Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

ПО БАКАЛАВРСКОМУ СЧЕТУ

"Огонек"
Беседовала Анастасия АСКОЧЕНСКАЯ

 

Через три года российские вузы поделят студентов на бакалавров и магистров. Зачем?

П рошедший год закончился под бурные споры о том, что делать с нашим образованием. Министр Андрей Фурсенко предложил унифицировать российские стандарты образования под европейские, сделать обучение в школе 12-летним, повсеместно ввести Единый госэкзамен, а высшее образование перевести на бакалавриат и магистратуру. Уже весной в Думу поступит пакет законов, подводящих под эту реформу законодательную базу. На внедрение каждого из направлений дано не более 2 -- 3 лет (стартовый -- наступивший, 2005-й). Одним из первых бурно отреагировал ректор главного вуза страны -- Московского университета -- Виктор Садовничий, резко выступив против деления высшего образования на две ступеньки и даже пригрозив уйти в отставку. За этими спорами забыли о главном: объяснить всем, почему бакалавр + магистр лучше нынешнего дипломированного специалиста. «Огонек» пытается ответить на этот вопрос

Из первых рук

Насколько проработан переход российских вузов на бакалавриат и магистратуру? Просчитана ли новая система с точки зрения финансов? Сделает ли реформа конвертируемым российский диплом? На вопросы «Огонька» отвечает Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор знаменитой «Вышки» -- ГУ-Высшая школа экономики. Именно в ее стенах разрабатывается реформа нашего образования

ОГОНЕК: Зачем нашему высшему образованию переходить на двухуровневую модель -- бакалавриат и магистратуру?

-- Надо привести в соответствие спрос на высшее образование и потребность рынка в нем. В России -- «навес высшего образования». 88% семей считают его необходимым или желательным для своих детей, 67% -- готовы платить за него значительные, по их меркам, деньги. Прием в вузы вырос за последние 10 лет больше чем в два раза. К 2010 году количество выпускников высшей школы достигнет 1,5 миллиона человек в год. В то же время экономика востребует не больше чем 500 -- 700 тысяч специалистов с высшим образованием.

ОГОНЕК: А разве остальные остаются без работы?

-- Они востребуются экономикой, но на таких рабочих местах, которые высшего образования не предусматривают, где нужна просто общая культура. Особенно в сфере сервиса, где необходимо работать не «со станком и с деталью», а с другими людьми. Линейные менеджеры, специалисты по продажам, коммивояжеры, продавцы, турагенты, секретари и офис-менеджеры -- все они, как правило, закончили непрофильные вузы. Но найти среди них людей без какого-то высшего образования уже трудно. Демпинговое предложение на рынке труда, формируемое бывшими студентами, выталкивает с него конкурентов с более низким образованием, пусть его и достаточно для исполнения этих обязанностей. Мы встречали объявления -- «организации требуется курьер, желательно с в/о». Ясно, что если придет кто-то без в/о, то его шансы невелики.

ОГОНЕК: Что включает в себя понятие «бакалавриат»?

-- В разных странах по-разному. В России эту роль сегодня выполняет 5 -- 6-летнее невостребованное профессиональное образование. Не секрет, что сложились целые сектора вузов, которые поставляют на рынок таких людей. До 60% студентов педвузов изначально не собираются работать по специальности, в медицинских, аграрных, инженерных институтах, в военных училищах такая доля несколько ниже, но тоже «зашкаливает» за приемлемый уровень. Затем, к 3 -- 4-му курсам, многие студенты понимают, что им не достанется хороших рабочих мест по специальности, устраиваются на любую подвернувшуюся «чистую» работу и начинают просто манкировать занятиями. Обидно то, что именно на 4, 5, 6-х курсах сосредоточены самые редкие и дорогие преподаватели, себестоимость обучения здесь в 1,5 -- 2 раза выше, чем на младших курсах.

Предлагая ввести 2 ступени высшего образования, правительство просто приводит его структуру в соответствие со сложившимся положением.

ОГОНЕК: Но бакалавриат во многих странах -- три года. Почему бы не сделать это у нас?

