Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Реформа образования как способ изгнания из страны не в меру умных.

Вадим Вещезеров

К истории Постановления ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов"

Образование сейчас объявлено национальным приоритетом, что само по себе может только радовать. Принимаются программы и постановления, выделяются деньги… На нерадивых чиновников, зажиливших несколько рублей прибавки учителям, перед телекамерами грозно хмурит брови сам президент страны.
Но, как говорится, - "Следите за руками". Потому посмотрим повнимательнее, что на самом деле делает Минобразования под шумок разговоров о "национальном проекте".

При этом не будем обращать внимания на обычные в таких случаях заклинания, что, мол, это "дело специалистов, а не профанов". Специалисты, действительно, лучше знают, как учить какой-то конкретной науке. Но вот к чему именно в жизни готовит ученика школа или институт - способен понять всякий вменяемый человек.

Официально объявленные приоритеты г-н Фурсенко - "переход на болонскую систему", "обязательный всеобщий ЕГЭ" и введение "Стандарта образования". Что это означает в реальной, а не официальной действительности?

Болонский доктор

В сфере образования аналогом вступления в ВТО стало присоединение к Болонской конвенции об унификации системы высшего образования в Европе. В соответствии с этой конвенцией к 2010 году все страны ЕС должны иметь единый стандарт высшего образования. Хотя Россия и подписала соглашение об "унификации", в реальности это означает слом старой советской системы образования и полный переход на евростандарты.

В отличие от многих критиков я считаю, у каждой из этих систем есть свои преимущества с точки зрения решаемых задач. Однако вместо спокойного разбора преимуществ и недостатков с целью выбора лучшего для России варианта, как и в истории с вступлением в ВТО был лишь чиновный напор: "Быстрее, быстрее, у нас нет другого выбора".

Единственный же внятно озвученный бывшим министром Филипповым аргумент звучал так: "Российские дипломы должны быть понятны западному работодателю". Что в этом утверждении прежнего министра образования России (а совсем не ЕС или США) было больше - наглости или глупости, - сказать сложно.

Во-первых, и СССРовские и российские дипломы МГУ, МФТИ и других хороших ВУЗов западному работодателю понятны были всегда. Например, с моего курса МФТИ больше половины выпускников профессорствует по всему миру, нимало не страдая от того, что в наше время и слова-то "бакалавр" в русском языке не было. В конце концов, анекдот о том, что естественно-научный факультет любого университета в США - это место, где русские (или бывшие русские из Израиля) профессора учат физике и математике китайцев, придумали сами американцы.

Во-вторых, единственное место, например в Великобритании, Канаде или Австралии, где действительно интересуются "соответствием дипломов западным стандартам", это отделы МИД, выдающие разрешения на иммиграцию квалифицированным специалистам. Бюрократы работают по формальным признакам - для них "болонизация" России заметно облегчит жизнь. В Intel, Samsung или Microsoft при наборе специалистов, в том числе на ведущие исследовательские должности, на такие глупости время не тратят. Из сказанного следует, что единственная цель болонского процесса - облегчение эмиграции для не в меру умных.

Справедливости ради стоит сказать, что при министре Фурсенко проталкивание этой реформы стало чуть менее агрессивным. Однако то скорее результат сильнейшего сопротивления ВУЗов, а не отказ от выдавливания наиболее образованной и активной молодежи из России. Если хватает ума и сил пройти через все унижения эмиграции, пусть лучше там делают карьеру, чем начнут здесь бороться за свое будущее.

То, что это не частная инициатива, а системный подход - показывает и событие из несколько иной области. При подписании соглашения об упрощении визового режима с ЕС, кроме традиционной заботы о наших чиновниках была проявлена и совершенно нетипичная забота о молодежи - заметные упрощения в процедуре получения виз предусмотрены и для студентов.

Широко открыта в России молодым талантам дорога в жизнь - на Запад. Ну а у нас останутся лишь "болонские доктора" (прим.: Il Dottore - "болонский доктор" - традиционный персонаж итальянской комедии del’Arte, постоянно произносящий бессмысленные наукообразные речи).

ЕГЭ как способ производства роботов

Ведущие университеты и ВУЗы еще могут сопротивляться министерскому напору. Намного успешнее удается пропихивать ЕГЭ в школы. При начале этого, с позволения сказать, "эксперимента" чиновники также не очень утруждали себя обоснованиями своего решения. Аргументов, в сущности, было два: "Все прогрессивное человечество так делает" и "Таким способом мы введем объективную оценку знаний и искореним коррупцию при поступлении в вузы".

