Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||
Московский Вавилон. Крупные национальные диаспоры ведут в российской столице автономную «культурную жизнь»
ЕВГЕНИЯ ШМЕЛЕВА
Москва как настоящий мегаполис мирового уровня постепенно обрастает национальными диаспорами. Как в Нью-Йорке, Париже или Лондоне, здесь теперь многие «компактно проживающие» нацменьшинства живут своей жизнью, которая кардинально отличается от жизни коренных москвичей. Корреспондент «НИ» убедился, что Москва армянская, грузинская, азербайджанская, Москва китайцев, индусов, корейцев и вьетнамцев зачастую совершенно не похожа на привычный нам город. У обитателей этой «другой Москвы» своя культура и свои традиции. Все чаще к ним в гости приезжают совершенно незнакомые нам знаменитости тамошней эстрады. Эти звезды осваивают центральные концертные залы российской столицы ничуть не менее успешно, чем доморощенная плеяда певцов. И на таких концертах все реже бывают свободные места.
Чем крупнее и старее диаспора, тем масштабнее и разнообразнее ее культурная жизнь: престижнее залы, именитее артисты. Одна из самых многочисленных диаспор Москвы - армянская - имеет наиболее отлаженную систему культурных мероприятий «для своих». Полумиллионному сообществу ничего не стоит арендовать Кремлевский дворец, Королевский зал «Останкино» или ГЦКЗ «Россия». Говорит и показывает армянское радио На концерты некоторых звезд вроде Таты Симоняна - модного певца из Еревана - приходит столько членов диаспоры, что впору переименовывать зал «Россия» в зал «Армения». Показателем того, что закавказская культура востребована в Москве, является продюсерский центр «Армения». Во многом он работает по тому же принципу, по которому промоутеры российского происхождения устраивают «русскоязычные гастроли» в США, - проводит самые пафосные концерты: юмористический вечер «Говорит и показывает армянское радио», «Песни года Армении», концерты всемирно известного Дживана Гаспаряна, играющего на национальном инструменте дудуке (этот почти 80-летний музыкант, профессор Ереванской консерватории объездил с гастролями весь мир). Одно из последних всеармянских мероприятий Москвы состоялось в апреле в Кремлевском дворце. Здесь выступали самые известные артисты из Армении: поп-певица Шушан Петросян (армянский вариант Ларисы Долиной), молодежный кумир Айко (Хулио Иглесиас по-армянски), один из конкурентов Димы Билана на «Евровидении-2006» певец Андре и другие знаменитости. И сам тот факт, что этот концерт, названный «Первой национальной премией в области армянского шоу-бизенеса Анелик-2006», проходил в Москве, а не в Ереване, говорит о том, что российская столица для многих армян стала центром культурной жизни.
Здесь «зажигают» парни из Баку Азербайджанская диаспора в Москве не такая сложившаяся, как армянская или грузинская. Основной поток азербайджанцев перебрался в российскую столицу в конце 80-х - начале 90-х во время армяно-азербайджанского конфликта. Тем не менее, когда столичные организации - Всероссийский азербайджанский конгресс, общество «Очаг» или Московский азербайджанский театр эстрады - устраивают концерты своих звезд в Кремле, в кинотеатре «Баку», в Королевском зале «Останкино» или в Московском доме национальностей, в залах редко остаются свободные места. «Со своими мы, как большевики, общаемся по телефону», - смеясь, рассказал руководитель общества «Очаг» Тофик Меликов. У него в телефонной базе 3-4 тысячи номеров, но маленьких залов, в которых обычно проводятся камерные концерты «Очага», не хватает для почти стотысячной азербайджанской диаспоры. Г-н Меликов мечтает о том, чтобы культурные мероприятия бакинцев со временем стали общегородскими, а не только событиями для диаспоры. Но пока звезды Азербайджана певцы Фаик Агаев и Адалят Шукюров, певица Айгун Казимова, выступавшая недавно в Кремлевском дворце при поддержке Филиппа Киркорова, интересны исключительно азербайджанцам, живущим вдали от Баку. Восточная общага-блюз В отличие от выходцев с Кавказа, которые чувствуют себя в Москве достаточно комфортно (помогает общее прошлое и знание языка), переселенцы с Востока только начинают объединяться в диаспоры. У китайцев, вьетнамцев, корейцев в Москве много проблем (начиная с незнания русского языка и заканчивая конфликтами с милицией и скинхедами), которые заставляют их избегать массовых мероприятий и большую часть времени проводить в общежитиях. «Я уже четыре года живу в Москве, в главном здании МГУ, - рассказал «Новым Известиям» 23-летний студент журфака Московского университета Цай Нин. - Обычно я провожу свободное время дома - играю в компьютерные игры, общаюсь с приятелями. Мои друзья иногда ходят петь в караоке в гостиницу «Орленок», там собираются корейцы, вьетнамцы и китайцы, но я не хожу, мне кажется это небезопасным развлечением». «Здесь мы развлекаемся редко, - призналась Хань Чэнь, 21-летняя студентка МГУ, три года назад приехавшая в Москву из Китая. - Раз в месяц я с друзьями хожу в гостиницу «Салют» на дискотеку. Мы всегда ходим большими компаниями, потому что китайцам в Москве опасно». Родных звезд азиаты видят в российской столице нечасто. Те редкие артисты, которые приезжают с Востока, как правило, адресуют свои выступления русскому зрителю, а предоставленные сами себе московские китайцы, корейцы, вьетнамцы устраивают закрытые вечеринки по месту работы, приглашая осевших в Москве артистов-соотечественников. В Первопрестольной для китайцев выходят несколько газет, в том числе и ежедневных. Но у них, как и у прочих выходцев из азиатских стран, пока нет культурных центров и компактных мест проживания, хотя им очень хотелось бы создать собственные кварталы. Китайская диаспора, например, много лет ведет переговоры со столичным правительством о создании чайна-тауна (своего рода «нового Китай-города») - по образцу китайских кварталов в Нью-Йорке и Лондоне, но пока добилась лишь разрешения на строительство делового центра «Парк Хуамин» в районе ВДНХ. Колония индусов прирастает москвичами Более благополучно живется у нас индийской общине, насчитывающей 4,5 тысячи человек. Как сообщил Санджил Кумар, директор общества «Индийский океан», организующего мероприятия для индусов, его земляки компактно проживают в районе ВДНХ и Ленинского проспекта, а по большим праздникам (в День независимости, в Новый год, в праздник весны Холи) собираются во Дворце культуры имени Луначарского, в Центре образования, науки и культуры Академии нефти и газа имени Губкина, в Центральном доме предпринимателя и в культурном центре при посольстве. Пока в Москву приезжает не много индийских артистов, но те, которые прижились в российской столице, стремятся расширить аудиторию за счет русских. Например, танцор Ашвани Нигам, переехавший в 1996 году в Москву из Индии, основал собственный театр «Таранг». Теперь он устраивает концерты в Музее народов Востока и для индийской диаспоры, и для москвичей, жаждущих экзотики. Собственный продюсер в Москве есть у звезды Индии Хариша Гангани - преподавателя танцев в стиле «катхак» в седьмом поколении. Два-три месяца в год он проводит в российской столице, устраивая концерты и мастер-классы для всех желающих. Последний раз «гуру джи» (уважаемый учитель), как его называют ученики, выступил с концертом 30 апреля в Центральном доме работников искусств. На подобные мероприятия всегда приглашают московских индусов, рассылая им приглашения по месту работы (в Москве около 400 индийских фирм), но залы, как правило, наполняются за счет русских: индийская культура в большей степени, чем армянская или азербайджанская, поддается экспорту. |