Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Ответственность в числах
Лилия Гречко
Крупнейшие деловые издания мира ставят Брайана Трейси в один ряд с такими гуру менеджмента, как Том Питерс, Джим Коллинз и Джек Траут. Его семинары посетило уже более миллиона человек, а среди корпоративных клиентов - BMW и BAYER, TOYOTA и FORD, BANK OF AMERICA и IBM. Этой весной он приезжал на Урал с новой программой «Как эффективно управлять компанией». О том, как повысить свой личный уровень ответственности, мотивировать на это сотрудников, и как это может повлиять на результаты фирмы, в беседе с Лилией Гречко.
Лилия Гречко: В бизнесе способность человека взять на себя ответственность за результат видна сразу. В частной жизни это цифруется труднее? Брайан Трейси: Почему же? Стремление переложить ответственность на других бросается в глаза в любой ситуации. Но если вы ее взяли - цифры выбрать нетрудно. Например, многие считают, что об их образовании должен заботиться кто-то другой - скажем, государство или родная компания. Но на самом деле, как только вы окончили школу, дальнейшее совершенствование - это на сто процентов ваша личная ответственность. Попробуйте инвестировать в свое образование хотя бы 3% личного дохода - отдача будет впечатляющей; будущие доходы могут быть в десятки раз больше. Я имею в виду любые виды обучения - книги, дистанционное образование, различные семинары и тренинги. Взрослые люди в среднем читают по своей профессии меньше одной книги в год. Отведите этому хотя бы час в сутки, вместо того чтобы смотреть телевизор или просматривать газеты. Таким образом, вы будете прочитывать в среднем одну книгу в неделю, 50 в год, 500 за десять лет; естественно, это отразится на вашей конкурентоспособности на рынке труда. Другой при мер: когда вы в последний раз спрашивали себя: сколько я смогу продержаться, не работая вовсе? Сумму, которую необходимо будет откладывать, чтобы сохранить привычный уровень жизни после ухода на покой, можно вычислить легко - как и срок накоплений. Средний американец, например, на создание собственной финансовой независимости тратит 22 года. При этом в Штатах 80% населения мыслит месячными или годовыми заработками, и только 10% думают о том, как повысить стоимость своего рабочего часа. Л.Г.: Есть ли у вас личный инструмент, позволяющий ее увеличить? Б.Т.: Когда я начинал работать, в штате моей компании было примерно 150 человек; меня приняли одним из последних. С самого начала я выбрал стратегию: выполнять любое задание своего шефа с максимальной скоростью и сразу же брать на себя новую ответственность. Я бегал за работой, как собака за палкой, возвращался к шефу и говорил: «Я все выполнил, дайте мне новое задание». Он отвечал: «Ну ладно, дай мне подумать». В конце концов, он обрисовывал мне новый круг обязанностей и говорил: «Можешь взять это». Через неделю, когда я клал на его стол нужные документы, он удивлялся: «Я думал, это займет вдвое больше времени». - «Я хотел это выполнить побыстрее и могу взять следующую работу» - возражал я. И так день за днем. Через год я уже управлял тремя отделениями с доходностью в 50 миллионов долларов. Спустя некоторое время я нанял бывшего главного бухгалтера для работы в моей собственной компании. И тот вспомнил: «Шеф платил вам гораздо больше денег, чем остальным». А я об этом даже не подозревал. Вообще, никогда не делать больше того, за что вам платят - лучший способ не сделать никакой карьеры и не добиться успеха в жизни. Когда вы начинаете со своей первой должности, у вас мало проблем и небольшая ответственность за принятые решения. А вот потом начинаются испытания: как только вы научитесь решать малые задачи, перед вами встанут гораздо большие. Конечно, вы начнете получать за это больше денег. В конечном счете, вся эффективность вашей деятельности определяется способностью решать проблемы. Так что лозунг, приводящий вас к успеху, прост: требуйте себе все больше и больше ответственности! Л. Г.: Многие российские руководители жалуются на то, что их работники не хотят брать на себя дополнительную ответственность. Как, по вашему мнению, изменить эту ситуацию? Б. Т.: Главное - позволить своим людям учиться на собственных ошибках. Часто на своих семинарах я рассказываю историю из опыта компании IВМ. Однажды ее новый вице-президент попытался внедрить какое-то изобретение; итогом стал убыток в 10 миллионов долларов. Естественно, президент IВМ вызвал молодого сотрудника на ковер. Тот начал со слов: «Не беспокойтесь, я подам заявление об увольнении, и у вашей компании больше не будет со мной никаких проблем». И получил ответ: «Да вы с ума сошли! Наша корпорация вложила десять миллионов в ваше образование. Давайте поговорим о вашем следующем задании». На мой взгляд, это самый здравый подход. Думаю, ошибки неизбежны всегда; другое дело, что возможны два подхода к неудаче. В одном случае человек пытается переложить ответственность на других работников. В другом - берет всю ответственность только на себя. И таким образом извлекает из своих промахов ценный опыт. Вообще, каждое препятствие на пути к поставленной цели таит в себе потенциальную возможность. И очень часто лучше принять хоть