Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Победа консервативной партии и перспективы иммиграционной политики
Елена Рябинина
23 января 2006 года в Канаде состоялись парламентские выборы, в результате которых большинство голосов набрала Консервативная партия, которой и было поручено сформировать новый кабинет министров. Событие это несомненно важное, хотя его и ожидали. Напомню, что политической системой в Канаде является парламентская республика, суть которой в том, что страной управляет кабинет министров, составленный из членов партии, набравшей большинство голосов, и партий, состоявших с ней в альянсе. Лидер победившей партии становится премьер-министром, то есть официальной главой государства. Эта система досталась Канаде в наследство от Британии, доминионом которой страна кленового листа являлась долгое время. Новым премьер-министром Канады стал лидер партии консерваторов Стефен Харпер (Stephen Harper), который после принесения присяги 6 февраля 2006 года представил состав нового кабинета министров. Очевидно, что страну ждут перемены, в том числе смена ориентиров и приоритетов во внешней и внутренней политике. Дело в том, что консерваторы пришли к власти после долгих 12 лет правления Либеральной партии, позиции которых долгое время были прочны и незыблемы. Все, что смогло повергнуть наземь либералов, это лишь вскрывшиеся и получившие широкую огласку факты коррупции и разбазаривания ими государственных средств. Поэтому победу консерваторов ожидали, хотя и с определенной опаской, так как приход к власти новой партии несомненно существенно повлияет на политику Канады во многих областях. В том числе и в области иммиграции. К сожалению, сказать на сегодняшний день о том, как будет строиться политика консерваторов в этой области, крайне затруднительно, так как никаких официальных заявлений на этот счет не прозвучало. Не помогло и то, что 6 февраля 2006 года стало известно имя нового министра гражданства и иммиграции Канады, которым стал господин Монте Солберг (Monte Solberg). О нем лишь известно, что он из Калгари, до начала политической карьеры проработал 17 лет в области телерадиовещания, и последние годы был официальным критиком от партии консерваторов по финансовым вопросам. Также за ним закрепилась репутация человека, который не боится вступать в конфликты и одним из первых высказывает свое мнение. В частности, он первый выступил против закона, признающего однополые браки, и был одним из наиболее последовательных критиков правительства либералов. Однако каких-либо высказываний господина Монте Солберга, касающихся темы иммиграции, мы не смогли найти. Если говорить о назначении господина Монте Солберга министром гражданства и иммиграции Канады, то тут напрашиваются следующие соображения. С одной стороны, выбор это неожиданный, так как господин Монте Солберг в основном занимался финансовыми вопросами, и его считают архитектором политики консерваторов в области налогообложения. По крайней мере, вопросы иммиграции не были основной темой его выступлений, а фигура такого уровня явно должна играть более значимую роль в кабинете министров консерваторов. Возможно, его назначение на нынешний пост является лишь временной мерой, и нужно ожидать в обозримом будущем новых назначений. С другой стороны, если господин Монте Солберг пришел в министерство гражданства и иммиграции надолго, то это говорит о том внимании, которое консерваторы уделяют этой теме. И, похоже, его назначение все же не случайно. Уже по предвыборной программе консерваторов было ясно, что иммиграционная политика у них будет одной из приоритетных задач. Хотя бы по той причине, что количество иммигрантов в Канаде уже таково, что они стали играть заметную роль, и все политические партии борются за их голоса. Кроме того, иммиграционная политика напрямую связана с безопасностью страны, что в условиях роста международного терроризма и исламского фундаментализма приобретает особое значение. Наконец, иммиграция в Канаду далеко не так выгодна стране, как это принято считать, так как многие из новых жителей имеют проблемы с устройством на работу и предпочитают получать пособие, становясь обузой для работающих граждан. Сюда же добавляется проблема нелегальной иммиграции и беженцев, что также негативно влияет на положение страны. Поэтому несомненно, что к вопросам иммиграции у нового правительства будет очень внимательное отношение. Итак, на что обещали обратить свои взоры консерваторы в случае победы? С учетом того, что они резко критиковали либералов за потворство беженцам, которые легко получали статус постоянного жителя в Канаде, в то время как прием квалифицированных работников всячески тормозился путем заслона высоким проходным баллом и затянутыми сроками рассмотрения дел, надо полагать, что именно с этим консерваторы и постараются разобраться. В частности, можно предположить, что консерваторы создадут комиссию для рассмотрения дел беженцев с целью наведения порядка в этой области, с чем трудно не согласиться. Дело в том, что в настоящее время практика рассмотрения дел подавших заявление на беженство такова, что эти люди ждут решения по десять лет и больше. Для упорядочивания и ускорения