Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Чекистский заказ на мифы
АНДРЕЙ СОЛДАТОВ, ИРИНА БОРОГАН
В феврале ФСБ учредила конкурс на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов Федеральной службы безопасности. Как прямо заявил тогда начальник Центра общественных связей ФСБ Олег Матвеев, его ведомство возвращается к традициям КГБ. На самом деле, возвращаться к истокам Лубянка стала еще в 1999 году, когда на здании ФСБ торжественно восстановили памятную доску в честь Андропова, которую сняли после распада СССР. Именно тогда началась официальная, спонсируемая из ведомственного бюджета, кампания по улучшению имиджа Лубянки. Прославлять ведомство можно разными способами. Поначалу в ход пошло печатное слово. Так сложилось исторически: просто у всех пресс-секретарей ФСБ оказались большие литературные амбиции. Правда, жанры, в которых они пробовали свое перо, различались в зависимости от личных пристрастий. Детективы и триллеры писал Александр Михайлов, выпускник журфака МГУ, возглавлявший пресс-службу ФСБ в начале 90-х. Бывший военный контрразведчик Александр Зданович выбрал стезю посолиднее и занялся историей отечественных спецслужб. Для этой цели было создано Общество изучения истории отечественных спецслужб, которую сам Зданович и возглавил. Он до сих пор регулярно выпускает исторические труды в разных издательствах столицы. Сменивший Здановича Василий Ставицкий, филолог и журналист по образованию, тяготел к документалистике и запустил несколько книжных серий о работе ФСБ. Эти произведения были столь злободневны, что обвиняемые в них назывались шпионами задолго до суда. Кроме того, Ставицкий - признанный ведомственный поэт. Он является автором полуофициального гимна ФСБ, в котором есть и такие слова: Невидимым фронтом проходит война, Припев: Всегда как на фронте, Однако, несмотря на потраченные ведомственные ресурсы и горячее желание завоевать умы, книжная дуэль писателей из органов с независимыми авторами закончилась полным поражением чекистов. Книги получались скучные, и все вместе взятое творчество "лубянских" историков не могло перевесить эффект от издания одной книги Судоплатова "Спецоперации", подготовленной при помощи американских журналистов, или исследования Гордиевского и Эндрю о КГБ. Последняя попытка побороться за свой имидж не в издательском деле, а в реальности была предпринята в 2000 году, когда ФСБ попыталась создать неофициальную пресс-службу ведомства, с которой журналисты могли бы общаться более свободно, чем с Центром общественных связей. Для этого в рамках Консультативного совета при ФСБ сформировали специальную комиссию. Ее деятельность журналистам особо не запомнилась, зато сама комиссия прославилась. В 2004 году ее руководитель Юрий Левицкий, бывший офицер внешней разведки и руководитель ЧОП "Аргус", был осужден за вымогательство. А чуть позднее прославилась еще одна сотрудница комиссии - Ольга Костина, став одной из главных свидетельниц обвинения по "делу ЮКОСа". Но самые мощные ресурсы ФСБ, как и в свое время КГБ, решила вложить в киноискусство, где творец не так сильно связан фактами. Никто же не задумывается, почему символом Лубянки стал Штирлиц, прототип которого по всем признакам работал на военную разведку ГРУ, а не НКВД. Такая схема до сих пор используется в производстве сериалов про ФСБ. В 2001 году на экраны вышел первый сериал о ФСБ "Спецотдел", посвященный работе сотрудников отдела по охране художественных ценностей петербургского управления. Осенью 2005 года по РТР показали сериал о службе наружного наблюдения "Тайная стража", снятый также при поддержке Лубянки. Сейчас идут съемки 16-серийного фильма под рабочим названием "Трое из ФСБ", который должны показать на НТВ и который также делается при поддержке спецслужбы. Но подлинным триумфом ФСБ стало не телевизионное мыло, а художественный фильм - блокбастер "Личный номер", премьера которого состоялась в декабре 2004 года. Здесь впервые ФСБ сработала в точности, как ее предшественник. В свое время КГБ заказал фильм "ТАСС уполномочен заявить" как художественную версию реального шпионского дела, которая должна была отразить точку зрения Комитета госбезопасности на событие, важное для репутации ведомства. "Личный номер" призван был сделать то же самое: показать правильную версию сразу двух ключевых для ФСБ событий - взрывов домов 1999 года, в организации которых обвинялись спецслужбы, и штурма театра на Дубровке. Теперь наступил новый этап. После того как ФСБ учредила конкурс на лучшие произведения литературы и искусства, стало ясно, что Лубянка не только поддерживает съемки фильмов о себе любимой, но и сама будет их оценивать. Кроме того, ФСБ делаает попытки влиять на независимое кино, где затрагиваются интересы ведомства. А как еще можно расценивать гневное заявление ЦОС ФСБ по поводу фильма "Сволочи"? Кстати, еще пару лет назад такое и представить было невозможно - не делал же ЦОС никаких заявлений по поводу фильма "КГБ в смокинге", где речь идет о неблаговидной деятельности чекистов в куда менее далеком прошлом. Кроме фильмов, которые приходят и уходят, имидж ФСБ сегодня призваны улучшать и более долговечные артефакты - памятники и награды. 8 июня 2004 года власти Карелии торжественно открыли на центральной площади Петрозаводска памятник Юрию Андропову. Работы обошлись властям республики в 2,5 млн рублей, которые без особых хлопот нашлись в местном бюджете. Скромный бюстик бывшего шефа КГБ недавно украсил двор Петровки-38, а в теленовостях периодически звучит тема восстановления памятника Дзержинскому на Лубянке или, на худой конец, возведения там же монумента Штирлицу. |