Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | |||
Одни дома.
Евгения ТОМСОН Фото Владимир ЛАВРОВ
Эта необычная семья появилась в селе Урыв-Покровка шесть лет назад. Анатолий и Елена Чайки уехали из-под Санкт-Петербурга подальше от городской цивилизации и поселились в воронежской глубинке, чтобы быть ближе к природе. У супругов четыре дочери, из которых лишь старшая Анастасия родилась в роддоме, а остальные - Мария, София и Дария - появились на свет дома. Роды принимал отец, причём без помощи медиков. Необычно и то, что девочки, старшей из которых 15, а младшей 9 лет, никогда не ходили в школу, а обучались на дому. "Жить по совести" Многим местным жителям такой образ жизни "чужаков" кажется странным, если не сказать, вызывающим... Некоторые даже считают Чаек сектантами. Но супруги утверждают, что они не религиозны и не являются сторонниками какого-либо вероучения.
- Жить нужно по совести, - объяснил глава семейства Анатолий журналистам "МОЁ!". - А вероисповедание, политические взгляды - это уже вторично и является личным выбором каждого. Вот такие мировоззрения у этой пары. Елена, которая закончила факультет журналистики МГУ, после знакомства с будущим мужем оставила редакторскую должность, переехала вместе с любимым человеком в деревню и посвятила себя детям. Сейчас она уже и не представляет другой жизни... Непростые формальности Но что же всё-таки заставило эту женщину отказаться от помощи медиков и рожать трёх дочерей в домашних условиях? - 15 лет назад у нас родилась первая дочь, - рассказывает Елена Чайка. - Но это событие, которого мы так ждали, оставило у нас в основном грустные воспоминания. Началось всё с посещения женской консультации, куда надо было добираться зимой в переполненном автобусе с баночкой мочи не реже одного раза в неделю. С порога меня встречала неприветливая медсестра, которая всегда ругалась, когда мне по каким-то причинам не удавалось привезти анализы: "Вы нарушаете нам всю отчётность!". То есть мои анализы были нужны врачам прежде всего для отчётности. Вторым откровением стал приём в роддоме, куда я попала с острыми болями в животе на второй день декретного отпуска. Никто не обращал внимания на мои мучения до тех пор, пока по всей форме не была заполнена медицинская карта в приёмном покое, хотя у меня на руках была карта беременной из женской консультации и всё можно было переписать оттуда без моего участия. Через полчаса, попав наконец в отделение, я родила дочь... К счастью, несмотря на недоношенность, ребёнок выжил. Нам с супругом к тому времени было под тридцать. Мы были вполне состоявшимися в профессиональном и социальном отношении людьми. И твёрдо решили сделать всё, чтобы рождение следующих детей - Маши, Сони и Даши - не превратилось в рядовое медицинское мероприятие... Домашние роды - Мы знали, что есть пары, которые рожают детей самостоятельно, - продолжает свой рассказ Елена. - Главный мотив, который заставляет родителей идти на такой шаг, - глубокое убеждение, что ребёнка в этом мире должны встретить любящие руки родного человека, а не резиновые перчатки акушерки; тихий радостный смех мамы и папы, а не громкие голоса врачей; мамино тепло и ласка, а не резиновый ярлычок с фамилией на ручке младенца. Три младших дочери родились у нас дома в положенный срок без осложнений. И это была настоящая радость материнства и отцовства без горького привкуса больницы. Когда муж взял на руки только что родившуюся вторую дочь, он сказал: "Теперь я знаю, чего меня лишили в прошлый раз!". Наши дети одинаково доверяют и маме, и папе. Психологи оказались правы: близость ребёнка с отцом, когда он участвует в родах, значительно возрастает... Учитесь, дочки! Родив детей самостоятельно, супруги Чайки на этом не остановились и решили воспитывать и обучать их дома. Мать преподаёт девочкам гуманитарные науки, отец, у которого техническое образование, - остальные предметы. Девочки учат параграфы, сидя дома, а в школу приходят, чтобы отчитаться за пройденный материал. - В "Законе об образовании" прописаны разные формы обучения, в том числе и семейная, - замечает Елена. - Причём решать, по какой из них будет учиться ребёнок, имеют право только родители. И это естественно, потому что никто лучше родителей не знает склонностей и талантов их детей.
