Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Кто вы, master МВА?
Сегодня можно говорить о стабильности развития рынка отечественного бизнес-образования. По мнению экспертов Begin group, которые недавно провели очередной опрос слушателей программ МВА ведущих отечественных школ, период бурного экстенсивного роста завершен, и школы все в большей степени ориентируются на качество программ, нежели на количество слушателей. Несколько любопытных тенденций обнаружили эксперты проекта. Если раньше в качестве базового образования большинство слушателей программ МВА имели техническую подготовку, то сейчас в бизнес-школы чаще приходят люди с экономической подготовкой. Среди вузов, которые окончили нынешние МВА-слушатели, чаще всего встречаются МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭА им. Г.В.Плеханова, Московский авиационный институт, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ. «В целом сегодня можно говорить о том, что аудитория становится более подготовленной и соответственно более требовательной, - комментирует ситуацию для «НГ» руководитель проекта Begin Алла Жаворонкова. - Сегодня на программу МВА приходят люди, которые знают, чего хотят. Некоторые на момент поступления в бизнес-школу уже имеют несколько дипломов о высшем образовании и опыт работы, в том числе за рубежом. Приходя на программу МВА, слушатели берут достаточно высокий старт: им уже не нужно рассказывать основы менеджмента и маркетинга, для них важнее новые знания в той или иной сфере». Что получают студенты от программы MBA? На первое место слушатели ставят новые знания, а затем приобретение полезных связей, систематизацию уже имеющихся знаний и возможность развития карьеры. По-прежнему многие связывают с МВА возможность увеличения в будущем своего дохода, а кто-то - возможность смены сферы деятельности и возможность решения конкретных проблем бизнеса. По мнению экспертов, слушатели стали более требовательны к процессу обучения и стремятся получить в результате максимум возможностей. По-прежнему слабым звеном отечественного бизнес-образования считается плохая связь с практикой, недостаточное внимание к проблемам бизнеса и кейсов, высокая загрузка и высокое количество очных часов, обилие теоретической информации, недостаток актуальной литературы. Любопытно, что только треть слушателей МВА уверена, что стоимость бизнес-образования оправдана в полной мере. Наибольшее число студентов российских бизнес-школ имеют доход 1500-2000 долл. (30%), треть слушателей получает от 2000 до 3000 долл. и только 16% - более 3000 долл. Как отмечают эксперты, наметился некоторый рост зарплат по сравнению даже с аналогичными данными прошлого года. Это обстоятельство сопровождается общим увеличением заработной платы по рынку. Одновременно с этим растет и стоимость программ МВА. За последний год в ряде бизнес-школ она повысилась на 15-20%. Часто карьерный рост слушателей МВА происходит не только за счет повышения их стоимости на рынке труда благодаря престижному диплому. Немаловажную роль здесь играют полезные связи, приобретенные в бизнес-школе, и создание network. Часто слушатели способствуют карьерному продвижению друг друга, кто-то находит на программе нового работодателя, а кто-то перспективных партнеров по бизнесу. Еще один вывод исследования - произошло распределение рыночных ниш: школы все более различаются по составу слушателей, типам программ, формам обучения и так далее. |