Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Как нанять достойного сотрудника
Александр Байдюшев
Что в первую очередь необходимо знать начальнику отдела кадров или менеджеру по персоналу о претенденте на ту или иную вакансию? Существует ли технология безошибочного найма персонала? На что нужно обратить особое внимание во время собеседования с кандидатом? Москва, утро, обычный рабочий день. Я вхожу в офис компании моего клиента. Сегодня мы проводим интервью с претендентами на работу. Приблизительно 30 человек с лицами, выражающими ожидание разместились, в небольшом коридоре офиса. Проходя мимо них, я впервые подумал, как же хорошо знать точную технологию найма персонала. Все остальное было делом техники… Один за другим входили претенденты, отвечали на заранее подготовленные мною вопросы интервью. И через несколько минут становилось ясно, подходит ли этот человек в компанию моего клиента или нет. В конце дня я подвел итог. Сегодня мы наняли нового секретаря, контролера на склад и грузчика. Не плохой итог недели. За время работы консультантом, я провел более 2000 интервью и оценил более 1000 различных тестов. Опыт был приобретен колоссальный. Не скажу, что я не ошибался. Ошибался и еще как. Ошибался, анализировал свои действия, анализировал свои ошибки, исправлял их и добивался лучших результатов. Каждый раз, точно следуя процедуре подбора и найма персонала, я находил хорошего сотрудника. И каждый раз, когда я терпел поражение, обнаруживал свое отклонение от стандартных действий. Когда вы нанимаете персонал, то вам как менеджеру по персоналу, начальнику отдела кадров или руководителю предприятия необходимо знать о претенденте следующее: 1. Есть ли у него стремление достичь чего-то в работе (мотивация)? Давайте немного поговорим об этих четырех пунктах. Пункт первый - мотивация. Мотивация очень важный пункт, для создания профессиональной настоящей команды. Часто происходит так, что некомпетентный сотрудник с хорошей мотивацией добивается большего, чем компетентный сотрудник со слабой мотивацией. Поэтому мы ищем хорошо мотивированных кандидатов. Вопросы относительно мотивации и преданности работе обычно касаются достижения целей, или же это что-то вроде: "Что вы слышали о нас?" - такой вопрос позволит вам понять, заинтересовался ли этот человек настолько, чтобы выяснить что-то о вашей компании. Вопросы о том, что его заинтересовало, помогут вам разобраться в том, достаточно ли мотивирован этот кандидат. Недавно я консультировал компанию, занимающуюся оптовой торговлей. Руководство компании решило открыть направление розничной торговли. Нужен был начальник отдела, человек который мог бы развивать это направление. Я занялся поиском кандидатов. Через 2 недели отобрав несколько претендентов, стал проводить им интервью. И большинство претендентов отказывались сами, узнав, что отдела еще нет. И был один соискатель, ответивший своим согласием и готовностью построить отдел розничной торговли. На момент открытия отдела, он получал з/п даже меньше, чем рядовой менеджер. Но у него была хорошая мотивация, доказать, что он может построить отдел. Прошло совсем немного времени, и розничный отдел продаж стал приносить прибыль компании, а вместе с тем и хорошую з/п его начальнику. Следующее на что мы обращаем внимание-это профессиональные навыки, имеющиеся у кандидата. Чтобы это выяснить мы задаем вопросы о том, что он сделал, что ему нравится и чего не нравится делать. Какие навыки он освоил, и какое обучение он получил? "Я знаю, как нужно продавать", "Я умею работать на компьютере" и т.д. Чтобы получить достоверную информацию об имеющихся навыках, вы можете разработать ситуационные тесты. Например, если одно из требований к кандидату умение быстро печатать на компьютере, то вы просите напечатать заранее разработанный текст, а сами засекаете время. Если кандидат справляется, то он подтверждает свои профессиональные навыки. Это один из простых тестов. Для одной крупной московской компании, которую я консультировал, мы разработали тест для главного бухгалтера. Это невероятно эффективно и высвободило уйму времени. Для водителей, разработали тест по знанию городских дорог, что тоже очень помогло с наймом действительно профессионалов. Как видите такие тесты можно разработать для любой профессии. Третий пункт наиболее важен. Этот пункт связан с непосредственным производством данного кандидата. Здесь мы выясняем, действительно ли данный кандидат способен производить. Для этого мы задаем вопросы, позволяющие определить, какие достижения у него были в прошлом, и в чём измерялось его производство. Каждый, кто производил что-то, знает связанные с этим статистики. Если, к примеру, я получал комиссионные за свою работу, я знаю, сколько чего я сделал. Я примерно знаю, сколько сделок я заключил. Если я менеджер, я знаю общий уровень дохода компании за неделю или за месяц. Я нанимал на склад работников собирающих заказы. При проведении интервью многие не знали количество позиций собираемых ими за смену. Затем пришел парень, назвавший в 1,5 раза превышающую норму сборки. Я его принял и не ошибся, это действительно был хороший работник. Другой пример: ко мне на собеседование на должность секретаря пришла девушка. Зашла довольно быстро и уверенно. После небольшого собеседования выяснилось, что она до этого нигде не работала, недавно окончила школу и поступила на вечернее отделение в институт. Результаты ее деятельности относились к области образования и были довольно приличными. Проработав пару месяцев секретарем, она перешла в менеджеры и сейчас, это очень толковый и успешный менеджер. Как видите, результаты деятельности могут быть абсолютно в разных областях жизни. Конечно, существуют невероятные рассказчики, и чтобы вам не попасться на их байки используйте принцип известного специалиста в области управления Л.Рона Хаббарда: "Смотри, а не слушай". Это значит, что вам нужны доказательства, которые подтверждают слова претендента. И четвертое на что мы обращаем внимание - это характер человека. Поскольку ваш бизнес предусматривает работу с людьми, чрезвычайно важно знать характер, чтобы понять, сможет ли он нормально работать с вами, с вашими сотрудниками и, конечно же, с клиентами. Может ли он хорошо общаться и понимать других? Это тема отдельного разговора и я разбираю ее на семинаре по найму персонала. Итак, вам нужно выяснить о кандидате четыре основных момента: 1 мотивация Имея ответы, как себя ведет претендент в четырех этих областях, вы очень легко определите вашу в нем потребность. |