О коррупции чуть позже - вначале о мировом опыте. (Аналоги ЕГЭ есть в США, Франции и т.д., так что есть чем восхититься).

Переход на ЕГЭ - это введение принятой на Западе системы тестов, как способа оценки знаний, в наше образование. Но это далеко не только технический момент в процедуре контроля, как пытаются представить в министерстве. В конечном счете, любой учитель лишь в теории занимается развитием личности и знаний учеников, а на практике - готовит к прохождению принятых в данной системе процедур оценки результатов обучения, то есть экзаменов.

Введение ЕГЭ автоматически означает, что теперь детей будут учить, как правильно сдавать тесты. Как справедливо отмечает даже директор Федерального центра тестирования В.А. Хлебников, "по своим масштабам и спектру последствий ЕГЭ представляет собой не столь нововведение в сфере образования, сколь социальное явление".

В чем отличие тестовой системы от традиционной, легче всего показать на примере математики. Математика - наука точная. Для каждой задачи существует единственно правильный ответ. Потому "тестировщики" его и приводят в качестве образца объективности. Выбрал правильные ответы - молодец, отличник. Однако математика стала царицей всех наук и основой современной технологической цивилизации не потому, что знает значение синуса прямого угла.

Математика, как наука строгая и насквозь формальная, подчиняющаяся строгим логическим законам, формирует мышление человека, учит мыслить строго и логично. Главное в математике - доказательства. В традиционном экзамене по математике это учитывалось. Даже неправильный итоговый ответ (арифметическая ошибка) при правильном ходе доказательства частично засчитывался. Если же ответ был просто угадан - задача считалась нерешенной. Тестирование эту логику отменяет. Главное - правильный ответ.

Неизбежное следствие такого подхода - изгнание доказательств из школьного курса математики и переход к механическому зазубриванию отдельных цифр и правил. Значение этого выходит далеко за рамки курса математики. Тот, кто в школе не научился искусству доказательства, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного. Таким человеком легко манипулировать.

В гуманитарных науках последствия не менее эффектны. Для вступающего в жизнь молодого человека литература - это костыли, заменяющие реальный жизненный опыт. Рыдающая над "Анной Карениной" девочка-подросток узнавала кое-что про любовь и предательство еще до того, как сталкивалась с этим в реальной жизни. Мальчик мог подумать о цене чужой жизни и смерти, еще читая "Преступление и наказание", а не уже держа в руках автомат.

Традиционные "билеты по литературе", при всей анекдотичности вопросов "про образ Раскольникова", все же заставляли задуматься. Ввели ЕГЭ и все "словоблудие" - побоку. Главное - знать номер вагона, под который бросилась Анна, и на каком этаже жила старуха процентщица. То же и с ЕГИзованной историей: запомнил даты, и ладно.
Зачем на Западе был принята такая система - даже не очень скрывается. Современному западному обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие люди, конечно, тоже нужны, но буквально единицы. Потому вся система образования настроена на отбор, выращивание и дрессировку добросовестных обезьян, а учить думать молодежь совершенно не нужно - в современном обществе им это только повредит в профессиональной деятельности.

Более того, когда легенда мировой и советской математики академик В. Арнольд пытался получить у представителей западной элиты ответ на вопросы, почему столь кошмарно низок уровень общей подготовки западных школьников и студентов, то услышал следующее: "Американские коллеги объяснили, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное достижение ради экономических целей.

Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем, а от этого страдает экономика общества потребления. Вот и стремятся не допустить культуры и образованности, которые к тому же мешают манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом". Наша же система образования все еще пытается учить детей думать, а не производит биороботов. И потому она должна быть сметена?

Что касается второй цели введения ЕГЭ - искоренения коррупции, - результаты известны. Тот же Хлебников приводил примеры. В некоторых сельских районах 85% учеников сдали ЕГЭ по математике на "отлично". А выдающиеся результаты по русскому языку (много выше чем в Москве и Санкт-Петербурге) показывают кристально честные люди в сельских районах российской глубинки. Вот бы поделились эти герои педагогического фронта опытом, как при таком уровне финансирования и имеющихся кадров удается добиться столь выдающихся успехов. Молчат. Потому как - скромные.

