Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Сергей Пэрн: "Правительство Нижегородской области - самая интересная и самая динамичная структура"
(НИА "Нижний Новгород" - Мария Кулагина) Первый заместитель министра государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области Сергей Пэрн является примером бизнесмена, пришедшего во власть. Пэрн закончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова, работал на различных должностях в компаниях Nestle, Metro Cash & Carry, "Квартстрой", с 2004 года занимал должность гендиректора ООО "Квартстрой-НН". В Нижний Новгород из Москвы он приехал гораздо раньше своих нынешних руководителей - Валерия Шанцева и Ирины Живихиной. В интервью НИА "Нижний Новгород" Сергей Пэрн рассказывает о причинах смены рода своей деятельности и задачах, которые ему предстоит решать на новом посту. Госслужба - это хорошее испытание, очень хорошая школа жизни - С чем связано ваше решение покинуть пост гендиректора ООО "Квартстрой-НН"? - Это нормальное естественное желание попробовать себя в чем-то новом, реализовать себя в новом качестве. Я считаю, что госслужба - это хорошее испытание, очень хорошая школа жизни. Было время, когда не престижно было работать в областной администрации - престижно было работать в полпредстве и в городской администрации, областная администрация была каким-то непонятным местом. Я считаю, что сейчас правительство Нижегородской области - самая интересная и самая динамичная структура, которая по стилю и темпу работы ничем не отличается от большой коммерческой фирмы. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов - это своего рода предприятие, имеющее очень много задач. Мы занимаемся тем, что зарабатываем деньги для нижегородцев. Это совершенно понятная мне вещь, я знаю, как это происходит, как это нужно делать. Главный вопрос и сложность заключается в том, что нужно очень многое узнать, во многом нужно разобраться. Рабочий день у меня начинается с 8 утра и продолжается до 21-22 вечера. Для меня это нормально, тем более что семья живет в Москве. Жалко только тех людей, которые вынуждены подстраиваться под мой график, но это жизнь... -На сколько оправданы разговоры о том, что одной из причин вашего ухода из "Квартстроя" стало давление, в том числе, попытки физического воздействия, которые на вас оказывались? -Если вы такие вопросы задаете, очевидно, вам что-то известно. Я скажу так: "Нет дыма без огня". Прокуратура - это последний этап - На посту первого заместителя министра вы занимаетесь контролем над использованием госимущества. Много ли в Нижегородской области убыточных ГП и собственности, не приносящей доход? Каковы планы правительства в отношении данных объектов? - Одной из первых задач на новом посту для меня стала попытка осознать, чем владеет Нижегородская область. Самую важную и большую отрасль областной собственности составляют ГП и доли в акционерных обществах. Если идти по порядку, то самая неприятная ситуация касается акционерных обществ. Есть акционерные общества, в которых доля области достаточно велика и там есть хороший контроль. Это, например, "Международный аэропорта "Нижний Новгород", "Нижегородская ярмарка". Там, где доля области велика и есть эффективные менеджеры, обстановка нормальная. С такими предприятиями область всегда нормально работала, и мы продолжаем эту работу. Очень многое зависит от того, насколько собственник интересуется работой своего предприятия. Это нормально для коммерческой структуры, но пока еще необычно для государства. Правительство области регулирует работу предприятий через вхождение в состав Советов директоров, обеспечивая профессиональный контроль. Необходимы специалисты, которые понимают деятельность предприятия изнутри. Сейчас во многих обществах мы меняем членов Советов директоров, представителей государства. Одно из предприятий, которым активно занимается областное правительство, "Новомирский горно-обогатительный комбинат". С ним связано громкое дело (при губернаторе Геннадии Ходыреве в отношении руководителей НГОК были возбуждены уголовные дела по факту мошенничества и незаконного отчуждения госсобственности , - прим. НИА "Нижний Новгород"). Фактически, слаженной работой различных министерств акционерное общество выводится из кризиса. В ближайшее