Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||||
Хроника объявленного ухода
Сегодня Крис Ри дает прощальный концерт в Москве Крисом Ри начали колоть орехи. Не так давно пришел к своему приятелю, он той знаменитой грампластинкой фирмы «Мелодия» под названием «На пляже» 1986 года колет орехи. «А чего, - спрашиваю, - в комиссионный не сдашь?» - «Да затертая она уже, игла скачет». Эпоха Криса Ри прошла прекрасным видением. Ничего удивительного в том, что та пластинка 1986 года с оригинальным названием «On The Beach» не вызвала ажиотажа среди советских меломанов. Удивительно то, что культ прошел так быстро. Немалую долю усилий к тому приложил сам артист.
Как стать звездой
По-настоящему знаменитым Chris Rea стал в 1989 году. Именно тогда он увлек полмира мрачным, но настойчивым хитом «The Road To Hell». Трек посвящен памяти недавно умершей матери Криса. Его признали лучшим альбомом Англии 1989 - 1990 годов, и он разошелся по всей Европе огромным тиражом. Это был одиннадцатый по счету альбом музыканта. Долгое десятилетие Крис играл по сути одно и то же, совершенствуя звукоизвлечение, оттачивая сочность звучания и фирменные обертоны задушевного вокала. Но без хита ничего не происходило. Понадобился тот самый бич шоу-бизнеса, который только и дает возможность широкому слушателю услышать. Услышать и влюбиться в этот спокойный хрипловатый голос, перемежаемый неторопливыми гитарными проигрышами. Вслед за всплеском популярности «The Road To Hell» уже были распробованы, будто холодный томатный суп, недавняя «On The Beach» и давняя «Josephine». Европа попала под очарование этой медлительности, этой элегичности.
Who is Chris Rea?
Впоследствии выяснилось, что Крис Ри вообще-то родился в Англии, но в семье иммигрантов. Отец - итальянец, мать - ирландка. И с тех пор я для себя внутренне решил, что Крис Ри - на самом деле итальянец. Потому что, слушая голос Ри на аудиокассете, легче всего вообразить поющего смуглого итальянца. Вроде Тото Кутуньо, только понимающего толк в гитаре и настоящей музыке. Но какой разительный контраст с бурлящей в те годы Россией. Вывод советских войск из Афганистана, разрушение Берлинской стены, забастовки шахтеров… Щелкаешь кнопкой на желтеющей в темноте деке «Орбита МП-121» и погружаешься в удивительный мир переливающихся спокойными брызгами гитар и хрипловатого голоса с непременным шипением волн вдали. Не понимая английских слов, можно было подумать, что все песни - о раскаленных песочных пляжах и знойных соблазнительных мулатках где-то на порядком надоевших этому Крису Багамских островах. И оказаться, в сущности, недалеким от истины. При этом в песнях Крис Ри затрагивает серьезные темы внутренней свободы («Freeway»), перемен в Европе, связанных с перестройкой. Песня «Gonna Buy A Hat» (1987) посвящена Михаилу Горбачеву и его победам над советскими бюрократами: Посмотрите теперь на всех этих лидеров, Нормальная реакция среднего английского обывателя, ждущего перемен от этих непонятных русских. Крис Ри всегда был голосом консервативного обывателя. Забавно, что в России он тогда воспринимался именно как часть «западных ценностей». Каких? Да тогда без разбору, все в куче. В первых российских коммерческих офисах непременно были неудобные офисные перегородки «под Запад», секретарша с факсом и музыка Криса Ри. Все это вкупе создавало искомую атмосферу сытой буржуазности.
Стиль и музыка
Крису удается найти свою неповторимую манеру игры на слайд-гитаре. Она словно поет вторым голосом в его песнях, при этом на ударных акцентах Крис подмешивает в ее одноголосную мелодию такой характерный гармонический аккорд, что он кажется хрипотцой в голосе гитары. Не узнать слайд-гитару Криса Ри невозможно. Взаимодействие поющей гитары и бархатистого прокуренного голоса вокалиста оформлено традиционным блюз-роком «для взрослых» (AOR). Поэтому задавать вопросы об авангарде Крису Ри не стоит. Он всегда был примерным мальчиком, далеким как от постпанка, так и от сложных прог-роковых построений. А вот поди ж ты, в Америке Криса Ри так и не полюбили. Ни один из его альбомов так и не получил до сих пор сколько-нибудь значимого места в американских хит-парадах, кроме самого первого «Whatever happened to Benny Santini?» Получилась странная история. Все свои регалии и победы в хит-парадах музыкант завоевывал в Европе. Альбомы вроде «Auberge», становившиеся золотыми в Англии, ночевали во второй сотне хит-парадов Америки.
Превращение во Льва Толстого
Такие люди очень ценятся в России. Мы же любим приглашать к себе потухших звезд. И пусть больше песни Криса Ри не звучат в офисах - их сменила куда более энергичная музыка. Но любовь-то осталась. В 2000 году Крис Ри приезжал с туром Blue cafe в Москву и пытался удивлять в Кремле хип-хопом и даже эйсид-джазом. Выглядели эти попытки жалко. И пожилого 50-летнего Криса было жалко, по русской же традиции, больше всего. Он что-то пританцовывал… Было неловко. После провала Blue cafe он отказался от заигрываний с дискотеками и r’n’b-семплами. И выпустил в 2004-м сугубо блюзовый «The Blue Jukebox». Лиричный, мудрый, но провальный. И тут уж пришлось задуматься о конце карьеры. Напоследок Крис выкинул немалый фортель, выпустив бокс-сет «Blue guitars» из 11 новых альбомов сразу. 130 треков раскрывают все стили блюза, от зарождения до расцвета. Труд, сходный с написанием «Войны и мира». Но Крис всегда был трудоголиком. В этом он похож на Льва Толстого. 9 марта «Лев Толстой» приедет к нам прощаться. Он уже больше никогда не будет артистом Крисом Ри. Поговаривают, что иногда старик будет поигрывать с некой группой The Fire Flies. Но того Криса, с тем голосом и той гитарой, уж больше не будет. Многие считают, что Крис Ри - это бездарный парень, добившийся своим трудоголизмом большего, чем он заслуживает. Другие находят его песни самыми эротическими, сразу после Шаде. Я думаю, что мало в нашей стране пар, которые не занимались бы любовью под этого неоднозначного Криса Ри. Наверное, у многих уже родились дети. Старик Крис сделал свой вклад в будущее нашей страны. |