Интервью: Даниил Спиваковский: "Я - дикий самоед"
На съемочной площадке новой "Виолы Таракановой" дым стоит столбом в буквальном смысле этого слова: для придания картинке некого "винтажного" налета в кабинете хорошо знакомого нам майора Куприна распыляется специальное вещество. Сквозь дымовую завесу с трудом можно различить актеров Илью Шакунова и Даниила Спиваковского, занятых в сегодняшней сцене. И, как всегда, они расследуют очередное загадочное преступление…
Главное в жизни - в нужное время оказаться в нужном месте. Вот если бы студент психологического факультета МГУ Спиваковский не подал в нужное время документы в театральный вуз за компанию с товарищами, или прочитал на вступительных экзаменах не тот монолог, или попал к другому преподавателю, или … - еще тысячу "или" - актерский цех лишился бы одного из самых ярких своих представителей.
Сейчас артист Даниил Спиваковский - нарасхват: спектакли, сериалы, полнометражное кино; партнеры, о которых можно только мечтать, и лучшие режиссеры. Ему подвластны тонкие структуры серьезных драматических ролей и комедийные гротесковые персонажи. Даже безумный Павлик из картины Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн" в его исполнении выглядит обаятельным и даже комичным. Хотя какой уж там, казалось бы, смех? Но - один взгляд, в котором сквозит детская наивность и в то же время знание, доступное немногим, полуулыбка, присущая только Спиваковскому, и - публика его! Зрителя ведь не обманешь.
- Лейтенант Петров в новых сериях "Виолы Таракановой" остается в том же звании, или его повышают?
- Да, его повышают - он становится капитаном. Вообще, моему герою в третьей части фильма отведено гораздо больше места, чем в предыдущих. Мы развили его линию - придумали ему различные увлечения, личную жизнь, добавили бытовые детали. Например, в одной из серий он увлекается гонками и автомобилями, в результате - разбивает машину своего начальника Куприна. В какой-то из серий он будет влюблен, а в какой-то увлечется рок-музыкой и станет играть на гитаре.
- Вы каждый эпизод так тщательно отрабатываете, как сегодня?
- Я - дикий самоед. Поэтому не только отрабатываю, но и смотрю сыгранные дубли. И очень требовательно отношусь и к себе, и к моим партнерам, и к окружающей меня съемочной группе. И если надо, буду сниматься два, три, четыре дубля. Мне все равно - сериал это или полнометражное кино - не позволяю себе халтурить! И зритель меня за это благодарит, я знаю.
- Скажите, для Вас Петров - комический персонаж, или Вы играете его совершенно серьезно?
- Конечно, комический, даже гротесковый. Во все свои роли пытаюсь привнести что-то комическое. Даже если это драма, все равно делаю своих героев чуть наивными, ранимыми, чтобы зрители прониклись к ним симпатией.
- Павлик Захаров из картины "Мой сводный брат Франкенштейн" - отнюдь не комический герой.
- Он не комический, но нелепый - в самом начале картины есть сцены, над которыми зрители улыбаются и посмеиваются. И из-за этого трагизм образа возрастает в десятки раз.
- Такой герой утрирован или его можно встретить на улице?
- Конечно, такие люди есть, я их видел. Зрители поэтому так и сопереживают Павлику, что он узнаваем.
- У Алексея Кравченко после картины "Иди и смотри" спрашивали, долго ли он потом лечился. А вам задавали подобные вопросы после "Франкенштейна"?
- Я лично не знаком с Алексеем, мы не говорили на эту тему, но насколько мне известно, специально для этой роли его "зомбировали". Он же снимался в этой картине, будучи еще совсем ребенком, и поэтому там не шла речь о каком-то перевоплощении, актерских приемах. Мне было гораздо легче в этом смысле, потому что я играл Павлика по всем правилам актерского ремесла. Это просто такая роль. С режиссером В. Тодоровским мы что-то добавляли-убирали - нормальный творческий процесс. Но в понимании этого персонажа мы сошлись сразу.
- А как Вы попали на картину?
- Я снимался в сериале "Темная лошадка", режиссером которого был Сергей Газаров, а продюсером - Валерий Тодоровский. Он контролировал все съемки, участвовал в монтаже, конечно, у него была возможность рассмотреть меня со всех сторон. И после этого он - без проб! - пригласил меня в свою новую картину.