время оно, как минимум, должно расплатиться с долгами, а как программа-максимум - начать приносить прибыль. Это нормальный пример того, как государство может управлять своей собственностью и достигать хорошего результата. Однако когда мы начали анализировать ситуацию, то выяснилось, что есть много акционерных обществ, где участие области есть, но предприятие фактически не работает или имеет такие-то долги. Это создает риск того, что к Нижегородской области через эти предприятия могут быть предъявлены претензии, поэтому мы сейчас ведем большую работу по анализу деятельности таких акционерных обществ, чтобы принято решение, что с ними делать. По каким-то обществам будет принято решение о ликвидации, по каким-то мы будем решать проблему с точки зрения поиска эффективных управленцев, инвесторов. Такие работы ведутся через совладельцев предприятий, так как не везде доля области в акционерных обществах - 100%. Доля области бывает и 30%, и меньше. Если мы увидим, что по акционерному обществу есть какие-то поводы, чтобы проверить финансово-хозяйственную деятельность на соблюдение законов, мы сами будем инициировать обращения в прокуратуру, на основании которых будут проведены проверки. Это в интересах региона - мы нисколько не боимся, что это будет в минус имиджу области. - Есть ли уже подобные факты обращений в прокуратуру? - Пока мы только изучаем ситуацию. Обращение в прокуратуру - шаг очень серьезный, прокуратура - это последний этап, если нам не удается обеспечить госконтроль над предприятием, и на нем происходят какие-то вещи, которые Нижегородской области не выгодны. Однако это не самая большая часть нашей деятельности. Что касается ГП, то здесь тоже есть хорошие примеры, в частности - "Нижтехинвентаризация". Это такое предприятие, которое твердо стоит на ногах, которое мы поддерживаем, всеми возможными методами даем возможность развиваться. В последние несколько недель министерство занималось анализом деятельности предприятия "Оргтехстрой". Предприятие очень интересное, с большой историей. Оно существует более 30 лет, имеет хорошую репутацию, хорошие кадры, архивы, занимается обследованием зданий и сооружений по всей Нижегородской области. Когда-то заключения предприятия признавались безоговорочно, но в последние полгода предприятие осталось без руководителя. Человек, который занимал эту должность, не делал ничего для развития предприятия. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что вопрос именно в менеджменте. Очень долго пытались найти подходящих людей и поняли, что пойдем по пути того, что на базе "Нижтехинвентаризации" создадим холдинг. Заместитель директора "Нижтехинвентаризации" был делегирован в качестве гендиректора "Оргтехстроя", и, фактически, эти две организации, которые имеют много точек соприкосновения, теперь очень удачно друг друга дополняют. В течение ближайших двух месяцев они станут мощнейшей структурой на строительном рынке в своей сфере - в сфере инвентаризации, проектной работы, смет, исследования зданий и сооружений. Плюс к этому параллельно мы понимаем, что, являясь собственником предприятия, мы будем ему помогать с точки зрения развития на рынке. Дальше мы также будем смотреть, какие еще предприятия могут быть объединены. Сейчас на очереди несколько таких организаций. По убыточным предприятиям мы также не сразу принимаем решение о закрытии. Если предприятия можно "починить", то закрывать его неразумно. Или, например, ГП "Реформа". Это тот случай, когда людям нужно имя области, необходимо быть госпредприятием, потому что они занимаются разработкой программных продуктов, научно-техническими работами и у них большая часть клиентов - это госструктуры, муниципальные организации. Для них быть под крышей государства очень выгодно с коммерческой точки зрения. Для нас это тоже выгодно, потому что 50% прибыли ГП отчисляет области. - Представители нижегородских общественных организаций протестуют против повышения арендных ставок. Каким образом правительство региона намерено реагировать на протест? - Мы проанализировали использование недвижимости Нижегородской области. Сейчас ведется работа по выявлению якобы некоммерческих организаций, которые, прикрываясь этим статусом, занимают на льготных условиях помещения в центре города, и ведут в них