-- Такие предложения были. Я считаю, что они не принимали во внимание существенного различия между российским образованием и тем, что существует на Западе. В европейских и американских вузах, как правило, нет таких предметов, как иностранные языки, философия, экономика, право -- все это преподается в школе. Продолжительность обучения в «их» школе 12 --13 лет, а у нас 10 -- 11. Так что «лишний год» объективно нужен.

После реформы в вузах будет введен академический бакалавриат. После четырех лет учебы в нем студенты станут сдавать экзамены на программу второго уровня: специалиста или в магистратуру. Кстати, никто подготовки и диплома специалиста отменять не собирается. Но для этого достаточно одного года, а не двух, как в магистратуре. При такой системе из вузов будут по-прежнему выходить профессионалы, готовые работать по конкретной специальности: инженер, врач, юрист. А бакалавры смогут рассчитывать на те рабочие места, куда сейчас идут выпускники непрофильных вузов. Их профессионализм будет пополняться в процессе работы. При нынешней схеме государство тратит на подготовку специалистов в два раза больше денег.

ОГОНЕК: Значит, на введении бакалавриата и магистратуры удастся сэкономить?

-- Вот уж сэкономить на образовании точно не удастся. По-моему, это очевидно всем. У нас в среднем на обучение одного студента вуза в год тратится 700 долларов. Это не просто на порядок меньше, чем в развитых странах (Европа -- 11-- 12 тысяч, США -- 20 --25 тысяч). Это меньше, чем мы в России тратим на обучение одного школьника, одного воспитанника детсада, одного учащегося ПТУ. Такой картины нет больше ни в одной стране мира. Мы занимаемся массовой имитацией высшего образования -- ничего другого за такие деньги сделать просто нельзя.

Считаю, сегодня мы нашли оптимальный ответ -- не отказывать всем желающим в получении общего высшего образования. Но оптимизировать его объем до четырех лет. На вторую ступень отбирать через вступительные экзамены и ограничить прием.

Нужно двойное ограничение на магистерские программы. Первое -- туда должны попадать только те, кто очевидно найдет для себя работу по специальности. Либо самые сильные студенты (отбирать будут руководители магистерских программ), либо те, кто готов заплатить -- или за кого готовы заплатить работодатели. Второе -- магистратура должна быть только в тех вузах, где есть исследователи. Только таким вузам может быть оставлен статус университетов и академий. И финансироваться магистратура должна с учетом исследовательской компоненты -- в среднем в три раза выше, чем бакалавриат. Для России это будет составлять от пяти тысяч долларов в год в расчете на студента.

ОГОНЕК: Учеба в магистратуре станет платной?

-- Не полностью. Магистратура в исследовательских университетах должна быть бесплатной, потому что там готовятся кадры не для коммерческого сектора, а для пополнения академического сообщества. Но магистратура, ориентированная на рынок, должна быть платной, потому что в этой ситуации студент знает, где станет работать. Он может договориться со своим будущим работодателем о финансировании своей специализации. Работодатель заплатит за год-два «доводки» специалиста до нужного уровня. Магистратура удобна еще и тем, что на нее проще взять кредит. Связываться с полным кредитом на 5 лет обучения студент не станет -- его практически невозможно вернуть. А на год -- вполне реально. Его можно возвращать потом, устроившись на работу.

ОГОНЕК: Имеют ли наши бакалавриат и магистратура хоть какое-то отношение к западному опыту?

-- В западных странах нет единой унифицированной системы образования. Где-то магистратура подразумевает учебу в течение двух лет, а где-то -- одного года. И нам не следует равняться на модель образования какой-то одной страны. Даже знаменитая Болонская конвенция -- это просто шкала соответствия учебных стандартов разных стран. Она никоим образом не угрожает национальным традициям образования, сложившимся в Германии, Англии, США и России. Никто не заставляет нас переходить на облегченную модель бакалавриата американского типа, где студент волен выбрать десяток предметов и в результате не получить никакой квалификации.

ОГОНЕК: Ярый противник двухуровневой системы высшего образования ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что в результате реформы могут пострадать традиционные степени кандидата, а в особенности, доктора наук. Нужны ли они современному образованию и науке?

Круговорот учащихся в России (в млн. чел.): 1,30 - в 2004г.; *- Прогноз на 2010г.

