«НА СТРОИТЕЛЬСТВО МГУ УШЛИ ДЕНЬГИ, СОПОСТАВИМЫЕ С ТОЙ СУММОЙ, КОТОРАЯ БЫЛА ВЫДЕЛЕНА НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАЛИНГРАДА»
25 апреля на телеканале "Россия" премьера документального фильма Елизаветы Листовой "Советская империя. Высотки"
Елизавета Листова поделилась с "ВМ" подробностями работы над фильмом. - Фильм "Советская империя. Высотки" - продолжение цикла документальных фильмов про знаменательные строения советской эпохи. Мы уже рассказывали и про гостиницу "Москва", и про Останкинскую башню, и про хрущевки, про Братскую ГЭС и курорт "Сочи". Идея проекта сквозная: рассказ про так называемые стройки века, все культовые постройки прошлого столетия, которые для нас не просто союз бетона и железа, но и нематериальная ценность времени. Логичным в этом контексте является и рассказ о высотках. Самым сложным в работе над фильмом было впихнуть объем информации в хронометраж 44 минут. Надо было успеть рассказать о семи объектах, каждый из которых очень интересен сам по себе. Точнее, о восьми, ведь одна из сталинских высоток так и осталась только в проекте и никогда не была построена; мы рассказываем в фильме, почему. Практически все, о чем мы рассказываем в фильме, стало для меня личным открытием. Например, знаменитая легенда о том, как появился шпиль на здании МИДа, к моему огромному удивлению, оказалась правдой. Сталин действительно проезжал мимо МИДа и сказал, что, мол, хорошо бы шпиль на этот дом приделать. Но самое интересное то, из чего этот шпиль соорудили. Однако не хочу сейчас раскрывать эту тайну, пусть зрители посмотрят фильм. Еще мы со съемочной группой пошли на авантюру. Мы посчитали, сколько стоило строительство высоток. Для послевоенной страны это была колоссальная сумма! Например, только на строительство МГУ ушли деньги, сопоставимые с той суммой, которая была выделена на восстановление Сталинграда. На восстановление целого города, без преувеличения полностью разрушенного в битвах. В фильме - одно из последних интервью Клары Лучко, которая рассказала, как переезжала в знаменитый дом на площади Восстания. Оказалось, что ей просто понравился цвет стен в одной из квартир, и именно по этому смешному критерию Клара Лучко и выбрала себе квартиру. Государственный архив РФ предоставил нам письма творческой элиты к сильным мира сего - Сталину, Берии и другим - с просьбой о квартирах в высотных домах. Мы сняли подлинные письма Марии Мироновой и Александра Менакера, Ростислава Плятта, режиссера Ивана Пырьева. Сын архитектора Михаила Посохина, автора проекта высотного дома на площади Восстания, ныне тоже известный архитектор, Михаил Посохин-младший, рассказывал, как и они с отцом получили квартиру в этой высотке. Тогда вокруг стояли одноэтажные деревянные дома, ходили "бабы с коромыслом", а вместо соседнего СЭВа, нынешней мэрии, была женская тюрьма. Мне вообще хотелось в фильме показать, какое впечатление производили дома на людей в то время, что они чувствовали, находясь рядом, или как жили в этих громадных домах, оборудованных лифтами, гастрономами и даже ящиками для грязного белья в ванных комнатах, тогда как пол-Москвы еще ютилось в деревянных домишках. Естественно, мы не могли обойти вниманием и технологию строительства домов. Москва отличается, скажем, от Нью-Йорка тем, что под Москвой очень разнообразный грунт, а под Нью-Йорком - скала. Так что, чтобы построить высотку в Москве, нужно очень тщательно изучить грунт. Так вот, одну из сталинских высоток строили над станцией метро "Красные ворота". Строили дом совершенно уникальным образом, набекрень.
|