коммерческую деятельность. Примеров тому много. Самый известный пример, когда в Доме архитектора по непонятному договору две недели помещения сдавались в аренду фирме IKEA, набиравшей персонал, а деньги не поступали в областной бюджет. Только после серьезной проверки минимущества администрация Дома архитектора в спешном порядке перечислила деньги в бюджет Нижегородской области. Перед руководством Дома архитектора был поставлен вопрос, что если подобные факты повторятся, правительство имеет право изъять здание у Союза архитекторов. Ситуация наладилась, и в здании ведется деятельность, соответствующая уставу Дома архитектора. Это один из примеров того, что правительство установило серьезную систему контроля за использованием недвижимости. Мы не скрываем, что под пристальным вниманием министерства имущественных отношений находятся именно организации, имеющие льготы по арендной плате. Примеров того, что они, сдавая помещения в субаренду, извлекают прибыль, которую могла бы извлекать Нижегородская области, множество. Необходимо отметить, что есть процедура, по которой решение о льготах по арендной плате принимает губернатор Нижегородской области - это прописано в постановлении правительства. Те организации, которые хотят работать по правилам, идут этим путем, а те, кто понимает, что не может доказать законность льгот по аренде, устраивают различные акции. Есть другие варианты, другие ситуации, когда мы фактически вынуждены предпринимать серьезные меры. Последняя история - "Облкиновидеообъединение". Это госпредприятие стараниями своего бывшего директора (Александр Плехов, - прим. НИА "Нижний Новгород") фактически оказалось под процедурой банкротства. Сейчас, чтоб не потерять областную собственность, которая закреплена за предприятием, мы проводим большую работу. Это те риски, которые несет область, если ГП и АО никто не занимается. - Что в настоящее время происходит с данным госпредприятием? - Мы начали смотреть, и стало понятно, что деньги, выделенные на ремонт здания киноцентра "Рекорд", были освоены не в полном объеме и куда-то исчезли. Очень трудно найти концы, так как директор предприятия сменился. При рассмотрении ситуации выявлено, что кафе, находящееся в здании киноцентра, приносило убыток, что в принципе невозможно. Ясно, что там либо абсолютно неэффективные управленцы, либо по принципу "не пойман - не вор" деньги не доходят до кассы госпредприятия. И то, и другое - повод вмешаться в деятельность предприятия. Мы вмешались. Реакция последовала позитивная: руководство ГП "Облкиновидеообъединение" и комитета культуры осознало, что минимущества занимается вопросом с очень серьезными намерениями. Попытка представить программу развития ГП на ближайшее несколько месяцев будет предпринята, хотя мое личное мнение - это все несерьезно. Каждый должен заниматься своим делом, но у них должен быть шанс наладить работу. Если через несколько месяцев ГП будет по-прежнему неэффективным, мы будем предпринимать дальнейшие шаги по оптимизации деятельности предприятия, так как в настоящее время под именем государства происходят непонятные вещи, а регион не получает с этого ничего. В этой ситуации нет ничего личного, просто ГП "Облкиновидеообъединение" у всех на виду. При этом, когда минимущества начинает подобную работу, в прессе появляется хорошо организованная волна, что мы обижаем культуру, интеллигенцию. Нужно во всеуслышание заявить, что комитету культуры и ГП "Облкиновидеообъединение" был предложен серьезный инвестиционный проект. Мы сдаем здание киноцентра "Рекорд" в аренду на пять лет, а инвесторы, выигрывающие помещение по конкурсу, гасят долги ГП перед бюджетом. Это позволит снять серьезную проблему, которая может возникнуть через несколько месяцев из-за большого количества кредитов, которые ГП "Облкиновидеообъединение" не в состоянии вернуть. Очень бы не хотелось, чтобы этим занималась областная прокуратура, налоговая инспекция и другие уполномоченные органы. Инвесторы предлагали взять здание в аренду, вложить в него средства, сохранить социальный кинопоказ - 3-4 сеанса в день, демонстрируя фильмы, определенные совместно с комитетом культуры. Показ всех тех фильмов, на жалость к которым давит господин Милославский (Павел Милославский - директор ГП "Облкиновидеообъединение"), будет