентов, они будут друг с другом воевать. А поисковая система с трудом может быть арбитром между оптимизаторами, она может быть арбитром между релевантными и нерелевантными результатами выдачи. |