ОТКРОВЕНИЯ МИРА ПОП
Алла ГЕРАСКИНА
В продажу поступила новая книга Артемия Троицкого, которую он не писал
«Я введу вас в мир поп» - начертано на обложке. Это не угроза, а предложение взглянуть на шоу-бизнес с притягательной, но недоступной простому обывателю задней стороны. У А.К. Троицкого доступ к «теневым структурам» российской музыкальной индустрии неограниченный и многолетний. Поэтому рассказать есть о чем. Сначала Троицкий ввел в мир поп студентов журфака МГУ. Несколько лет он преподавал в главной альма-матер страны свой мастер-класс, призванный открыть будущим монстрам пера глаза на современную музыкальную индустрию. Ну а книжка представляет собой стенограммы этих встреч без литературной «прически» и адаптации для широких масс читающей публики. Книга, конечно, не только о попе. В первых главах - краткий экскурс в историю. История мировой музыки у Троицкого уместилась в два лекционных дня и сорок две малоформатные печатные страницы. Отечественной - в одну лекцию и тридцать одну страницу. Если профессионалам от музыки и ее истории читать эту часть будет тяжеловато, то любителям - в самый раз. В одной небольшой главке здесь уживаются Лист, Эдисон, Карузо, Лес Пол, Элвис Пресли и даже Шакира. В другой - панк-рок, постпанк, диско, компьютерная поп-музыка, регги, ска, рэп и клубная культура. Коротко и местами весело о главном. Ну а львиная доля книги - о российской музыкальной действительности, которую у Троицкого иллюстрируют «наглядные пособия». Оказывается, пособия умеют говорить, некоторые - хорошо, почти все - на удивление откровенно. Не все, видимо, подозревали, что пишут новую книжку Троицкого, поэтому и выражались, что называется, без купюр. Александр Ф. Скляр рассказал о своем провальном интервью с кумиром Ником Кейвом, шеф концертной компании SAV Entertainment Надежда Соловьева о том, как Троицкий на четыре года поссорил ее с гендиректором Первого канала на почве Дэвида Боуи, Хакамада призналась, что «выжила» на «скоротечном русском роке», Иван Шаповалов заявил в разговоре о «ТАТУ»: «Меня перло просто с малолеток, да и все», Петкун приводил аргументы в пользу того, что группу «Ленинград» раскручивает Кремль… Говорили и о проблемах понасущнее - о пиратстве, формате на радиостанциях, стоимости эфира на телеканалах, секретах пиара отечественных звезд, взаимодействии музыки и власти… В качестве экспертов - сплошь профессионалы, в качестве провокационных интервьюеров - Троицкий и самые смелые студенты. Читать диалоги действительно интересно. Не в последнюю очередь благодаря тому, что Троицкий авторитетов не признает. Вернее, признает, но не боится. Да и прочие называют вещи своими именами. И не их вина, что в условиях современной российской музыкальной действительности имена эти почти сплошь нелицеприятные.
|