Чего не нужно знать детям в странах-членах ВТО

ЕГЭ или традиционные экзамены - это способы проверять знания учеников. Стандарты образования - это регламенты того, какими знаниями ученик обладать обязан. Советскую школьную программу Министерство образования признало переусложненной - нужно прийти к уровню "цивилизованного мира".

Вначале - точка отсчета. В США несколько лет назад бушевали так называемые "калифорнийские образовательные войны" Преподаватели в Калифорнии вдруг обнаружили, что выпускники их школ слишком плохо подготовлены, чтобы учиться в университетах. Китайцы, японцы и русские намного превосходят белых аборигенов в физике и математике и потому в университетах учатся практически одни азиаты.

Глядя на сплошь желтые лица в аудиториях, университетские начальники решили, было, пройти по проторенной дорожке: ввести квоты для белых американцев. Китайская диаспора возмутилась, и умело разыграла карту дискриминации - квоты для белых дебилов ввести не удалось.

Тогда янки создали комиссию по образованию, чтоб определить, какой сложности задачи должен решать поступающий в университет. Возглавил комиссию нобелевский лауреат Гленн Сиборг. Например, по математике ученик должен был определить, что больше - ½ или 3/6 , и знать, как без калькулятора разделить 111 на 3 (не смейтесь - 80% американских учителей математики никогда не слышали о простых дробях).

Американская федеральная программа обучения по физике требует, чтобы ученики знали два фазовых состояния воды - жидкость и лед. Сиборг настаивал, чтобы в программу ввели третье фазовое состояние - пар. Однако сенаторы и конгрессмены выразили бурный протест против такого усложнения школьной программы. Один из сенаторов даже обвинил калифорнийцев в расизме, поскольку это препятствует приему в университеты черных, "ибо ни один афроамериканец никогда не поймет, что это такое водяной пар, не имеющий ни цвета, ни запаха, ни вкуса …".

Может быть поэтому образовательные программы США столь оглуплены? С расизмом борются. Впрочем, для калифорнийцев эти войны закончились относительно благополучно - адвокатам удалось найти прецедент приоритета законов штата над федеральными. Так что теперь калифорнийские дети знают, что такое пар. Вот до такого "общечеловеческого" уровня и должно дотянуться образование наших детей после "облегчения" школьной программы стараниями Минобраза.

Несколько лет назад Минобразования выпустило двухтомник проекта "Стандартов общего образования". Самое примечательное - список тем, знание которых с учеников требовать уже не нужно. Список длинный - приведу лишь несколько примеров.
В физике, биологии и химии не будут изучаться следующие темы: строение атомов, устройство глаза человека, рефлексы, теории Коперника, Галилея и т.д. - святая Инквизиция должна быть довольна. В обществоведении и истории не затрагиваются следующие темы: многопартийность, гарантии прав и свобод, Конфуций и Будда, Цицерон и Цезарь, разделение властей, Бисмарк, суверенитет - какой такой суверенитет во время глобализации? - и т. д.

Как приятно, что Россия приблизилась к цивилизованному миру, - знание простых дробей будет не обязательно. Особую ненависть у нашего министерства вызывает геометрия - ее вообще постоянно порываются упразднить (еще бы, таблицу синусов можно просто вызубрить, а геометрии без доказательств не бывает). Зато министерство под разными соусами и вопреки конституции страны пытается протолкнуть в школу попов с кадилами, а там, глядишь, в кильватер и муллы с хиджабами пристроятся, - здравствуй, Средневековье.

Луначарский и теперь живее всех живых

Во всей этой реформаторской истерии примечательно даже не полное игнорирование западной критики тестовой системы. У России по этому поводу есть немалый собственный исторический опыт - если уж на чужих ошибках учиться не умеем, почему бы на свои не взглянуть.

Один из видных деятелей большевистской партии, первый нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский сейчас забыт достаточно прочно. А зря - его влияние на современную жизнь России побольше, чем Ленина. Например, он был последовательным сторонником перевода русского языка на латиницу. Именно при нем Наркомпрос объявил кириллицу "идеологически чуждой социалистическому строительству формой графики, пережитком классовой графики русских феодалов - помещиков и буржуазии".

Когда в Татарии говорят о "вековой мечте татарского народа - переходе на латиницу", они всего лишь цитируют статью "За латинизацию русского алфавита" одного из сподвижников Луначарского проф. Яковлева:
"Постараемся теперь вкратце перечислить главнейшие наши доводы в пользу латинизации: 1) Переход русских на единый международный алфавит на латинской основе явится началом перехода всех народов СССР на тот же алфавит. В графике это послужит внешним выражением внутреннего единства пролетарской культуры в СССР при всем разнообразии ее национальных форм".

