Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Пятьдесят городов

 

В гостях: Александр Тягны-Рядно
Ведущая: Ильмира Маликова

«Пятьдесят городов» - так называется выставка, которая с 20 февраля по 5 марта проходит в галерее «Фотосоюз». У нас в гостях - автор этой выставки Александром Тягны-Рядно.

И.МАЛИКОВА - Почему «Пятьдетят городов»?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Название было придумано с самого начала. Хотел к своему пятидесятилетию сделать себе такой подарок. Собственно, идею подал Билл Гейтс, когда ему было 50 лет, он подарил себе 50 млрд. на день рождения. Я решил, что миллиарды в стране у нас уже как-то распределили, поэтому подарил себе 50 фотографий из 50 городов.

И.МАЛИКОВА - Ты сейчас говоришь о том, что ты свободный фотограф. На самом деле, твоя жизнь на протяжении многих лет была связана с разными изданиями. Что, тесно в рамках издания? Какая-то часть твоих коллег все-таки предпочитает работать при изданиях, поскольку это такой заработок стабильный, какой-то, может быть, социальный фактор в это присутствует. Ты в какой-то момент сказал себе: нет, я свободный фотограф. Не страшно было? Не разочарован в этом?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Нет, конечно, было страшно, но это было так давно, что уже страх забыт. А чувство свободы оно со мной и теперь уже поменять его трудно. Иногда приглашают куда-то там поработать, но я отказываюсь от таких предложений. Придумываю сам себе какие-то интересные вещи. Я работаю с журналами, естественно, делаю заказы для каких-то журналов, делаю свои выставки, небольшие проекты, книги. Это интереснее.

И.МАЛИКОВА - Некоторые серии твоих фотографий публикуются с текстами. Причем, насколько мне известно, тексты пишешь совсем не ты, а Татьяна Щербина. Как можно описать фотографию? Ты фотографируешь иногда под текст под какой-нибудь или текст пишется как слова и музыка на жанр твоих фотографий?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Действительно, я придерживаюсь такого положения, что если можешь не писать, не пиши, поэтому я и не пишу. У меня есть прекрасная жена, которая прекрасно пишет. Очень часто мы ездим вместе с ней. Она пишет о каких-то городах и весят, а я снимаю. Иногда даже мы разбегаемся в городе, она собирает свой материал, я свой, потом это складываем. Это получается даже интереснее.

И.МАЛИКОВА - Мы с Александром Тягны-Рядно знакомы довольно давно, даже страшно сказать сколько, и какие-то вещи происходили на моих глазах, я была невольным свидетелем. Была одна из поездок теплоходных, мы с Союзом кинематографистов, я помню, что ты накануне сказал: пойдем, по Угличу прогуляемся, и мы перелезали, когда входили в угличевские шлюзы, еще полтора часа идти, надо все снять заранее, и мы с тобой перелезали через какой-то шлюз, авантюрная жилка в тебе жила. А сейчас для того чтобы снять, ты на какие-то подвиги идешь?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Я особенно не задумываюсь о том, что совершаю подвиги. Я просто когда вижу фотографию, забываю обо всем, о заборах, о преградах. Как, например, в Лондоне, у своих агентов, я попросил их, было как раз день рождения королевы. Я попросил их аккредитоваться. Они говорят: ну, это очень сложно, нужно за месяц, за два, документы. Ну, нет, так нет. И пошел просто на площадь перед Бэкенгемским дворцом просто посмотреть. Увидел королеву, перелез через какую-то преграду. Я был обвешан аппаратурой, поэтому полицейские, которых там была тьма, они решили, что, наверное, можно идти. Я спокойно через всю площадь перешел, снял королеву. Фотография королевы есть в моей коллекции. Она мне очень нравится. И не только мне. Была выставка в английском посольстве. Она очень понравилась послу, я ее подарил.

И.МАЛИКОВА - Ровно пятьдесят фотографий из пятидесяти городов мира. По какому принципу? Что-то нравится, с какими-то городами связаны истории, какие-то просто фотографии нравятся.

