Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Назад, в МДФ

Сергей Сафонов

Выставка Back in the USSR открылась в Манеже
Стараниями сотрудников Московского дома фотографии сегодня в столице начинается Фотобиеннале-2006 - настоящее бедствие для журналистов и пролонгированный праздник для тех, кто "подсел" на фотографию, это главнейшее (во всяком случае, самое демократичное) из всех искусств начала XXI века. Но и в предыдущие дни МДФ не давал скучать любителям светописи, как называли это достойное занятие сто лет назад.

Например, в нижнем этаже Манежа открылась экспозиция фоторабот Алексея и Эдуарда Жигайловых Back in the USSR - цветные и черно-белые хроники канувшей в небытие страны. У входа маячат два изваяния, взирающих в направлении несуществующих гостиницы "Москва" (уже) и хрустальной часовни (пока). Видно, остались здесь - и, кажется, надолго - после недавней выставки Зураба Церетели. За последние пятнадцать лет город (как, впрочем, и вся страна) сильно изменился, но восстановить в памяти, "как молоды мы были, как верили в себя", можно, спустившись на нижний уровень заново выстроенного Манежа. Кроме всего прочего выставка - еще и воспоминание о закрытом на реконструкцию МДФ: знакомые черные рамки, то же развешивание фотографий "в развяз" (то есть не на одном уровне, а как бы симметрично относительно горизонтальной оси экспозиции), даже прежние официанты на скромном фуршете.

Про такую выставку нельзя сказать, что она получилась или не получилась: снимки, хотя отчасти постановочны и явно сделаны на заказ, более или менее объективно отражают недавнюю советскую повседневность. Профессиональный ценз в редакциях советских изданий был все-таки высок, казенную камеру абы кому в руки не давали. Здесь все как надо. Шестидесятые - президент Франции Шарль де Голль на улицах Новосибирска. Фотокадр "В президиуме сибирского отделения АН СССР", снятый в 1967-м, странно соотносится с недавней работой концептуалиста Вадима Захарова "Экстаз зрителя рождает автора": столь экстатичны лица лучших представителей отечественной науки на каком-то официальном собрании. Председатель Совмина Алексей Косыгин в одиночестве переходит брусчатку Красной площади в узнаваемой шапке-пирожке. "Колхозный птицеград", увиденный в 1971 году в Краснодарском крае, выглядит воспоминанием о временах до эпохи "птичьего гриппа". "Рабочие выбирают директора завода "Мосрентген" - это, конечно, уже перестройка, год 1992-й.

"Хлеба колосятся" из триптиха "Хозяин земли"; "Свидание у Эрмитажа" со знаменитыми атлантами; Брежнев на трибуне в Геленджике. Об авторах, уложивших в совместную выставку три последних десятилетия советской истории, известно следующее. Старший Жигайлов, Алексей, родился в Ставрополье, а учился в МГУ. В оттепельном 1964-м стал штатным сотрудником агентства печати "Новости", его собственным корреспондентом по Сибири. Младший Жигайлов, Эдуард, окончил факультет журналистики МГУ в 1982 году; работая для многих столичных изданий, он объездил Среднюю Азию, Якутию, Дальний Восток. Одно время сопровождал в поездках первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. В списке узнаваемых "фотомоделей" есть также Юрий Никулин, Вячеслав Полунин, Юрий Лужков. Все они смотрятся довольно традиционно, но есть на выставке несколько совсем уж эксклюзивных снимков. Подпись под одним из них неожиданно многословна: "Эта собака заходила в Чернобыльский реактор с видеокамерой на голове" (1986). На другом - "В мавзолее. Осмотр вождя" (1990) - люди в белых халатах задумчиво склонились над ленинской мумией. А говорили, что он и теперь живее всех живых...

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4356