Аргументов там было побольше - рекомендую всю статью. Особенно напирали на "народно-хозяйственный эффект" - экономию свинца.
Так вот, американскую систему образования впервые в России начал внедрять Луначарский. Отказ от классической системы гимназий, "переусложненной программы" и регулярных курсов - все это из тех времен. Разнообразное тестирование в то время оказалось настолько распространено, что была даже придумана специальная наука - "педология". По результатам тестов выставлялись оценки, школьники разделились на умных и отсталых, причем "отсталых" набирались целые школы. В каждой школе сидел штатный "педолог" и тестировал, тестировал, тестировал...

Восстановление в СССР классической школы

К счастью, в начале 1930-х влияние старых большевиков типа Луначарского сошло на нет. Развивавшаяся промышленность требовала все больше образованных специалистов, и сталинское правительство занялось школами. В 1931-1932 годах новомодные американские методы были упразднены и восстановлена классическая система обучения. Чуть позже в школу вернулась изгнанная "интернационалистами" русская и всеобщая история. И, наконец, Постановление ЦК ВКП (б) от 4.07.1936 "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" поставило точку в тестовой вакханалии. Педология была изгнана из школы и десятки тысяч "отсталых" детей смогли вернуться к нормальной учебе.

И не надо об уравниловке - обязательным стандартом было лишь неполное среднее образование. Дальше же путь зависел от способностей и желания. Кстати, и "колледжи", готовившие "бакалавров", в той системе тоже имелись. Только назывались не столь мудрено - техникумами.

Так тов. Сталин совершил самое гнусное преступление против западной идеологии оболванивания - создал систему, в массовом порядке учившую детей думать, рассуждать, самостоятельно мыслить. Результаты стали видны уже очень скоро. Всего через несколько лет выпускники этих школ приняли удар самой совершенной военной машины объединенной Европы, созданной арийскими сверхчеловеками. И свернули ей шею. Этим мальчишкам было за что умирать в приволжских степях. И спины им прикрывали не вымышленные современными перестроечными бесами НКВДисты с пулеметами - столько было просто не набрать, - а тени предков всей тысячелетней истории России.

Выпускники этой же школы за считанные годы восстановили разрушенную войной страну, подчинили энергию атома, создали лучшие в мире самолеты. Созданные ими ракеты первыми ушли в космос. Наиболее коротко и емко успехи советской школы были признаны в реакции Джона Кеннеди на полет Гагарина:

"Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придется учить русский язык". И даже годы брежневского маразматического безвременья, а затем "перестройки" и "построения демократии" не смогли разрушить эту систему - настолько прочен был фундамент.
Вот от какого наследства нам предлагают отказаться реформаторы.

ЭнергоНигерия вместо энергоИмперии

Министр экономического развития всем внятно объяснил - не будет в России никакой обрабатывающей промышленности после вступления в ВТО. Серьезным людям пообещали, что после окончания всех переговоров по вступлению России в ВТО Москва не вправе будет вступать в новые переговоры по промышленной сборке, ну а после присоединения к ВТО - заключать новые соглашения. "Окончательно формула не согласована, но есть устные договоренности", - пояснил Греф. Одним словом, будет Россия простой дыркой, из которой нефть и газ качают.

Поэтому не нужны стране специалисты. Не нужны!!! А все равно несознательный народ детей своих учебой мучает. Учителей взятками подкармливает, приборы за свой счет в школьные кабинеты тащит, репетиторов нанимает, разные негуманные необлегченные учебники где-то добывает. А уж как в институты рвутся, даже отмена отсрочек не остановит!

И как не понимают неблагодарные, что их же детям легче будет жить жизнерадостными дебилами? "Съел - и порядок". А если вдруг в голове мысль завелась и почувствовал себя умным - "сходи за Клинским". Само пройдет…

Так что пока народ отчаянно сопротивляется реформаторам. Даже министерские, исчерпав и без того небольшой запас аргументов, заявили: "Главный результат эксперимента с ЕГЭ - в обществе разбудили интерес к проблемам образования".
Историю реформаторы явно изучали по новой, "облегченной" программе. Иначе бы они знали - нельзя в России по глупости никого будить. Иначе всем плохо будет, но в первую очередь - самим будильникам.

АПН

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=5884