-- Реально в сегодняшней Росссии значение степеней доктора и кандидата наук зависит от того, где человек защитился. Если защита состоялась на мехмате МГУ, то я с большим уважением отнесусь к обеим степеням. Но вот на кое-каких гуманитарных факультетах моего же родного МГУ -- уже не уверен. Сложившаяся система присуждения степеней беззащитна перед коррупцией. Она подрывает базовые принципы существования академической иерархии. Сплошь и рядом работу пишет один человек, а степень получает другой, соответствующим образом оплатив услуги исполнителя. Эта болезнь поразила все экономические науки, педагогику, право. На базе некоторых университетов сформировались настоящие конвейеры по защитам, до тысячи аспирантов, три четверти -- платные. В науке из них остается 5 -- 10%, остальные туда и не заходили. Практически все ведущие современные экономисты -- Олег Вьюгин, Евгений Гавриленков, Сергей Алексашенко, Андрей Белоусов, Андрей Клепач, Олег Ананьин, то есть те, кто разрабатывает политику и котируется как эксперт -- даже не затевались с защитой докторской, потому что в нашей среде она перестала означать что бы то ни было. Такие исследователи, как Владимир Мау или Вадим Радаев, кто защитился -- сами украшают степень доктора экономических наук, а не она их.

ОГОНЕК: А включение России в Болонский процесс будет способствовать конвертации наших дипломов на Западе?

-- Болонский процесс предполагает введение кредитной системы. Имеет смысл сделать конвертируемой систему кредитов российского высшего образования. Но у нас гораздо больше аудиторных часов -- порядка тысячи в год. Вот их-то нужно адаптировать к 350 аудиторным часам, принятым на Западе. По-моему, это проблема технического порядка и она вполне решаема. Если будет отработана система конвертируемых кредитов, наши бакалавры смогут рассчитывать на зачисление в магистратуру европейского университета.

ОГОНЕК: Но чаще всего трудности с признанием российского диплома возникают во время устройства на работу в западную фирму. Эту ситуацию можно как-то улучшить с помощью двухуровневой системы образования?

-- В целом -- да. Работодатель ориентируется на понятные ему нормы. Но я бы не переоценивал «фактор диплома». Известно, что россиянину устроиться на Западе врачом практически невозможно, потому что там очень жесткая система формальных требований. Она задается не вузовской средой, а профессиональным медицинским сообществом, стоящим на страже своего рынка труда. А вот если ты программист или прикладной математик -- смотрят исключительно на твои способности. Потому что профессии дефицитны. Только язык знать надо.

ОГОНЕК: Заинтересованы ли западные работодатели в Болонском процессе?

-- В очень большой степени. В Европе складывается единый рынок труда, и работодатели хотят иметь четкие ответы на то, что они кому должны в соответствии с дипломом, и как он соотносится с национальными системами образования. Например, в Голландии вместо магистров -- докторантусы. Представители других стран добросовестно принимали их за докторов наук...

То есть система аттестации должна стать прозрачнее. Если мы хотим стать частью Европы, то нам нужно вписаться в Болонский процесс.

ОГОНЕК: По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, в 2005 году продолжится эксперимент по введению системы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), которые будут выдаваться выпускникам школ по результатам Единого госэкзамена. Хватит ли ГИФО для оплаты в бакалавриате?

«Бакалавры смогут рассчитывать на те рабочие места, куда сейчас идут выпускники непрофильных вузов»

-- В Конституции записано, что каждый гражданин на конкурсной основе имеет право получить бесплатное образование за счет государства. А ГИФО как раз является реализацией этой гарантии, представляя собой нормативное финансирование учебы в бакалавриате по выбору самого студента. Государство как бы доверяет лучшим выпускникам школы самим выбрать профессию. ГИФО будет начисляться по нескольким параметрам -- результатам ЕГЭ, победам в федеральных предметных олимпиадах и на федеральных предметных конкурсах. По нашим расчетам, в 2008 году из 1,5 млн человек, поступивших в вузы, примерно 450 тысяч будут иметь ГИФО, причем нескольких категорий. Высшая категория достанется 20 тысячам победителей федеральных олимпиад (ГИФО -- 6 тыс долларов в год), первая -- это те, кто на ЕГЭ набрал больше 80 баллов (50 тысяч человек, ГИФО -- 3 тысячи долларов в год), вторая категория -- те, кто набрал больше 70 баллов (130 тысяч человек, ГИФО -- 1,5 тыс долларов в год), третья -- больше 60 (250 тысяч человек, ГИФО -- 700 долларов). По предварительным расчетам, 85 -- 90% получивших ГИФО не будут доплачивать за свое образование, 10 -- 15% -- будут. Тогда мы увидим реальную конкуренцию между вузами -- и не ценовую, а конкуренцию качества.