процесса принятий решений по этой категории в соответствии с новым иммиграционным законом, принятом в июне 2002 года, было необходимо создать комиссию (Refugee Board), однако либералы за три с половиной года так и не сделали этого, фактически нарушив закон. Кроме того, критики либеральной партии ясно намекают на то, что при принятии решений по беженцам есть свидетельства фактов злоупотреблений, которые должны явиться предметом расследования. Поэтому мы предполагаем, что получить статус беженца будет намного сложнее, и нужно ожидать мероприятий по депортации тех, кто находится в стране без статуса. Видимо, это станет на первых порах приоритетной задачей нового министра гражданства и иммиграции Канады. Относительно иммиграции по категории Skilled Workers (Специалисты). Несомненно, задачей номер один любого правительства в настоящий момент является сокращение сроков рассмотрения заявлений на иммиграцию в Канаду по этой категории. Однако желания желаниями, но для их реализации требуются определенные усилия и средства. А с этим не все ясно. Дело в том, что одним из предвыборных обещаний консерваторов было сокращение Right of Permanent Residence Fee вдвое, то есть уменьшить их с 975 канадских долларов на каждого взрослого члена семьи до 485 долларов. С учетом того, что в настоящий момент в среднем Канада получает в качестве этих поселенческих сборов 166 миллионов долларов, то уменьшение этой суммы в два раз явно не пойдут на пользу работе министерства гражданства и иммиграции, и соответственно не будет способствовать уменьшению сроков рассмотрения дел. Правда, уже давно ведутся разговоры о том, что для решения этой проблемы необходимо привлечь дополнительные средства из бюджета. Видимо, это придется сделать, но если еще будет уменьшена и сумма поступлений от поселенческих сборов, то задача становится более сложной. Вероятно, эту проблему как-то будут решать, однако вряд ли до нее дойдут руки в первую очередь. Поэтому, видимо, следует ожидать в первое время ухудшение работы министерства (в том числе и канадских посольств за рубежом) и увеличения сроков рассмотрения дел. Кроме того, обычно при смене министра и основных чиновников в министерстве отмечается замедление и ухудшение в работе. К сожалению, это издержки переходного периода, и все, на что следует надеяться, что этот период не затянется надолго. Другой задачей консерваторов является облегчение процедуры признания квалификации вновь прибывающих иммигрантов канадскими официальными органами. Тема наболевшая, и если консерваторы сумеют добиться здесь успеха, то это будет большой их заслугой. Проблема, однако, состоит в том, что квалификация подтверждается на уровне провинций, а каков будет подход к этому вопросу провинциальных властей, трудно сказать. Будем надеяться, что консерваторы смогут организовать такого рода взаимодействие. Еще один больной вопрос, к которому привлекали внимание консерваторы, является бизнес-иммиграция. Министерство гражданства и иммиграции настолько усложнило процедуру прохождения по этой категории, процесс рассмотрения затянут настолько, что вызывает дружную критику всех, кому не лень. Особенно ситуация с бизнес-иммиграцией выглядит абсурдной с учетом того, что проходящие по той категории заявители очень привлекательны для Канады, так как они ввозят значительные суммы денег и создают новые рабочие места, работая на канадскую экономику. С учетом того, что основным пунктом предвыборной программы консерваторов было обещание уделить особое внимание малым бизнесам и их стимулированию, а также то, что ставку в иммиграционной политике консерваторы делали на привлечении в Канаду тех, кто может принести пользу стране, то следует ожидать каких-то мер по сокращению сроков прохождения иммиграционного процесса по бизнес-категории, и по упрощению самой процедуры. Просим учесть, что написано выше не является официальной информацией, а относится лишь к области наших предположений. На сегодняшний день нет никаких официальных заявлений со стороны министерства гражданства и иммиграции Канады, которые мы могли бы комментировать. Поэтому все написанное выше является лишь общими соображениями на тот счет, какой может быть политика консерваторов в области иммиграции. Можно лишь достаточно определенно констатировать, что приход к власти консерваторов после длительного периода правления либералов несомненно должен оказать существенное влияние на все стороны жизни в Канаде, в том числе и на ее иммиграционную политику. Но можно также утверждать, что любые перемены не произойдут внезапно и вряд ли они будут очень радикальными. Наш прогноз, данный во всех предыдущих статьях, остается пока неизменным: мы считаем, что в данный момент ситуация в области иммиграции в части возможности пройти успешно процесс остается очень благоприятной. Однако победа консерваторов на выборах 23 января 2006 года вносит серьезный элемент неопределенности и непредсказуемости развития ситуации в иммиграции в будущем, когда дело дойдет до пересмотра политики и принятия конкретных решений и шагов. При обычной инерционности бюрократической машины до таких перемен дело может дойти, вероятно, не раньше осени 2006-го - начала 2007 года.
|