Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Тверская Епархия против открытия подразделения Международной Академии Каббалы

На текущей неделе Миссионерский отдел Тверской епархии распространил обращение в связи с намерением Российского филиала Международной академии Каббалы открыть в ближайшие дни в городе учебно-просветительский центр "Зоар".

Текст документа приводится ниже:

ОБРАЩЕНИЕ МИССИОНЕРСКОГО ОТДЕЛА ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯЗИ С УГРОЗОЙ МАССОВОГО НАВЯЗЫВАНИЯ ТВЕРИТЯНАМ АНТИХРИСТИАНСКОГО ОККУЛЬТНО-КАББАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

31 мая 2006 г., Тверь

Средства массовой информации оповестили жителей Твери о намерении Российского филиала Международной академии каббалы открыть в ближайшие дни в нашем городе так называемый учебно-просветительский центр "Зоар" (по названию древнего сборника каббалистических текстов). Последователи проживающего в Израиле директора названной Международной академии каббалы Михаэля Лайтмана готовят внедрение в наш город серию крупномасштабных мероприятий, некоторые из которых предполагают долговременный, а точнее - постоянный характер.

Так, по замыслу духовных диверсантов, учебно-просветительный центр "Зоар" предполагается открыть 19 июня на ул. Советской, 15 - то есть в самом центре нашего древнего русского города, в своего рода эпицентре между зданиями Областной администрации, Городской администрации и Вознесенским собором, являющимся подворьем Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Открытию центра инициаторы его создания планируют предпослать 10 июня видеопоказ интервью с М. Лайтманом в книжных магазинах Твери, а 17-18 июня - кинофестиваль "Прикосновение" в кинотеатре "Звезда". Сам открываемый центр предусматривает вечернюю и заочную формы обучения.

Мы видим, что организаторы духовной диверсии размахнулись широко. Подобного оккультного шабаша православная тверская земля еще не видела. Что же представляет собой "академия" г-на Лайтмана и какие идеи его подручные несут нам?
Как известно, "классическая" каббала является одним из мистических течений в средневековом иудаизме. Уже она сама по себе была смесью оккультных и гностических тенденций в еврейской религиозной философии, противостоя таким образом по самой своей сути христианству. Однако сейчас нам пытаются всучить даже не ту самую каббалу в ее традиционном обличии, а типичную поделку нью-эйджевского характера с присущей ей постмодернистской эклектикой.

Отметим некоторые принципиально важные моменты. Каббала исторически связывается с традициями религиозной веры евреев, иудаизмом. Но вот мнение одного из авторитетнейших в современном мире раввинов - Адина Штейнзальца, основателя Израильского института талмудических публикаций, автора большого числа книг, переведенных на многие языки мира: "Не путайте иудейское учение каббалы с модным поветрием "каббалистических кружков"". Предупреждая об этом живущих в России иудеев, видный ученый подчеркнул, что увлечение каббалой началось "на Западе - в рамках общего кризиса рационализма, в России - в контексте всеобщего духовного кризиса, последовавшего за падением советского режима". Интерес в России к этому синкретическому нью-эйджевскому религиозному движению он объяснил еще одной важной причиной - "религиозным невежеством".

Организаторы оккультно-мистического нашествия на Тверь пытаются рекламировать свой эрзац каббалы как некое древнее тайное знание, как науку управления судьбой и обещают своим будущим адептам развить в них "орган духовного ощущения". Эксперименты по погружению человека в пучину мистического опыта порой заканчиваются трагически. Доктор медицинских наук, руководитель отделения острых психосоматических расстройств НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского В. Остроглазов в своей статье "Священный дар жизни и проблема самоубийств" приводит в качестве одних из типичных мотивов самоубийств - "мистические оккультные мотивы". Среди многих ужасающих примеров, приведенных ученым-медиком, и случай, когда покончила с собой пятнадцатилетняя девушка, "которая увлекалась магией, каббалой".

В целях камуфляжа истинного характера своих религиозно-мистических изощрений вокруг каббалы организаторы десанта на Тверь подчеркивают ее познавательные, якобы родственные науке аспекты. Известно, что в свое время они пытались презентовать свои паранаучные и псевдорелигиозные идеи кругу представителей российской науки, проведя в марте 2004 г. "круглый стол" в Московском доме ученых (не путать с Академией наук, - Дом ученых это некое клубное образование, типа Дома культуры ученых), на который прибыл из Израиля М. Лайтман. Наблюдавшая тогда это мероприятие корреспондент "Независимой газеты" Наталия Лескова пришла к выводу: "Наукообразная абракадабра претендует на полное и окончательное описание физической реальности". Журналистка отмечает, что Лайтман "предложил свою версию каббалы, где мистика тесно переплетена с научными терминами. Хотя от одного этого наукой она не становится". Полностью солидарен с этим мнением доктор физико-математических наук, профессор МГУ Вадим Сперанский: "Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось ее апологетам… Используемые в каббале обозначения - это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно четкий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию".