сохранен. У всех кинопрокатчиков есть понимание, что дневные киносеансы - все равно некоммерческие, и они готовы организовывать некоммерческие сеансы. Инвесторы готовы отремонтировать помещение, установить нормальную аппаратуру, а доход приносил бы коммерческий кинопоказ на вечерних сеансах и работа кафе. Была предложена понятная программа развития предприятия, которая принесла бы прибыль Нижегородской области и Облкиновидеообъединению. Пока я не могу по этическим соображением назвать инвесторов, готовых к реализации данного проекта. Могу сказать, что это пять-семь нижегородских и московских инвесторов, занимающихся ресторанным бизнесом или кинопрокатом, желающих принять участие в конкурсе. Главный вопрос заключается в привлечении инвестиций, так как ни один банк не даст ГП "Облкиновидеообъединение" кредит. По экспертным оценкам инвестиции в проект должны составить от 50 до 120 млн. рублей. При этом здание останется в областной собственности, и после истечения договора аренды. В настоящее время минимущества готовится к большому мероприятию, которое пройдет в августе. Это собрание всех руководителей госпредприятий, акционерных обществ, на котором будут высказана позиция правительства. До 1 июля были проведены собрания акционеров во всех АО, где есть доля правительства области. Сейчас проводятся заседания Советов директоров предприятий, а также проверку ГП осуществляют балансовые комиссии. Есть много вещей, которые необходимо обсудить, над которыми нужно поработать. После этого мы сделаем большое выступление на заседании правительства Нижегородской области, касающееся деятельности госпредприятий. Министерство имущественных отношений является представителем собственника (правительства Нижегородской области), а управлять ими должны отраслевые министерства, за которыми закреплены предприятия. Но, к сожалению, некоторые министерства пустили свои предприятия "в свободное плавание" и ничем им не помогают. Эта та ситуация, которую минимущества намерено исправлять. Сейчас по каждому предприятию готовятся предложения. Мы постараемся обнажить проблемы, а отраслевые министерства должны срочно их решать. То, что представляет ценность и интерес для области, мы не хотим продавать - По итогам 2005 года план приватизации госимущества не был исполнен на 100%. Какова динамика в 2006 году? Что делается для исполнения плана приватизации? - План приватизации не был выполнен, и этому есть много причин. Нужно прекрасно понимать, что продажа госсобствености - это очень тонкий момент. Как правило, продается что-то не нужное. Продается то, что по каким-либо причинам мы не можем использовать сами (этому могут мешать как проблемы инфраструктуры, так и проблемы состояния). Мы не хотим тянуть на себе это ярмо и предполагаем, что найдутся более эффективные собственники в виде частных лиц. О чем идет речь? Мы можем продавать наши акции в АО в том случае, если наша доля в них столь мала, что мы не можем обеспечить контроль над этим обществом, но несем какие-то обязательства перед этой компанией. Примером может послужить продажа акций "Эллипс-банка" - 1% акций никакого воздействия на деятельность банка не давал, у области не было планов участвовать в его деятельности, но так получилось, что мы стали собственниками их акций. Мы продали акции, причем достаточно выгодно. Но, например, продажа труб водовода Ардатов-Нижний Новгород - очень трудное занятие, так как данный товар имеет очень ограниченный круг покупателей. Трубы по балансовой деятельности стоят очень больших денег, они находятся глубоко под землей, их трудно продать, но области они не нужны. Поэтому план приватизации не был выполнен. То, что представляет ценность и интерес для области, мы не хотим продавать. В 2006 году пока все идет тяжело, не все удается продать. Но от продажи государственной собственности идут не самые большие доходы бюджета. Мы продаем собственность не только для того, чтобы получить какой-то большой доход, а чтобы избавиться от непрофильных активов, которые нас тянут назад и фактически требуют инвестиций для их поддержания в нормальном состоянии. Задача заключается в том, чтобы в 2006-2007 году избавится от неэффективной собственности, не приносящей доход. - Выполняются ли планы по поступлению доходов от аренды земли