Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Ломоносов без глянца и глазури

Яна Бобылкина

 

 

"Российский народ гибок, все выдержит. Только не злоупотребляй властью своею. Не уничтожь наш народ. Сохрани ум и мораль его. Ибо в нем величие государства. А не в обширности земли русской, тщетной без обитателей. Кто поднимет Россию? Кто скажет ей: восстании и ходи, восстании и ходи, Россия. Исполнись надеждой и живи. Кто скажет?"

Он писал о многих людях - о Пушкине, Гоголе, о Толстом. Пьеса, которую представляет сегодня, - о Ломоносове. И это не только потому, что у Михаила Васильевича грядет день рождения, - просто время такое. Просто этот спектакль про нас. Про тех, кто, стремясь к непознанному и таинственному, имея самые благородные намерения, неизменно спотыкается об общественное мнение. 15 ноября в Архангельском молодежном театре прошла пресс-конференция, посвященная предстоящей премьере постановки "Раненый зверь", авторство которой принадлежит известному столичному драматургу Сергею Коковкину.

- Эта пьеса - о современности, - говорит Сергей, - она о нашем поколении, о ситуации в России. Ломоносов в ней не просто герой - это символ противостояния гения и власти, а образ тела "В" (шаровой молнии, природу которой ученый изучал) - один из тех, что ставит в тупик даже самых известных театроведов.

Ломоносов был личностью мятущейся, поэтической, такой, которая, как считает автор, принадлежала вечности и даже являлась ее посланником. "Тело "В" для нее не физическая величина, не отвлеченное понятие, а мерило вещей и смысл существования. Она душа и муза его. В самом кристальном понимании. Музы ведь "не такие девки, которых всегда изнасильничать можно, - говорил Михаил Васильевич, - Они кого хотят, того и полюбят". Вот в этом и заключается основная идея спектакля, ее биоплазма, умеющая определить нас по некоему вселенскому счету, - продолжает Коковкин, - да и Ломоносов в постановке философский, живой:"

Несложно объяснить, почему автора пьесы взволновала работа Михаила Васильевича над природой шаровой молнии. Причем не просто взволновала - в ходе действия лирический герой ловит ее руками, а она вдруг превращается в красивую женщину: "Она пришла ОТТУДА, чтобы понять, чем живут земляне:"

В спектакле знаменитый ученый будет представлен очень необычно.

- Мне, актеру, интересно посбивать с нее глазурь и глянец, - признается исполнитель главной роли Илья Глущенко, - ведь в последнее время Ломоносов превратился у нас почти в Ленина:

И действительно, во времена, когда имя Михаила Васильевича стало брендом, кто ж вспомнит, что это была еще и тонкая, ранимая натура:

Интересный факт: над спецэффектами спектакля работает Сергей Скорнецкий, имеющий непосредственное отношение к московским театрам Олега Табакова и Романа Виктюка, а "молниями" занимается художественный руководитель Театра огня Autodafe Никита Беляков, все дальнейшие слова отпадают вмиг.

20 лет назад в театре имени Ломоносова уже пытались играть его знаменитую пьесу. Правда, название она тогда носила несколько иное - сочетание культовой фамилии и определения "раненый зверь" совдеповской общественности показалось ужасным. Слава богу, настало время исправить историческую несправедливость.

 

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=6152