- Вам не кажется, что фильм не оставляет надежды?
- Да, это тяжелый фильм, но он заставляет задуматься о том, как мы живем. Война может прийти в наш дом так же, как пришла в дом этой семьи в лице моего героя Павлика. Сегодня, находясь в центре Москвы, мы можем в любой момент оказаться в эпицентре военных действий. Люди идут в театр, и их берут в заложники. Люди идут на концерт, и их взрывают. Да, сейчас по улице едешь и не знаешь, что произойдет в следующий момент. Во всем мире процветает терроризм. Поэтому надежда должна жить в каждом из нас. И мы должны быть более внимательны к своим близким и к себе.
- А Вы уверены в своем завтрашнем дне?
- Я уверен! Прежде всего, в себе, в своих близких, в своих коллегах, учителях. И потом, я занимаюсь профессией, которая будет всегда. Она не зависит от экономической или социальной политики. Могут меняться президенты, премьер-министры, валюта и т.д. А театр и кино останутся, останутся актеры и зрители.
- Не всегда актерская профессия была такой независимой?
- Все это - совершенная иллюзия. Если человек не свободен, то он всегда будет в рамках, запретах и комплексах, в которые сам себя загнал. Есть замечательная книга "Человек в поисках смысла" знаменитого психолога Виктора Франкла, который во время Второй мировой войны попал в концлагерь, но даже там не потерял ощущения свободы. Поэтому, если ты внутренне свободен, то никакая цензура, никакие визы, бронированные двери и охранники тебя не остановят, ты добьешься своей цели.
- Ваш дом - это сцена театра или съемочная площадка?
- Ни то, ни другое. Мой дом - это мой дом: квартира, близкие, город. При всей занятости я стараюсь поскорее убегать из театра и со съемочной площадки, чтобы не прорастать корнями, чтобы все это не становилось для меня бытом, чтобы сохранять трепет и новизну.
- У каждого актера есть своя примета перед выходом на сцену - кто-то молится, кто-то плюет через левое плечо. Что делаете Вы?
- Я не могу себя контролировать в эту секунду. Как только выхожу из гримерки, уже иду к сцене походкой своего персонажа - я весь в нем. Если спектакль начинается в семь, и мой выход - первый, то без пяти минут семь я стою у сцены в кулисе, и я уже в роли. Хотя у каждого актера свои секреты - тут нет правил. Кто-то наоборот, прямо перед своим выходом рассказывает анекдот - выбросил сигарету, тут же развернулся, и на сцену. И такое есть.
- Вы - коренной москвич. Из чего состоит Ваша Москва?
- Это центр Москвы, Патриаршие пруды, мимо которых я десять лет ходил в школу. Москва - моя родина, и я не собираюсь менять ее ни на один другой город на планете.
- Вы читаете что-нибудь, кроме сценариев?
- В последнее время редко. Хотя все мои роли так или иначе связаны с литературой: либо это экранизация художественного произведения, либо мой герой что-то читает.
- Дарью Донцову читаете?
- Нет.
- А Н.В.Гоголя?
- Конечно. Я его обожаю. Он, наверное, один из моих самых любимых писателей.
- Мне кажется, что Вы могли переиграть у него буквально все.
- Наверное. Я люблю, конечно, "Мертвые души". Дело даже не в том, что я играл в "Деле о мертвых душах" у П. Лунгина, и не в том, что я репетировал Чичикова в театре, просто считаю, что Гоголь - очень современный автор, потому он и классик. Мне интересно было бы сыграть Хлестакова в "Ревизоре" - возможно, выдастся такая возможность. Но мое самое любимое произведение - "Шинель". Это великое философское произведение о смысле жизни, его обретении и потере.
- А Вы помните, что читали, когда поступали в театральный?
- Помню. Я поступил достаточно случайно, за компанию. Когда учился на психологическом, ходил в театр МГУ, и с ребятами, с которыми дружил, подал документы в ГИТИС. Если бы я тогда не поступил, то больше никогда не пытался, и не было бы такого артиста Спиваковского. А читал я отрывок из "Крейцеровой сонаты" Л.Толстого. Как раз посмотрел по телевизору фильм Швейцера с Олегом Янковским в главной роли и подумал: "О, какой монолог у него!" И выучил его: когда он уже едет в поезде после каторги, убив жену, и рассуждает о том, что нет никакой любви, и что такое брак.
