Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||
«Евангелию от Иуды» внимают те, кто не различает веру и доверчивость
Юрий Филатов
"Смута в религиозном сознании современности все возрастает", - сетует известный российский философ Николай Гаврюшин, оценивая факт недавней публикации в США "Евангелия от Иуды". Мы уже рассказывали о прошедшей презентации этого апокрифа (от греч. apokryphos - тайный, сокровенный. Апокрифом называют произведение на библейскую тему, не включенное в канон или отвергаемое церковью как недостоверное. - KM.RU). Многие наблюдатели отметили тогда политическую "своевременность" этой публикации - уж слишком она совпадала по времени с провозглашением Ватиканом политики "наведения мостов" между католичеством и иудаизмом. Оценить же последствия презентации "Евангелия от Иуды" с религиозных позиций наши исследователи пока особо не спешат. Текст апокрифа, мол, еще не дошел до России. Вот появится - тогда и скажем свое веское слово. Впрочем, многие все же справедливо расценили, что от знакомства с оригиналом текста ничего принципиально измениться уже не может. И так все ясно: мир столкнулся с очередным всплеском "гностической" активности. "Многие даже и не заметили, - обращает на это внимание Николай Гаврюшин, - что приобретший крайнюю популярность фильм "Код да Винчи" - это только роман, fiction, и совпадение имен - совсем не залог исторической достоверности. Но "тайные силы" гностиков приковали внимание даже католических монахов и православных семинаристов.
Новооткрытое "Евангелие от Иуды" - это тоже своего рода художественная интерпретация новозаветных событий. И ему нельзя отказать, по крайней мере, в психологической оригинальности и своеобразном трагизме замысла: лучший друг предает Спасителя не корысти ради, а чтобы свершилось спасение человечества. Очередная "услуга" гностиков христианству, как это уже не раз бывало, двусмысленна. Гностики довели до логического конца тему, которая порой не давала покоя и весьма известным богословам. Это мотив провидения и всеобщего предопределения. Ведь и грех Адама однажды был назван "блаженной виной". От "предустановленности Искупителя" до "предустановленности Иуды" всего один - и притом совершенно необходимый - шаг. Фатум господствовал еще в греческой трагедии, и евангельскую историю так соблазнительно представить в том же ключе... Кстати, и Данте в своей "Монархии" (II, 12) аналогичным путем оправдал Пилата, которого еще раньше прославило гностическое "Евангелие от Никодима". В целом же прение с гностицизмом - это не короткий эпизод в истории Древней Церкви, а непременная составляющая всей ее истории, и протекает оно с переменным успехом. Царапины гностицизма заметны даже в текстах, вошедших в канон Нового Завета (Апокалипсис 14, 4), а литургическая традиция не один праздник основала на апокрифах, подвергшихся, разумеется, основательной переработке. Порой и сегодня от имени Церкви вещают явные гностики, докеты (от греч. dokeô "казаться" - последователи одной из древнейших ересей. - KM.RU.) и идеологи предопределения. "На все воля Божия..." Неужели есть воля Божия и на грех? И зачем только тогда молитва Господня? Если верить СМИ, даже видный деятель Ватикана монсеньор Брандмюллер в связи с "Евангелием от Иуды" намерен "обратить внимание паствы на то, что без предательства Иуды не произошло бы ни казни Иисуса, ни его воскресения. Следовательно, Иуда и его преступление - это часть божественного плана, направленного на спасение человечества через смерть и воскресение Сына Божьего". Но подобная услуга христианству со стороны гностиков лишний раз заставляет задуматься над тем, как тесно связаны между собой докетизм и фатализм. Там, где нет свободы, история превращается в фарс, живые лица становятся тенями и масками, православие подменяется монофелитством. Если в самом деле видеть в новозаветных лицах послушных исполнителей ролей, которые назначил им кровожадный Яхве, чтобы искупить у Самого Себя вину Адама страданиями собственного Сына, то иронические выпады вольнодумцев века Просвещения окажутся вполне оправданными, а Иуда должен стать образцом нравственного героизма. Гностикам и фаталистам внимает народ, не наученный различать веру и доверчивость. Кем и как будет еще использовано "Евангелие от Иуды", предсказать трудно, но вот что вера без неустанного подвига ее осмысления вырождается в ересь и суеверие - сомнений быть не может". Факты: |