Итак, если "откровения", которые собираются преподносить жителям Твери посланцы г-на Лайтмана в равной мере далеки и от иудаистической традиции как материнского лона каббалы, и от научного взгляда на мир, остается проверить, мыслимы ли они в русле исконно близкого и традиционно присущего нам православного подхода. Напомним, что пункт 13 Определения Архиерейского собора Русской Православной Церкви "О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме" (1994) подчеркивает, что "все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения" с христианством не совместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви".

В свое время замечательный русский православный мыслитель Лев Тихомиров в своей фундаментальной работе "Религиозно-философские основы истории", говоря о злейшем враге христианства первых веков - гностицизме, писал: "Сходство гностицизма с каббалистическими воззрениями так велико, что исследователи невольно производят то гностицизм из Каббалы, то наоборот".

Современный богослов диакон Андрей Кураев в работе "Язычество и "религия космоса"" со всей определенностью указывает, что "для христианства космический мистицизм неприемлем… Любая оккультно-гностическая система исходит из странной иллюзии о том, что если между Божеством и материей расположить несколько посредствующих ступеней…, то удастся решить проблему перетекания Бесконечного в конечное". Церковный писатель напоминает, что "языческий мир всегда - от гностиков до Рерихов - пытался навязать христианству свою космологию, заполнить эту лакуну, заполнить пространство между Богом и человеком всевозможными эонами, сефиротами, планетами и т. п. Через космологическую фантастику язычество всегда пыталось внедриться и навязать поклонение твари". В подтверждение он приводит слова кармического неоязычника С. Н. Лазарева: "Вы можете не верить в Бога, но должны любить Вселенную".

Видная отечественная академическая исследовательница истории науки и философии Нового времени П. П. Гайденко в работе "Христианство и генезис новоевропейского естествознания" также свидетельствует: "В герметизме, а также в Каббале, тоже принадлежавшей к магико-оккультной традиции, человек объявляется Адамом небесным, способным не только раскрыть все тайны божественного миротворения, но и стать вторым творцом, преобразующим природу и господствующим над ней".

Вспомним в этой связи слова В. Манягина, одного из докладчиков на Всероссийской конференции "Спасение души в современном мире: Православие перед вызовом глобализма" в 2003 г.: "Основа каббалистического мировоззрения … отказ от личного Бога-Творца, переход к пантеизму и поклонению твари". Он отметил также особую роль, которую в кабаллистическом учении занимает "стремление к господству над человеком". Исследователь указал и на один из каббалистических инструментов - "цифровую идентификацию, которая сочетает в себе два этих важнейших для каббалистов (цифру и имя) инструментов влияния на материальный и идеальный миры". Именно с их помощью каббалисты "собираются управлять человечеством".

Прозвучавший на конференции вывод докладчика однозначен: "Таким образом, мы можем видеть, как политическая составляющая каббалы (Царство Израиля вместо Царства Божия), так и мистическая (обожествление человека) приводят к одной конечной точке бытия - построению всемирного царства антихриста, иначе называемого Новым Мировым Порядком".

Приведем предельно красноречивое высказывание самого идейного вождя нагрянувшего к нам каббалистического десанта Михаэля Лайтмана: "Если бы Израиль в течение всей своей истории не передавал своих знаний народам мира, они бы до сегодняшнего дня были дикарями и жили на деревьях. Народы могут получать свет только через Израиль. Поэтому необходимо полное духовное отделение Израиля от других народов-гоев" (Лайтман М. Каббала. Тайное еврейское учение. Ч. 10. Плоды мудрости. Иерусалим, 1997. С. 139).

Мы обращаемся с одним, но прямым и четким вопросом ко всем тверитянам и, в первую очередь, к тем, кто принимает на административном уровне решение о предоставлении аренды помещений направляющимся к нам каббалистам-ньюэйджевцам: нужна ли нам в Твери эта неприкрытая пропаганда национализма, оккультной мистики, антинаучных и антихристианских идей под соусом каббалистики?!
Надеемся, что общественность Твери, областные и городские власти адекватно и незамедлительно отреагируют на это готовящееся нашествие на наш город, воспрепятствовав намеченным и разрекламированным акциям приспешников неокаббалиста Лайтмана!

Председатель Миссионерского отдела Тверской епархии,
вице-президент Российской ассоциации центров изучения
религий и сект (РАЦИРС) протоиерей Александр Шабанов

Заместитель председателя Миссионерского отдела Тверской епархии,
ответственный секретарь РАЦИРС священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент

Пресс-служба Московской Патриархии

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4905