ОГОНЕК: А государство потянет такую высокую поддержку?

-- Потянет при условиях роста образовательного бюджета на 10% в год в реальном выражении и уменьшения числа получателей до 35 процентов приема. Но доля тех, кому государство помогает получить высшее образование, не сократится по сравнению с сегодняшним днем. Наряду с теми, кто заслужил ГИФО, в вузах будут учиться до 10% тех, кто получит государственную возвратную субсидию. Это субсидия, которая дается не по результатам ЕГЭ, а в связи с потребностью государства в той или иной специальности. Допустим, выпускник сельской школы не слишком успешно сдал ЕГЭ, но России нужны врачи в сельской местности, и он может подписать контракт, по которому государство даст эквивалент среднего ГИФО для финансирования обучения и стипендию в размере прожиточного минимума. Отучившись, молодой человек отправится в село и отработает потраченную на него госсубсидию.

ОГОНЕК: Каков ваш прогноз: сохранится в вузах отсрочка от армии или нет?

Кто учится в России (в тыс. человек)

-- Эту проблему нужно решать в комплексе с реформой армии. В результате реформы образования должны закрыться псевдовузы, то есть те учебные заведения, которые не дают реального образования. А в них сейчас поступают 200 -- 300 тысяч человек в год. Но армия нуждается в ежегодном призывном контингенте 400 -- 450 тысяч и недобирает где-то 40%. То есть получается, что одно закрытие псевдовузов практически «закроет» призывные потребности армии. Сегодня много разговоров об отмене отсрочки в связи с сокращением срока службы. Но я сомневаюсь, что можно одним махом преодолеть сложившееся в обществе предубеждение к срочной службе. Для изменения отношения к армии в ней нужно вводить альтернативные структуры. Например, что-то типа национальной гвардии, когда солдаты могут на выходные уходить домой. На мой взгляд, имело бы смысл формировать части с контингентом, однородным по уровню образования. Если собрать части из одних студентов, уверен, дедовщины там не будет.

ОГОНЕК: Как, на ваш взгляд, отреагируют рынок труда, работодатели, рекрутеры и т.д. на введение двухступенчатой системы? Насколько быстро в России научатся различать дипломы бакалавров и магистров и ценить последние?

-- Рынок труда ждет появления соответствующего закона. Появится закон -- реакция будет очень быстрой. Те работодатели, которые сегодня предоставляют рабочие места людям с общим высшим образованием, завтра будут ориентироваться на бакалавриат, а те, кому нужны именно специалисты (инженеры, медики, юристы), будут искать обладателей магистерского диплома.

ЗАЧЕМ НАМ БОЛОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ?

18 июля 1999 года министры образования европейских государств подписали Декларацию о европейском пространстве для высшего образования. Суть декларации: страны ЕС готовы в большей степени унифицировать национальные системы образования, ввести систему взаимозачетов среди различных учебных заведений и облегчить перемещение профессоров, преподавателей и студентов между вузами Европы. Сегодня в Болонском процессе участвуют Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Решение о присоединении России к Болонскому процессу было принято в сентябре 2003 года. Оно вызвало живейшие споры и породило множество проблем. Существующая модель образования далека от общеевропейской, а законодательной базы на этот счет пока не существует. Правда, соответствующие законы, подготовленные Минобразом, могут быть рассмотрены Госдумой уже весной.

Что нужно ввести? Во-первых, систему универсальных зачетных единиц сродни европейской кредитной системе, в которой кредит за пройденный курс -- это «единица трудоемкости», то есть показатель успехов и прилежания студента по тому или иному предмету. Во-вторых, нужно принять приложение к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), где главное -- грамотно перевести на английский язык описание дисциплин, составляющих государственный образовательный стандарт. В-третьих, нужно перейти на двухуровневую систему высшего образования, то есть бакалавриат и магистратуру. Отсутствие международного сертифицированного диплома уже сегодня является препятствием для выпускников наших вузов на интернационализирующемся рынке труда.