в областной бюджет? - Да. Там нормальная ситуация, потому что минимущества - это серьезный "монстр", который всегда занимался вопросами земельных отношений, у министерства налажена хорошая система сбора арендной платы за землю. Договор, заключенный арендатором с минимущества ценится тем, что он нормален с точки зрения условий, и мы имеем возможность воздействовать на тех, кто не платит аренду. Мы присылаем уведомления, выставляем претензии, а также не стесняемся подавать иски в суд, если идет злостное уклонение от уплаты аренды. Управление имуществом требует принятия быстрых оперативных решений - Насколько повлияет на работу исполнительной власти передача полномочий по оперативному управлению государственной собственностью с уровня Законодательного собрания? Не является ли это ущемлением прав регионального парламента? - Управление имуществом - это та сфера, в которой постоянно требуется принятие быстрых оперативных решений. В данном случае идет нормальная работа по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством. В регионе был период, когда необходимо было каким-то образом сохранить контроль над движением имущества Нижегородской области. Сейчас мы в хорошем смысле обросли достаточно большим количеством нормативных актов, как федеральных, так и областных, которые серьезно регламентируют деятельность минимущества как представителя собственника - Нижегородской области. Более того, Ирина Живихина как заместитель губернатора и как министр утверждалась депутатами, поэтому в данном случае идет двойной контроль: как профессиональный (депутаты, которые утверждали этого человека, могут призвать его к ответу), так и контроль с точки зрения законодательства. В качестве примера можно привести то, что прогнозный план приватизации был недовыполнен. Прогнозный план приватизации был представлен в Законодательное собрание в октябре 2004 года, а утвержден был спустя несколько месяцев - 28 апреля 2005 года. Но утверждение прогнозного плана вовсе не означает, что продавать можно уже завтра. Чтобы подготовить объект приватизации, нужно по законодательным процедурам не меньше трех-четырех месяцев. Фактически все те объекты, которые могли быть проданы, но требовали больше работы, не были проданы в прошлом году. Та же самая ситуация происходит и сейчас. - Правительство Нижегородской области намерено продать пакет акций "Волга-Авиа". Почему это более выгодно для региона, и будет ли облправительство создавать свою авиакомпанию или привлекать в регион уже существующие авиакомпании? - Авиакомпания "Волга-Авиа" создавалась достаточно давно. Доля области в авиакомпании составляет 50%. За все это время никаких успехов авиакомпания не достигла. Цель, ради которой была создана авиакомпания, не была достигнута, даже наоборот. Сейчас рынок перевозок в Москву сильно развит, но эта авиакомпания в нем не участвует. Мало того, за все это время авиакомпания не сделала простейших вещей, которые помогли бы ей выйти на рынок авиаперевозок. Сейчас у них нет собственной лицензии, они арендуют право летать у другого авиаотряда. Это очень сильно не нравится потенциальным пассажирам. У них нет нормальных самолетов, которые могли бы конкурировать с теми самолетами, которые летают на данном маршруте. Поэтому было принято решение, что на данный момент "Волга-Авиа" не нужна региону. Без привязки к Нижегородской области эта авиакомпания имеет шанс быть купленной по рыночной цене, она может представлять серьезный интерес для тех, кого интересуют ее активы (у нее все-таки есть три самолета). Мы предполагаем, что продажа пакета акций авиакомпании может принести области деньги, которые не приносит ее деятельность. По поводу создания авиакомпании правительством Нижегородской области я ничего не знаю, но, видя, какой контроль имеет правительство над международным аэропортом "Нижний Новгород" я думаю, что каким-то образом повлиять на рынок перевозок в Москву можно путем работы с аэропортом. Это моя точка зрения. О планах создания другой авиакомпании я не слышал. Не каждый застройщик чувствует силы пройти через инвестсовет - Как вы оцениваете позицию прокуратуры Нижегородской области, усмотревшую нарушения со стороны администрации Нижнего Новгорода при выделении участков под строительство и при расселении ветхого