- Сколько Вам лет тогда было?
- Двадцать один год. И вот я в вареной джинсовой куртке и в таких же джинсах встал перед А.А.Гончаровым - впоследствии моим учителем - и начал серьезно читать этот монолог. Гончаров так хохотал, что чуть не упал со стула. Только представьте себе: парень кудрявенький, в джинсе вареной и рассказывает о том, что любви нет. Вот так я и поступил в институт.
- А Вы часто бываете собой недовольны?
- Да, но я это не показываю, поэтому все окружающие уверены, что у меня очень мощное самомнение. Но я в себе это специально культивирую - не выношу сор из избы. Если я чем-то недоволен - все внутри меня. Внешне я должен быть успешен, удачлив, жизнерадостен.
- У Вас много фильмов и сериалов, главных и второстепенных ролей, а какой из них стал для вас знаковым?
- Трудно выбрать что-то одно. Были роли в кино, которые сделали меня популярным и узнаваемым среди зрителей, а какие-то - среди коллег: режиссеров, продюсеров, актеров.
- На какие жертвы Вы готовы ради кино?
- На любые! Хотя я человек трусливый, ради роли готов на все. Я могу похудеть на 14 кг, как было в фильме "Мой сводный брат Франкенштейн", могу поправляться. В сериале "Одна тень на двоих" я падал с высоты пятого этажа.
- Кто из Ваших коллег актеров вам интересен?
- Очень многие из сверстников и вообще. Я просто боюсь кого-то забыть и не назвать.
- У кого из режиссеров Вы мечтаете сняться?
- Я бы хотел сняться у режиссера, который меня удивит, и будет мыслить на несколько ходов вперед, как в шахматах, быстрее меня.
- Кроме "Виолы", где Вы сейчас еще снимаетесь?
- В мае начинаю сниматься в главной роли в полнометражной картине по рассказу Юрия Нагибина. Кроме того, репетирую в театре новую пьесу, но премьера будет, скорее всего, осенью, продолжаю играть три мои основные спектакля - "Банкет", "Карамазовы" и "Любовь глазами сыщика", поставленные Сергеем Арцыбашевым. Еще я играю в двух антрепризах.
- Ваше первое образование - психолог - помогает выстраивать линию поведения своих героев?
- Как дополнительный жизненный опыт - естественно. Так же, как увиденный фильм, встреча с интересным человеком, прочитанная книга.
- А линию поведения режиссера?
- Это и не требуется. С режиссерами я работаю всегда достаточно дружелюбно, и потом все они приглашают меня сниматься снова. Даже если у нас возникают какие-то споры, конфликты, непонимание - это все в творческом русле, но не в межличностном.
- Сейчас довольно часто актеры сами становятся режиссерами. Вас такие мысли не посещают?
- Посещают, но я еще не готов к этому.
- Чего бы Вы никогда не могли бы простить?
- Не знаю. Мне везло, я с такими проблемами и историями еще никогда в жизни не сталкивался. И близким своим, и друзьям, и коллегам, и просто знакомым пока я все могу простить.
- А что Вас может вывести из себя?
- Ой, многое! Я как пружина или как электродубинка - со мной невозможно долго находиться рядом, очень тяжело работать, а уж жить - тем более.
- Расскажите Ваш любимый анекдот.
- "Две девочки: одна добрая, а другая злая, сидели на крыше и кидались в прохожих камнями. Добрая попала в шестерых прохожих, а злая - в трех, потому что добро всегда побеждает!"
- На дворе весна, а у Вас в душе?
- Наверное.
- Любимое время года?
- Я люблю жаркое лето и солнце, но весну всегда жду с удовольствием. Иногда люблю, когда идет дождь, сидеть у себя в загородном доме и о чем-то размышлять.
- Вы так отдыхаете?
- Я отдыхаю в компании друзей. Правда, бывает, когда хочется побыть одному. Я шесть лет не был в отпуске и не знаю, получится ли в этом году - постараюсь.
|