Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Золотые поиски

Хотя инвестиции в драгоценности не приносят быстрых денег, с каждым годом в "ювелирку" вкладывают все больше средств. И пусть доходность таких вложений не превышает 5-10% годовых - зато это более чем компенсируется их надежностью.

Ювелирные украшения, пожалуй, один из древнейших инструментов для инвестирования. Превращая деньги в драгоценности и пряча их в кубышки, люди рассчитывали если не получить прибыль, то хотя бы сохранить нажитое добро. Со временем менялся лишь дизайн ювелирных украшений, а характеристики этого доходного инструмента фактически не изменились.

Однако этот вид инвестиций невыгоден в краткосрочной перспективе, он подходит только тем, кто умеет ждать. К тому же продать драгоценности быстро не удастся.

Прошедший год оправдал ожидания "ювелирных" инвесторов. Желтый металл подорожал, причем цены росли резко и скачкообразно - только за второе полугодие 2004 года золото подорожало более чем на 15%, приблизившись к отметке $450 за унцию (цена унции определяется на Лондонской бирже). Бриллианты тоже не становятся дешевле - по наблюдению участников рынка, за прошедший год они выросли в цене на 8%. Однако в России повысился и уровень инфляции, а это значит, что на фоне общего удорожания товаров и услуг прибыль от продажи бриллиантов, купленных, к примеру, два года назад, не так уж велика. Поэтому специалисты рекомендуют не рассматривать этот способ как единственный путь к сохранению и приумножению своих сбережений.

"Безусловно, это один из работающих способов размещения капитала, но его надо рассматривать в ряд других инвестиционных инструментов - к примеру, акций и валюты, говорит Ю.Шелементьев, заведующий отделением экспертизы Геммологического центра при МГУ. По словам участников рынка, ювелирные изделия стали покупать гораздо чаще. "Могу заметить, что в этом году людей, приобретающих камни размером не по полкарата, а по два и даже по три карата, стало существенно больше", - говорит эксперт-геммолог, попросившая не упоминать ее имя. Как объяснил г-н Шелементьев, люди вкладывают в драгоценности, так как в отличие от акций и других бумажных финансовых инструментов они не обесцениваются. К тому же ювелирные изделия можно демонстрировать окружающим, подтверждая свой высокий статус, и перевозить через границу - драгоценные камни металлоискатель не обнаружит, а в некоторых странах их даже не нужно декларировать.

Специалисты расходятся в оценке доходности вкладов в ювелирные изделия, называя показатели от 5 до 10 и даже 15% годовых. По их мнению, на получение прибыли стоит рассчитывать при вложении денег в штучный товар мелкосерийного производства, часто с применением ручной работы, а не в товары категории масс-маркет (на этапе продажи они зачастую оцениваются как золотой лом, то есть намного ниже их реальной стоимости).

Похоже, потребители это понимают: по наблюдениям специалистов, в течение последнего года средняя цена покупки изделия брэндовой группы поднялась с $5-7 тыс. до $15-20 тыс. Брэндовая группа (товары известных европейских производителей Chopard, Cartier, de Grisogono, Mikimoto, Bvlgari, Tiffany, Van Cleef and Arpels и др.), антикварные ювелирные украшения (особенно созданные до 1917 года), качественные неоправленные камни, авторские работы (например, работы петербургского ювелира А.Ананова), так называемая "бескаменка" (изделия из драгметаллов без драгоценных камней - цепочки, серьги и браслеты) - вот наиболее привлекательные объекты для инвестирования. Интересные разработки есть у заводов "Русские самоцветы", Московского ювелирного завода, Московского экспериментального ювелирного завода, предприятия "Ювелиры Урала". Полудрагоценные камни типа топазов, бериллов и аметистов в этот список не входят, так как спрос на них сильно зависит от моды. В любом случае, по мнению участников рынка, отдача от вложенных инвестиций зависит в первую очередь от затраченных денег - сегодня более или менее серьезной инвестицией может считаться сумма свыше $5 тыс.