фонда? - Я могу судить об этом с двух точек зрения. Не секрет, что проверки прокуратуры были инициированы правительством Нижегородской области, которое обеспокоено тем, что на части территории региона выделение земельных участков происходит не в соответствии с учрежденной процедурой, с которой согласились все остальные. Соответственно, было высказано предположение, что там есть нарушения. Правительство области инициировало проверку прокуратуры, и позиция прокуратуры, написавшей представление администрации Нижнего Новгорода, подтверждает, что позиция региона правильная. Там действительно были допущены нарушения законодательства. Если виртуально сделать на несколько месяцев шаг назад, и посмотреть на ситуацию с точки зрения директора строительной компании, я считаю, что нормальной реакцией людей, по земельным участкам которых есть вопросы, было бы задавать этот вопрос не руководству Нижегородской области, а администрации города, заключившей с ними не легитимные договоры. Людям необходимо активно отстаивать свою позицию, потому что цели минимущества и правительствоа Нижегородской области заключаются не в том, чтобы заморозить какую-то деятельность, а в том, чтобы работа с землей была прозрачной, и все бы играли по одним общим правилам. Администрация Нижнего Новгорода должна была издавать распоряжения о предоставлении участков в соответствии с действующим на территории области законодательством и нормативной базой. Люди должны понять, откуда идет источник их дискомфорта. Они сами должны настаивать, приходя в администрацию Нижнего Новгорода, говоря: "Раз такая ситуация, давайте с вами по-хорошему ее решим - отменим это постановление и заключим другое". Другое дело, что все прекрасно понимают, что по большей части земельных участков, предоставленных не совсем законно, людям придется пройти через Инвестиционный совет при губернаторе. Не каждый застройщик чувствует силы пройти через инвестсовет, поэтому все так цепляются за городские постановления. Коррупция появляется там, где для чиновника возникает возможность какого-то маневра - Сфера имущественных отношений - пожалуй, самая коррупционноемкая сфера. Как региональное правительство намерено осуществлять внутренний контроль, чтобы предотвратить коррупцию в своих рядах? - Коррупция появляется там, где для чиновника возникает возможность какого-то маневра - выбора, например, установить какой-нибудь коэффициент. С коррупцией можно бороться разными путями. Можно поставить надсмотрщиков, за всеми слушать и смотреть, но тогда никто ничего делать не будет, потому что все будут бояться. Другой путь - создать такую систему, которая сделает возможность маневра для чиновника минимальной. Сейчас мы ведем большую работу по упрощению процедуры предоставления нежилых помещений в аренду. Методика расчета арендной платы по этим помещениям занимала несколько страниц, фактически это было сложным математическим вычислением, при котором можно было применить тот или иной коэффициент. Сейчас есть три коэффициента, которые применяются не путем оценки чиновником гипотетически рода деятельности арендатора или чего-то еще. Эта система фактически лишает чиновника возможности манипулировать, говоря: "Вызнаете, мне кажется, что у вас не ресторан, а столовая". Если ты занимаешься бизнесом, зарабатываешь деньги - коэффициент один, если ты госучреждение, предприятие, несущее социально-значимую функцию, - коэффициент другой. Если кто-то считает себя исключительно важным предприятием, без которого остановится жизнь, есть два пути - освободить занимаемое помещение, поменяв его на то, за которое он готов платить арендную плату, или готовить обоснования. Однако решение по снижению арендной платы принимает губернатор только по представлению заместителя губернатора. Я уверен, что доказать свою исключительность смогут далеко не все. Та же ситуация с методикой расчета арендной платы за землю: не будет коэффициентов - есть четкая база, кадастровая стоимость земли и простейший математический расчет, зависящий от района города, области, от тех вещей, которые не дают возможность субъективности, какому-то второму толкованию. Это автоматически должно исключить возможность для чиновника принимать решения в ту или иную пользу. А внутренний контроль - это наш внутренний вопрос. |