какое-то решение, нежели вообще ничего не делать. Причем около 80% решений нужно принимать незамедлительно. Единственные ваши ограничители - это собственные сомнения и страхи. Существует лишь одна причина неудач, одинаковая как для компаний, так и для человека,- не сделать первого шага. Многие ждут каких-то гарантий; успешные люди стартуют, несмотря ни на что. Как только вы начинаете действовать, вы получаете обратную связь, которая помогает скорректировать ваши дальнейшие шаги. «Занавес времени» приоткрывается - и вы видите место для следующего шага. И так, шаг за шагом, вы и приходите к цели. Л. Г.: Для того чтобы достигать целей, нужно уметь их выставить. Стратегическое планирование затронуло слишком малое количество компаний, особенно 8 малом и среднем бизнесе России. Б. Т.: Опять же, нет разницы между компаниями и людьми. Все преуспевающие люди всегда ориентированы на цель. Но крайне важна именно ясность цели, а она достигается только с помощью прописывания. У большинства людей есть надежды, желания, мечты. Но все они, подобно сигаретному дыму, просто исчезают. Цель - это ТО, что записано, это своего рода план для строительства дома или изготовления какого-то оборудования. Поэтому сделайте свои цели измеримыми. Например, быть счастливым - это не цель. Если же вы говорите, что ежегодно хотите шесть недель проводить вместе со своей семьей, то цель ясна, и даже ребенок может сказать, достигли вы ее или нет. Исследования по этому вопросу проводятся уже более 60 лет; очередное было проведено недавно. Одна газета опросила своих читателей: приняли ли вы в Рождество решение, что собираетесь делать в следующем году? Большинство ответили «да»; однако, записавших свое решение на бумаге оказалось только 3%. Через год была опрошена та же группа людей. Из тех, кто принял решение, но не записал его, преуспело лишь 4%; доля успешных среди тех, кто его записал, составила 46%. Почти в двенадцать раз больше - громадная разница! Попробуйте простое упражнение, о котором я сейчас расскажу; оно способно изменить вашу жизнь. Первое: точно решите для себя, чего вы хотите. Уже благодаря этому вы переходите в категорию успешных людей, поскольку лишь 10% людей знают, чего они хотят. 3апишите 10 своих целей. Установите точный срок для достижения каждой. Если вы хотите достичь своей цели через три года, то разделите этот срок на годовые цели, а их - на квартальные. Таким образом вы сможете измерять свой прогресс. Например, одна из ваших целей - удвоить свой доход. Составьте список всего того, что для этого необходимо. Пишите до тех пор, пока список не станет полным. Чем больше пунктов у вас будет, тем легче будет достичь цели. Затем переведите список в последовательности и приоритеты. Это станет окончательным планом. Теперь незамедлительно действуйте - это самое главное! Даже если первым шагом станет телефонный звонок или прочтение первой страницы новой книги. Важно то, что вы уже начали выполнять свой план. Делайте каждый день что-то для достижения своей цели, и в результате вы будете приближаться к ней постоянно. Л. Г.: Именно в этом ежедневном приближении к своей цели и кроется основная проблема. Инертность жизни - сила, способная погубить самые высокие цели. Б. Т.: Вы совершенно правы. 95% людей живут по привычке, они просто автоматически выполняют то, что от них ожидают. И при этом сопротивляются любым изменениям. Среднестатистический человек придумывает в год четыре идеи, каждая из которых может сделать его богатым. Но он, как правило, сразу же отказывается от трех из них и пытается претворить в жизнь лишь одну, а потом бросает и ее. Но это можно тренировать. Вернемся к предыдущему примеру. Дайте 12 ответов на вопрос о том, как удвоить свой доход. Это, конечно, потребует больших усилий, как если бы я попросил нетренированного человека сделать 50 отжиманий. Первые 3-5 ответов будут очень простыми. А последняя десятка пойдет с большим трудом - вплоть до потери сознания. Но если вы будете тренироваться, то научитесь давать не 12, а 20 ответов. Давайте посмотрим, что произойдет при ежедневной тренировке. Скажем, каждый день вам приходит 20 идей, и это происходит в течение пятидесяти недель в году. Можете взять выходные на две недели и вообще не думать. Сколько будет идей? Примерно пять тысяч в год. Если вы пользуетесь одной идеей в день в течение пяти дней в неделю в течение пятидесяти недель в году - сколько будет реализованных? Двести пятьдесят в году! Вы даже не можете себе представить, насколько это мощный заряд. Каждый раз, когда вы задумываетесь над чем-то, ваш мозг становится эффективнее. Я думаю, в результате этого можно увеличить свой IQ на 25 пунктов, то есть перейти со среднего уровня одаренности на высший. А как это скажется на вашей конкурентоспособности? Вот представим, что у вас 5000 идей в году, а к среднему человеку приходит только четыре. Однако в заключение беседы хочу предупредить ваших читателей не выполнять подобное упражнение 3 дня подряд. Иначе ваша жизнь просто «взорвется». Поскольку появится очень много идей, которые просто невозможно успеть реализовать, а это невыносимо для головы. Л. Г.: Особенно для амбициозных голов наших читателей. J |