Стоимость вещи складывается из многих составляющих - цены камней, золота, работы ювелира, НДС, торговой наценки и т.д. Однако когда хозяин вещи надумает ее продать, на ее цену будут влиять лишь материал, дизайн, качество работы и марка. Поэтому эксперты советуют покупать ювелирные изделия на аукционах и на сезонных распродажах - одним словом, там, где вещь будет стоить дешевле, чем в магазине. "Хорошим вложением денег можно считать инвестиции и в брэндовую вещь, и в простую цепочку - если они выгодно куплены и выгодно проданы", - говори т Ю.Шелементьев.

Наиболее привлекательный ювелирный объект для инвестиций - товары из брэндовой группы. Их стоимость колеблется от нескольких сотен долларов до нескольких миллионов. Коллекции от мировых производителей отличаются разнообразием и интересным дизайном, однако в качестве объектов для инвестиций интересны прежде всего модели с характерным для данной марки дизайном. У каждого брэнда свой конек.

К примеру, фирменным знаком французской марки Boucheron, основанной в 1885 году, считаются украшения с сапфирами в стиле ар нуво. Впрочем, ювелиры этой марки часто используют и рубины, а также бриллианты желтого, зеленого цветов и оттенка "бренди". А вот компании de Grisogono, основанной всего в 1995 году, удалось прославиться благодаря использованию черных бриллиантов, ставших уже визитной карточкой фирмы. Долгое время эти камни пребывали в незаслуженном забвении, пока интерес к ним не реанимировал известный дизайнер Фаваз Груози, основавший эту марку. Изделия от de Grisogono очень любят голливудские знаменитости - украшения с черными бриллиантами носят Бен Аффлек и Ума Турман. Изделия от Chopard легко опознать по "плавающим" драгоценным камням. При взгляде на украшения в виде мишек, слоников и клоунов действительно кажется, что бриллианты, изумруды и сапфиры, помещенные в золотые капсулы, плавают между сапфировыми стеклами. Эта сложная технология для коллекции Happy Diamonds была создана дизайнером Chopard Рональдом Куровски еще в 1976 году. А при упоминании брэнда Mikimoto на ум приходят жемчужные колье.

Основатель марки - Кокичи Микимото в свое время получил титул жемчужного короля. Знаковым украшением этой марки считается легендарное жемчужное колье Мэрилин Монро с жемчугом размером 10 на 9 мм. В 1999 году реплики колье были выпущены лимитированной серией в ]00 экземпляров и сразу же привлекли пристальное внимание инвесторов. "Интересно, что ценообразующим фактором для вещей из брэндовой группы часто является не камень или металл, а брэнд. Стоимость материала, из которого сделано украшение, может составлять всего 1/10 от конечной цены ювелирного изделия, - говорит Ю.Шелементьев. - Остальные 9/10 - плата за брэнд". Именно вещи из брэндовой группы чаще всего продаются на мировых аукционах. Частенько с молотка идут ювелирные коллекции разорившихся аристократов. Среди аукционных лотов бывают и вещи, выставленные на продажу наследниками известных актеров и политиков.