Каждого следующего ребёнка обучать нам было легче, чем предыдущего. Младшие, в пол-уха слушая наши объяснения для старших, автоматически что-то запоминали. И когда наступала их очередь изучать этот предмет, они удивлённо спрашивали: "Почему я этого ещё не учила, но уже знаю?". Взрослея, наши девчонки стараются подражать нам, родителям, в то время как их сверстники в школе, по мнению психологов, подражают одноклассникам, копируя грубости и глупости друг друга... Помимо того что мы стремимся вырастить образованных детей, мы делаем всё, чтобы они не болели. Но этому не помогут ни прививки, ни таблетки. Рецепт по-настоящему крепкого здоровья предельно прост: закаливание, правильное питание и, самое главное, тёплая атмосфера в семье. С правильным питанием нам помогла сложная экономическая обстановка в начале 90-х: она укрепила привычку употреблять в пищу то, что выросло на своём огороде, а не покупать всякую дребедень в киосках. Закаливаемся мы тоже регулярно. Что касается любви и радости, то их в доме с избытком... Школьные учителя Насти, Маши, Сони и Даши Чаек подтверждают, что девочки успевают по всем предметам, а по физике им вообще равных нет. Но при этом педагоги говорят, что родители не могут заменить детям общения со сверстниками. Приходя в школу сдавать экзамены, младшие Чайки могут часами рассказывать о том, что прочитали в книжках. Но ведь это книжные знания, оторванные от жизни, это чужой опыт... Вот что сказала газете "МОЁ!" директор школы Наталья ЩЕРБАШИНА: - Разумеется, ничего противозаконного в обучении на дому нет. Но недаром говорится, что учёба - это ещё и школа жизни. Ведь это сотни встреч, множество впечатлений, которые обогащают, развивают и закаляют. А при домашней форме обучения дети варятся в собственном соку. Я с первых дней убеждаю этих родителей пересмотреть своё отношение к обществу: нельзя в чужом ребёнке видеть только угрозу для своего собственного... Как жить будем? Действительно, возникает немало вопросов о будущем детей, которые ограничены в общении не только со сверстниками. Какой профессиональный выбор они могут сделать в таких условиях? На какие средства будут жить, став взрослыми? - Многие подростки до выпускных экзаменов не знают, какую профессию им выбрать. У наших время тоже пока есть, - уверены старшие Чайки. - Вообще, мы стараемся не давить на детей и ничего им не навязывать. Не так давно смотрим - старшая дочь увлеклась лошадьми: читает про них, интересуется, чем кормить, как дрессировать. Так что, глядишь, ещё лошадей заводить придётся... - А 13-летняя Мария у нас с малых лет лепит замечательно, - с гордостью говорит папа, показывая поделки дочери из пластилина. - Вполне вероятно, что это станет её профессией. Куколки с кудряшками, бантиками и шляпками и правда выполнены мастерски и с любовью. Чувствуется, что у девочки талант. Но предложение отдать её в художественную школу не вызывает восторга у родителей: - Во-первых, на селе нет такой возможности, а во-вторых, мы советовались с профессиональными художниками, которые отговорили нас от этого. Они сказали, что навыкам ребёнка в художественной школе, может быть, и научат, но изюминку девочка потеряет. Пусть лучше самостоятельно развивается. Тем более что этим летом мы планируем оборудовать для детей керамическую мастерскую. Ратуя за полную свободу, Чайки, похоже, всё же настороженно относятся к обществу. Ведь по их убеждениям, любая общественная система с самого рождения навязывает человеку шаблонные взгляды, отучает думать самостоятельно и творчески строить свою жизнь... Эту семью корреспонденты "Ё!" покидали со смешанными чувствами. Родители утверждают, что хотят воспитать гармоничных людей - сострадательных, неэгоистичных, созидающих... Но осталось непонятно, как им это удастся, если дети знают об этих вещах только по книжкам? |