Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Премьера. Метания проданной души

Премьера. Метания проданной души
Вчера представлением "off-бродвейской" постановки "Удача по скрипке" по одноименной повести Валерия Алексеева МОСТ (Московский открытый студенческий театр) открыл фестиваль спектаклей Студенческого театра МГУ. Пьесу поставил режиссер-дебютант Георгий Долмазян. Композитор по образованию и "душевным склонностям", он, параллельно работая на телевидении, уже не первый год является музыкальным руководителем МОСТа и автором музыки к спектаклям "Кабаре 03", "Изобретательная влюбленная", "Я с нею познакомлюсь" (эти пьесы пройдут в московских театрах в рамках фестиваля), "Проделки Скапена" и "Троянский VIRU$". Но "Удача по скрипке" - его первый режиссерский опыт.

Немного странно, что "Удача" называется "off-бродвейской" пьесой. В ней много пестроты и громкой (для маленького зала Центра им. Высоцкого, где проходило фестивальное представление, даже слишком громкой) музыки: конечно, не мюзикл, но и анти-мюзиклом не назовешь. Музыка, помимо композиций самого Долмазяна, самая разная: Шопен, Петров, Гладков, Майкл Найман... Сюжет - один из "вечных сюжетов" мировой литературы, лучше всего раскрытый в "Фаусте": душа в обмен на материальные и нематериальные блага. Зиночка, простая трудящаяся советского образца, отдает душу черту в образе толстой "тети Тани" в обмен на то, что ее обычный сынок станет играть на скрипке, как вундеркинд. Конечно, расплата не замедлила последовать: у Зиночки умер отец, сама она стала злой и раздражительной - так, что новоиспеченный вундеркинд Толик сбежал от нее в интернат, кинув напоследок столь привычную матерям вундеркиндов фразу: "Я не просил для меня ничем жертвовать!". Финальный - очень эффектный, героиня проговаривает его у распахнутой двери на пожарную лестницу, словно пытаясь покончить с постылой жизнью - монолог посвящен тому, нужна ли человеку душа: тоже не новая проблема.

Долмазян пошел на интересный постановочный ход: роль Зиночки исполняют одновременно две актрисы. Режиссер считает, что такой "оборот" позволяет зрителю ярче осознать развитие характера героини и катастрофическую перемену, которая произошла с ней с утратой души. "Люди вообще часто не замечают, как разительно меняются их близкие", - замечает Георгий Долмазян.

Обе девушки (Светлана Молчанова и Елизавета Морковина) - питомицы МГУ: выпускница журфака и студентка экономического факультета. Актрисы - вчерашние дебютантки, и, по признанию режиссера, они отлично справились и с изматывающими репетициями, и с волнением. Роль Толика исполнила школьница Катя Мочалина - она так органично вжилась в роль "скрипача поневоле", что порой зрители и впрямь видели в ней мальчишку - доброго и по-хорошему, справедливо упрямого.

В ближайших планах начинающего режиссера - два спектакля с МОСТом: "Визит старой дамы" Дюрренматта и... "Гамлет". Принца Датского сыграет Павел Сиплярский, исполнивший в "Удаче" роль консерваторского профессора. "Главное в "Гамлете" - найти Гамлета", - поясняет Георгий Долмазян. Признаться, в роли профессора Павел смотрелся несколько нервно и наигранно; возможно, в роль молодого Гамлета он вживется с большей естественностью.

Вероника Гудкова

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4279