Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Интернет-конференция Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Виктора Антоновича Садовничего

24 января 2006 г. в 14:30 в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего.

Тема конференции: "Татьянин день".

Интернет-конференция проведена компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

В интернет-конференции приняли участие Кирпичников Михаил Петрович проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАН, председатель Высшей аттестационной комиссии и Першеев Дмитрий Викторович директор компании "Гарант".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академика РАН, Виктора Антоновича Садовничего. Здравствуйте, Виктор Антонович!

Завтра, 25 января вся страна будет отмечать Татьянин день. Татьянин день для МГУ им. М.В. Ломоносова не только день студентов, но и день основания университета. 12/25 января 1755 г. в Татьянин день императрица Елизавета подписала ломоносовско-шуваловский проект, который стал именоваться 'Указом об учреждении в Москве университета и двух гимназий'. Почти 50 лет он оставался практически единственным университетом России. Затем стал 'ветвиться', дав жизнь большинству других университетов страны.

Вот уже 250 лет Московский государственный университет радостно празднует этот день как день своего рождения.

Сегодня мы попросим Виктора Антоновича рассказать о планах развития университета, о готовящемся празднике, о тех достижениях, с которыми университет встретит Татьянин день. На конференцию поступили интересные вопросы, волнующие преподавателей, студентов и абитуриентов. На вопросы интернет-аудитории ответит Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий.

Садовничий В.А.:

Спасибо вам огромное. Добрый день, уважаемая аудитория, уважаемые коллеги. Завтра исполнится 251 год с того момента, когда императрица Елизавета подписала Указ о создании первого российского Университета. Она подписала Указ по проекту двух выдающихся людей России - гениального ученого М.В. Ломоносова и вельможи, придворного советника, образованнейшего человека того времени - И.И. Шувалова. Известно из переписки, что проект Московского Университета очень горячо обсуждался между Ломоносовым и Шуваловым, и очень много было спорного в их подходах к созданию Университета. Но в результате они внесли согласованный проект Императрицы, и она в дань уважения к Шувалову подписала Указ об основании Московского Государственного Университета в Татьянин день, день великой Святой мученицы Татьяны, отдавая дань уважения И.И. Шувалову, потому что это было день рождения его мамы Татьяны. Вот отсюда такое совпадение православного христианского праздника Святой мученицы Татьяны и основания Московского Университета. Надо сказать, что Московский Университет сыграл выдающуюся роль в истории государства российского. И на самом деле, Московскому Университету обязаны своим становлением образование и наука. Создание системы гимназий, школ, других университетов - все это было порождено Московским Университетом. Достаточно сказать, что почти два десятилетия уставом любого университета России был Устав МГУ, это было по определению. Для других университетов просто принимался устав МГУ. Татьянин день отмечается в Московском Университете студенчеством примерно 160 лет. Это традиция, она возникла в студенческой среде. Просто студенты собирались вместе с преподавателями и в очень демократичной обстановке с песнями, с весельем отмечали день рождения своего родного университета. Причем иногда праздники отмечались столь шумно, что перед революцией 1917 г. власть, боясь студенческого веселья и студенческого такого неуправления, отменило празднование Татьяниного дня.

И с тех пор Татьянин день, и после революции в том числе, не отмечался официально в Московском Университете. Хотя неофициально всегда студенты Московского Университета собирались и этот день отмечали. Те, кто не по своей воле оказался в зарубежных странах после различных событий, тоже отмечали этот день обязательно. И сохранилось очень много записок, воспоминаний об этом событии. В 92-м году, когда Московский Университет получил согласно Указу Президента РФ статус автономного самоуправляемого университета, мной было предложено возобновить официальное празднование Татьяниного дня с определенными процедурами и традиционными атрибутами. И вот за четырнадцать лет уже установился определенный порядок того, как отмечается Татьянин день. Это традиционно (всегда так было) служба, праздничная литургия, которую проводит его святейшество Патриарх Московский и Всея Руси или в Успенском соборе, или в Татьяниной церкви Московского Университета. Это торжественное заседание в актовом зале Московского Университета с неизменной актовой речью ректора, это присутствие, выступление и приветствие наших уважаемых гостей высоких, это приезд к нам многих-многих делегаций из-за рубежа и из стран СНГ. Причем эти делегации приезжают не только официально, но привозят группы художественной самодеятельности, которые обязательно выступают на этом торжественном собрании. После этого обязателен прием, где и студенты, и преподаватели вспоминают традиции за одним столом, перебивают друг друга, иногда в определенное время даже, взбираясь на стол, говорят друг другу речи. Вновь введенная традиция - медовуха. Это такой русский напиток (он был нами придуман), и неизменная процедура разливания ректором медовухи студентам. При очень большом желании каждый из студентов может получить этот бокал из его рук, и это обычно толпа, толкание, крики радости тех, кто получил бокал. Вот такая традиция. Конечно, наряду с тем, что это праздник, т.е. мы отмечаем день рождения Университета, это и большое событие в жизни Университета. Мы обычно подводим итоги года и это, конечно, подчеркивает значение и роль Университета в нашем обществе. И, может быть, именно поэтому, как Евгений Вячеславович сказал: в прошлом году Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин издал Указ о том, что день 25 января является официальным днем - Днем российского студенчества. Этот Указ Президент Российской Федерации огласил в прошлом году 25 января на своей встрече со студентами МГУ в зале Интеллектуального центра в Фундаментальной библиотеке. И поэтому сегодня мы накануне еще одного, теперь уже официального праздника нашей страны Дня Российского студента. Несколько минут тому назад завершилась очень мощная конференция, проводимая Студенческими организациями Московского Университета, Студенческим Союзом. На эту конференцию приехали делегации из сорока Университетов с нашей страны. Посвящен этот форум Дню Российского студенчества, т.е. закладывается еще одна традиция отмечать День Российского студенчества 25 января. Итак, завтра День рождения Московского Университета.