Однако у Болонского процесса есть и противники. Западные эксперты считают, что активное перемещение из вуза в вуз и чрезмерная свобода при выборе курсов будут давать студенту диплом, не свидетельствующий о серьезной квалификации.

ОТКУДА ПОШЛИ БАКАЛАВРЫ И МАГИСТРЫ

Когда-то в средневековой Европе бакалавры были оруженосцами, эдакими малограмотными подвассалами у военачальников, ходили с ними в Крестовые походы и не задумывались о своем интеллектуальном росте. И вдруг в начале XIII века папа Григорий IX, вроде бы занятый укреплением одной лишь инквизиции и отвоеванием Гроба Господня, взял да и присвоил их титул низшей академической степени в Парижском университете. Так это понятие и закрепилось в большинстве университетов Западной Европы за студентами, завершившими первый этап образования. В России бакалаврами одно время именовались преподаватели духовных академий. В конце XVIII века эту степень стали давать выпускникам Учительского института при Московском университете. И только на родине -- во Франции -- с 1808 года окончание бакалавриата означает лишь завершение средней школы и дает право поступления в университет.

Магистры появились и того раньше -- в Древнем Риме, и этот титул тоже имел весьма воинственное значение. Под магистрами народа (Magister populi) скрывались самые настоящие диктаторы, им помогали магистры всадников, поддерживавшие власть диктаторов кавалерией. Но в Средние века магистров ни с того ни с сего «переквалифицировали» в учителей «семи свободных наук и искусств», а позже -- в ученую степень на философском факультете. В дореволюционной России степень магистра существовала на всех факультетах университетов, кроме медицинского. Лица, получившие ее, имели право заведовать кафедрой. Эта степень присуждалась после окончания университета, сдачи устного испытания по данной отрасли науки и публичной защиты диссертации, одобренной факультетом. Сегодня магистр -- это вторая академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях США, Великобритании и других стран, где принята англо-американская система высшего образования. Как правило, по юридическим и медицинским специальностям степень магистра не присуждается, вместо нее принята степень доктора права и доктора медицины.

АРГУМЕНТЫ ЭКСПЕРТОВ

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: -- Поскольку мы стали участниками Болонского процесса, а значит, и частью европейского образования, то должны соответствовать международным стандартам. Двухуровневое образование не является чем-то принципиально новым для нашей страны: подготовка кадров всегда включала в себя этап общих знаний и этап специализации.

Александр ШИШЛОВ, экс-депутат Госдумы, экс-председатель Комитета РФ по образованию и науке: -- Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, нам нужно участвовать в построении общеевропейской системы. Однако для того, чтобы наши дипломы признавались, нам необходимо повсеместно перейти на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц.

Александр ШОХИН, президент ГУ-ВШЭ: -- Сейчас по одним и тем же специальностям существует фактически трехступенчатая система -- бакалавр, специалист, магистр. Попытка перейти полностью на двухступенчатую систему предполагает, что должен быть закрытый перечень специальностей, по которым готовятся дипломированные специалисты, например: врачи, инженерные специальности и т.д. То есть те, для кого уровень бакалавриата не может гарантировать высокого профессионального специализированного образования.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ: -- Безусловно, интегрироваться в международное образовательное сообщество нужно. Я -- горячий сторонник сотрудничества. Но, к сожалению, мы пошли не тем путем. Мы сразу решили, что надо подписать и со всеми последствиями. Отсюда -- бакалавр-магистр и т.д. А я посчитал, что мы должны были поставить другой вопрос: компетентность специалиста. Что это означает? Давайте возьмем диплом, скажем, выпускника мехмата МГУ. Диплом пятикурсника. И положим на стол учебные планы, нагрузку, предметы, последовательность изучения этих предметов и его итоговую компетенцию. Он учился пять лет, но это уже ученый. И я задаю вопрос: пусть другой зарубежный университет положит на стол те же учебные планы и предъявит компетентность его выпускника. Но, извините за это высказывание, я думаю, что в мире такого университета нет

В материале использованы фотографии: AP, PHOTOXPRESS

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=621