Ювелирные изделия "с историей" всегда ценились больше, чем "безымянные" вещи, и продавались веселее. Так, в начале XX века среди богачей из Нового Света, поднявшихся на волне промышленной революции, считались весьма модными украшения, принадлежавшие французским королевам. Например, за украшениями королевы Марии-Антуанетты была объявлена настоящая охота. Будущих владельцев не пугало даже то, что обладание драгоценностями королевы, которую революционеры привели на эшафот, считалось плохой приметой. Куда безопаснее владеть драгоценностями голливудских звезд. Аукционы, на которых продаются подобные коллекции, становятся настоящими культурными событиями. Знаменитый аукцион по продаже драгоценностей Элизабет Тейлор, состоявшийся в 2002 году, готовился в течение года. Специально к этому событию была издана книга "Элизабет Тейлор: мой роман с драгоценностями", в которой актриса рассказала о тридцати уникальных ювелирных экспонатах из ее коллекции. Тейлор всю свою жизнь словно бы провоцировала своих мужей на соревнование "А мой бриллиант больше!". Существует легенда, согласно которой Одри Хепберн на одном из приемов спросила у Тейлор, глядя на ее изумрудное колье: "Это у вас, наверное, Carrier?" "Нет, это Ричард Бартон", - с гордостью ответила Элизабет. На благотворительном аукционе, организованном аукционным домом Christie's, было представлено 50 лотов, среди которых было девять вещей из коллекции Тейлор. 8 из них изготовили по заказу актрисы знаменитые европейские ювелирные дома. Успех аукциона был более чем очевиден: только за одно кольцо от Bvigari с 12 бриллиантами и изумрудом весом 7,4 карата, которое подарил ей Ричард Бартон, удалось выручить $80 тыс. Всего было собрано $258 тыс., и эти средства пошли в фонд борьбы со СПИДом.

На одном из аукционов Christie's и прошедшем 2004 году были проданы драгоценности другой знаменитости XX века - Дорис Дьюк, мультимнллионерши и наследницы табачной империи, Если бриллианты и правда являются лучшими друзьями женщины, то у Дорис было рекордное количество друзей" - так говорили про нее. Коллекция из 11 украшений была оценена в $11,9 млн. В перечне лотов числилось бриллиантовое кольцо в 19,72 карата, оцененное в $1,2 млн. В пресс-релизе Christie's упоминалось, что среди покупателей выставленных на продажу вещей есть "новые коллекционеры из Китая и Рос сии". Российским аукционным домам пока остается лишь отслеживать успехи европейских коллег.

Зато в самой России можно найти интересные сточки зрения инвестирования антикварные драгоценности. На российских аукционах время от времени всплывают изделия работы Карла Фаберже. По словам Ю.Шслементьева, это одни из самых привлекательных объектов для вложения денег. В отличие от столь же качественных, но менее известных брэндов той же эпохи, имя Фаберже всегда будет и цене", - говорит он.

На стоимость ювелирных изделий сильно влияет мода. Сегодня в моде платина и белое золото. Желтое золото, как и красное, немного сдали свои позиции. "Оттенки" золота определяются его цветом, который, в свою очередь, зависит от объема добавок. Ведь, как известно, украшений из золота в чистом виде не существует (этот металл очень хрупок). Ювелиры используют в работе сплавы золота с другими металлами ювелирной группы - иридием, палладием, серебром, родием и т.д. Если добавить больше серебра, то получится популярное на Западе желтое золото, а от меди золото становится красным. Кстати, большая часть украшений, которые изготавливались в СССР, делалась именно из красного золота. После падения железного занавеса европейские ювелиры долго удивлялись стойкой любви россиян к красному золоту. А вот в состав белого золота входят и медь, и цинк, и платина, и палладий, что делает его дороже желтого и красного золота. Похожая история произошла и с рубинами, которые сейчас не пользуются особым спросом. Отечественные ювелирные магазины в советские времена были наводнены изделиями с рубинами низкого качества, что выработало у россиян стойкую неприязнь к этим красивым камням. Наиболее популярны сегодня бриллианты, причем белые. За ними следуют изумруды и сапфиры. Для инвестирования пригодны камни с характеристиками, словно списанными из геммологических энциклопедий. Нестандартные драгоценные камни - например, желтый рубин или зеленый сапфир - продать труднее, чем камни "чистой воды". Это правило перестает работать, когда речь заходит о полудрагоценных камнях - гранатах, топазах, бериллах и т. д. Чем ярче и необычнее полудрагоценный камень, тем лучше. Сегодня, к примеру, большой популярностью пользуются хризолиты, а вот спрос на топазы несколько снизился. Правда, колебания моды происходят каждые полгода-год, так что не исключено, что через пару лет все изменится.

Источник: «Популярные финансы»
Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=458