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - На обложке каталога как раз все пятьдесят городов отмечены. Здесь есть список из четырехсот городов, в которых я побывал и в них отмечены пятьдесят, которые я отобрал для этой выставки. То, что вы назвали, Ильмира, это и были те критерии, по которым я отбирал. Там были и любимые города. Например, Шуя, мой родной город в Ивановской области, районный центр, с которым у меня связано все детство. Я там, естественно, много снимал и у меня много фотографий. Я отобрал старинную Шуйскую фотографию с еще ленинской агитацией. Очень интересная, сегодня она стала уже историей. Москва там, естественно, есть, потому что это город, с которым связано все у меня, после детства все время проведено было в Москве. Я люблю очень Москву, люблю в нее возвращаться. Из иностранных городов, пожалуй, самый любимый у меня Лондон. Я там тоже часто бывал и очень много снимал. У меня было несколько выставок о Лондоне. Барселона - это первый город, в который я попал за границей. Как первая любовь это осталось навсегда.

И.МАЛИКОВА - Сейчас очень любят глянцевую фотографию. Ты работаешь вообще в черно-белом цвете и верен ему до сих пор. И у тебя такой не туристический взгляд. Ты остаешься в черно-белом цвете. Почему?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Реально я, конечно, снимаю и цвет. В какой-то момент я со всей массой фотографов рванулся в цвет, на который в советские времена просто смотрели и завидовали. Когда появилась возможность, я попробовал. Я немного поснимал и для каких-то агентств. Для «Франц-пресс» я снимал когда-то и для глянцевых журналов я работал, работал с «Элем», с «Премьером», какими-то другими журналами именно глянцевыми. Но мне это не очень-то интересно, потому что всегда, когда я с ними работал, мне говорили: не надо гуманизма, нам нужна красивая картинка. Это для меня не очень-то интересно, потому что я хочу все-таки человека показывать. А им нужен не человек, а нужна обложка какая-то этого человека.

И.МАЛИКОВА - Эта выставка «Пятьдесят городов» посвящена твоему пятидесятилетию, будет она проходить в галерее «Фотосоюз» на Покровке, 5, с 20 февраля по 5 марта. Она одна из череды твоих выставок. Насколько часто ты выставляешься? Где можно увидеть твои фотографии? Я удивлена тем обстоятельством, что, казалось бы фотография, фотографы меньше известны, чем, например, такие художники как Никас Сафронов или Илья Глазунов, тем более, что у художников берут чаще интервью, чем у фотографов. Пока ты прошел по коридору нашей редакции, тебя опознало несколько сотрудников нашей редакции. То есть ты человек известный в определенном роде. Насколько часто проходят твои выставки?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Я делаю несколько выставок в год. В прошлом году у меня было три выставки. Из них одна была во Франции, одна была в городе Выборг. Я очень люблю ездить по России, и хотел бы ездить и возить свои выставки. Но, к сожалению, на это надо какие-то деньги, а в российских регионах денег нет, а просить у каких-то музеев, которые и так еле-еле сводят концы с концами на то, чтобы перевезти, показать, это все очень сложно.

И.МАЛИКОВА - А когда ты начал снимать? Пятьдесят лет, понятно, что твой физический возраст он не равен твоему профессиональному возрасту. С какого года ты снимаешь?

А.ТЯГНЫ-РЯДНО - Я заканчивал Авиационный институт, и в стройотряде я купил свой первый фотоаппарат и в стройотряде снимал, какие-то стенгазеты делал, но это все было не серьезно. После окончания Авиационного института я попал в почтовый ящик. И после разгульной жизни студенческой мне как-то так стало тяжело с 8 до 18 сидеть на работе каждый день. Я просто придумал себе новую профессию фотографа. Я начала просто вычислять, что я могу делать, чтобы быть свободным и ездить, смотреть, общаться, практически вычислил себе профессию.

Я пришел в фотоклуб «Правда», там встретил очень хорошего фотографа, учителя Юру Андреева, принес свои первые фотографии и с этого все началось. Потом поступил на курсы фоторепортажа в Союзе журналистов. После этого поступил в МГУ на журфак.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4163