Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

О чем имам Хомейни писал Михаилу Горбачеву

Гости из Ирана на философском факультете МГУ: переводчик Мохаммад Салам, Мехди Имманипур, Голяремза Авани, Владимир Миронов (слева направо).В МГУ прошел круглый стол, посвященный иранской религиозной философии

Об авторе: Анна Костикова - замдекана философского факультета МГУ, Евгений Калинин - аспирант философского факультета МГУ.

"Когда начался период глубоких социальных преобразований в бывшем Советском Союзе, имам Хомейни опасался, что страна, отказавшись от материалистического учения, будет основывать свою идеологию на западной философии. Он был уверен, что человеческое общество может существовать дальше, опираясь только на божественную философию".

Этими словами директор Института философии Ирана Голямреза Авани завершил свой доклад, сделанный им на круглом столе, который проходил на философском факультете Московского государственного университета 4 июня.

Сейчас как никогда остро стоит проблема диалога между Востоком и Западом. Удастся ли преодолеть многовековое отчуждение, которое возникло между двумя совершенно разными типами мировоззрения? Какую роль сыграет Россия в решении этой непростой проблемы? Декан философского факультета профессор Владимир Миронов во вступительном слове подчеркнул, что иранские философы не просто гости, но и друзья философского факультета. Круглый стол позволил российским участникам вживую познакомиться с восточной философией.

Голямреза Авани отметил, что письмо известного иранского политического деятеля и философа имама Хомейни лидеру бывшего Советского Союза Михаилу Горбачеву носило знаменательный характер. Восток и Запад - это не только два принципиально различных типа культуры, но и два разных направления философской мысли.

На Западе доминирующую роль стали играть взгляды Аристотеля, которые и определили дальнейшее развитие европейской мысли в рационалистическом русле. Рационалистическую философию иранский профессор называет "философией аргументации". На Востоке же, напротив, главнейшей чертой философии всегда считалось ее божественное происхождение. Однако "совершенная" философия опирается не только на откровение, но и на разум.

Именно таковой была философия трех выдающихся иранских ученых-теологов, упоминаемых имамом Хомейни в письме к Горбачеву. Имеются в виду Сохраварди, Ибн Араби и Садреддин Ширази. В истории европейской мысли "совершенным" философом был Платон, который тоже оказал значительное влияние на этих мыслителей.

Сохраварди - талантливый ученый-философ, обладающий поистине энциклопедическими для своего времени знаниями, уже в 26 лет написал знаменитую книгу "Философия озарения". Однако султан Салахаддин, известный в истории как весьма умный и гуманный правитель, казнил его в возрасте 33 лет. Этот трагический парадокс объясняется тем сильным влиянием, которое оказывали на Салахаддина придворные мусульманские богословы, обвинявшие Сохраварди в ереси.

"Еретик" дословно переводится как "инакомыслящий". В этом смысле настоящий философ всегда "говорит ересь", иначе он будет не оригинальным мыслителем, а лишь эпигоном, подражателем и пересказчиком чужих взглядов.

Одним из важнейших завоеваний европейской мысли до сих пор считается строгая демаркация науки и религии, окончательно достигнутая в XX веке. Философия занимает некое срединное место, иногда претендуя на статус "научного мировоззрения", иногда же, напротив, заявляя о своей трансцендентности. Попытку синтезировать науку, философию и религию предпринимали и русские религиозные философы.

Владимир Соловьев, например, полагал, что только "целостная" философия может претендовать на всеобщность. Именно идея "всеобщности" была ядром соловьевской софиологии - учения, которое для православного христианства тоже несло значительный заряд гностической ереси.

Голямреза Авани отметил, что в вузах Ирана изучается как божественная философия, так и философия аргументации, то есть европейская философия, которая пользуется в Иране большой популярностью. Хорошо знакомы иранцы и с русской классической литературой, уже давно переведенной на персидский язык. Каждый уважающий себя иранец обязательно читал русских писателей.

Иранский профессор отметил, что классики русской литературы - такие, как Толстой, Гоголь, Достоевский и Чехов, тоже в некотором смысле являются представителями "высшей" философии, подобно представителям персидской классической литературы. Голямреза Авани выразил надежду, что в будущем иранцы лучше познакомятся с русской философией, а дружеские визиты и взаимные обмены будут этому, безусловно, способствовать.

"В Иране традиционная симпатия ко всему русскому и российскому", - отметил Голямреза Авани. Но и более тщательное изучение мусульманской философии может обогатить европейскую мысль. Мысли иранских философов весьма нетривиальны, а их философия содержит совершенно уникальный взгляд как на человека, так и на общество.

Вспоминается знаменитый тезис о том, что России принадлежит посредническая роль между Востоком и Западом. Значительное место в русской культуре занимает религиозная философия, которая призывала вернуться к божественным источникам этой дисциплины. Именно с этим направлением русской мысли часто связывают ее уникальность и специфику.

В своем докладе и ответах на вопросы Голямреза Авани неоднократно подчеркивал, что нельзя забывать о богооткровенном аспекте философии. Главная ошибка философии Запада в ее однобокости и излишней рационалистичности, что, в свою очередь, стало причиной кризиса метафизики. Ученый упомянул о символической встрече философов Ибн Араби и Ибн Рушда, который более известен на Западе, чем в исламском мире.

Ибн Рушд, как последователь Аристотеля, придавал большое значение логической аргументации и доказательству. На один из вопросов Ибн Рушда Ибн Араби сначала ответил: "Да, все верно", но затем сказал: "Нет, не очень-то верно", после чего добавил, что на пути от утверждения "да" к отрицанию "нет" и обратно от отрицания "нет" к утверждению "да" погибли сотни ученых людей!

Символически эти мыслители представляют Восток и Запад. Логическая корректность для "божественного" философа не является залогом истины. В заключительном слове Мехди Имманипур, руководитель культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран, выразил надежду, что "встречи между русскими философами и иранскими учеными, подобно встрече этих двух философов, будут происходить регулярно".

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=5153