Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
За аудиороман «Война и мир» Лев Толстой издателям голову бы оторвал
МОСКВА, 9 июня (Корр. АНН Михаил Потапов). Россия из самой читающей страны превращается в слушающую: по социологическим опросам 30 процентов российских библиофилов предпочитают не читать книги, а слушать их в электронной записи. Все чаще, оказывается, книгам в привычном бумажном варианте наши сограждане предпочитают их электронные версии - в формате МР3. " Действительно, спрос на звуковые книги в последнее время стремительно растет, - рассказывает менеджер одного из крупнейших московских магазинов "Библио-Глобус" Татьяна Семикова. - Только за последний год объем продаж "звуковой литературы" вырос у нас почти вдвое. Причем, среди покупателей, как я заметила, много школьников и студентов. Берут в основном хрестоматийную классику и издания по истории, в частности, очень популярен Ключевский. Мужчины предпочитают фантастику и приключения. Женщины - детективы и детские сказки. А что? Это действительно очень удобно, я и сама так делаю: ставлю дочке перед сном диск со сказкой, а сама в это время занимаюсь какими-нибудь своими делами". "Электронный" Шарль Перро детишкам на ночь, конечно, облегчает жизнь родителям. Но, по мнению психологов, здесь таится один крайне отрицательный момент. Ведь самая важная вещь в ежевечерней сказке - даже не чтение, а та забота, которую родители уделяют ребенку. Именно внимания ждут дети, когда хотят услышать сказку, рассказанную голосом мамы, а не какого-то постороннего дяди или тети. Главная претензия к производителям подобного продукта - это бесцеремонное сокращение оригинала. Многие тексты, особенно классические, выходят на дисках в сильно ужатом виде. Из них всемирно известных произведений исчезают целые главы. " А что тут удивительного? Не можем же мы работать себе в убыток, - поясняет Владимир Кресновский, ведущий редактор одного из издательств, специализирующихся на выпуске аудиокниг. - Условия диктует сам читатель. Вот, к примеру "Война и мир" Толстого. Сначала, в качестве эксперимента, мы попробовали издать полную версию романа. Получилось - 80 часов звучания на пяти дисках! Представляете? Никто их не покупал. Тогда мы поступили радикально: сократили ее почти вчетверо - до 20 часов. Я понимаю: грешно! И сам бы Лев Николаевич оторвал бы нам за это голову. Но, представьте себе, люди стали роман покупать. При этом мы никого не обманываем: на коробочке диска, с обратной стороны, есть четкая надпись "Публикуется с сокращениями". И все равно берут. И хорошо берут. Особенно школьники и студенты-гуманитарии". Увы, тут с издателем спорить бессмысленно. Как показывает практика, все больше учащихся выбирают именно МР3 формат. Многое из учебной программы, в том числе вузовской, они предпочитают теперь усваивать не с листа, а на слух, как бы между делом, например, во время поездки в метро. Взять же в руки книжку зачастую просто лень. Результаты подобного "обучения" повергают преподавателей в шок и трепет. "Один из студентов мне так и сказал на экзамене: "А зачем мне вообще читать? Ведь я на фотоотделении!" - с грустной улыбкой рассказывает профессор факультета журналистики МГУ Игорь Волгин. - Беда в том, что подобная звуковая "литература" уничтожает самое главное - эффект сопричастности. Сопереживания. Обычная книга делает человека как бы ее соавтором, заставляет его дорисовывать, допридумывать. То есть дает пищу для эмоций, творческого мышления. Как ни странно, но многие профессиональные литераторы, в отличие от преподавателей, более терпимы к творениям в МР3 формате. И, несмотря на многие огрехи этого продукта, относятся к нему с философским спокойствием. " Аудиокниги есть объективное явление, обусловленное временем, и ругать их просто бессмысленно. Это как классическая музыка: можно пойти на концерт и послушать живьем, а можно поставить компакт-диск: ощущение уже не то, но кому что нравится, - рассуждает главный "теледозорный" страны Сергей Лукьяненко. - Единственное, чего хотелось бы пожелать производителям подобного формата - чтобы актеры, чей голос звучит на дисках, читали бы произведения не заунывным голосом усталого акына, а с отвечающей сюжету энергетикой нервов и чувств. Эмоции нужны. Эмоции. А в остальном - все нормально. Мне лично нравится"… |