Ведущий: Первый вопрос поступил от Мазина Андрея из Москвы.Виктор Антонович, здравствуйте! Поддерживаю Ваши усилия по недопущению игр с ЕГЭ в стены МГУ. Хватит ли сил у МГУ противостоять американизированным чиновникам и в дальнейшем? Может стоит объединить единомышленников в общественное движение и отстаивать уникальность МГУ в вопросах приема студентов (принять Устав и утвердить его на государственном уровне)? И еще, не пора ли отменить квоты (региональные, для СНГ и т.д.) для студентов? По-моему, право учебы в лучшем университете страны должны иметь только лучшие по знаниям, а не по месту регистрации.

Садовничий В.А.:

Спасибо большое, Андрей. Очень глубокий вопрос. И это тот вопрос, каждое утверждение которого я разделяю. Я согласен с уважаемым Андреем Мазиным, что ЕГЭ не может быть формой приема в МГУ. Он не может быть, на мой взгляд, вообще единственной формой приема ни в один университет, поскольку он таит в себе очень много случайностей и непрогнозируемых последствий. Прием в МГУ должен идти по другим принципам, поэтому мы отстаиваем право МГУ проводить Всероссийские олимпиады, творческие конкурсы и право иметь возможность принимать экзамены в стенах МГУ, выбирая самых талантливых. Собственно, по этому пути мы и идем, и это записано в правилах приема в МГУ. В прошлом году около половины принятых в Университет составили победители олимпиад, а всего в олимпиадах участвовало при поступлении в МГУ 9000 молодых людей. Почти 1700 из них было принято как победители олимпиад. Мы провели в прошлом году свою собственную олимпиаду 'Ломоносов'. В этом году она с согласия Министра образования также будет проводиться в МГУ. Это очень мощная олимпиада, по которой мы будем отбирать талантливых людей. Кроме того, безусловно, все проводимые олимпиады - всероссийские, всесоюзные, региональные также поддерживаются Университетом, и победители их также имеют те или иные права при поступлении в Университет. В этом году мы продолжим еще один уникальный проект, проект называется 'Покори Воробьевы горы'. Этот проект осуществляется вместе с газетой 'Московский Комсомолец'. В прошлом году мы провели такой творческий конкурс. На начальном этапе в нем участвовало несколько тысяч, а около 100 финалистов поступило без экзаменов в МГУ. В этом году мы продолжаем этот конкурс 'Покори Воробьевы горы' и, наверное, уже участников десяток тысяч на начальном этапе, финалистов будет больше, и мы надеемся, что нас поддержат спонсоры, оплатив билеты финалистам этого конкурса 'Покори Воробьевы горы'. Все победители этого конкурса тоже будут зачислены в МГУ. Это самые талантливые люди, и главное - они из отдаленных регионов нашей страны. Всего в прошлом году по результатам олимпиад и вступительных испытаний мы приняли в МГУ более половины иногородних. Это как раз тоже ответ на то, что Университет открыт. Я согласен с той частью вопроса, где не нужны квоты для стран СНГ, это надо делать по-другому. МГУ открывает филиалы в странах СНГ. У нас открыто на сегодняшний день 3 крупных филиала и 4-й будет открыт на днях. Открытый филиал работает в Севастополе - там 1000 студентов, открыт и работает филиал в Астане - там 600 студентов, открыты и работают филиалы в Узбекистане, в Ташкенте, и готовится к открытию филиал в Кыргызстане. Таким образом, мы будем помогать и сотрудничать со странами СНГ, распространяя ценности российского образования в основном через сеть филиалов. А что касается ребят, приехавших поступать, то пункт Устава МГУ говорит, что любой гражданин мира может поступить в МГУ, сдав вступительные экзамены и пройдя по конкурсу. Вот таких ребят из стран СНГ, которые приезжают к нам, сдают экзамены, побеждают в конкурсе, в год поступает около 1000. И вот это наша принципиальная позиция. Не квоты, а победа в конкурсе ребят. Причем мы не спрашиваем, из какой страны он приехал. Был случай, когда в этом конкурсе победила девушка вообще не из стран СНГ, она была из Румынии, но она сдала все экзамены, прошла по конкурсу, с отличием окончила физический факультет. И у меня такие сведения, что она сейчас является одним из ведущих специалистов в одной из изветных фирм в Германии.

Ведущий: Ягофаров Дамир Асхатович из Екатеринбурга спрашивает. Уважаемый Виктор Антонович! Каково Ваше отношение к возможности и необходимости образовательного права как отрасли российского права и, в том числе, к проблеме создания единого для всей страны Кодекса об образовании? Не кажется ли Вам, что эта проблемы не только созрели и в научном, в практическом отношениях, но уже пора принимать решительные шаги в этом направлении со стороны и федерального законодателя, и Минобрнауки РФ и, не в последнюю, если не в первую, очередь, со стороны научно-образовательной общественности, одним из наиболее авторитетных представителей, которой сегодня являетесь Вы? Спасибо.

Садовничий В.А.:

Надо сказать, что этот вопрос, является тоже очень принципиальным и очень важным для меня, в частности. Дело в том, что в нашей системе образования сейчас образовалась ситуация, когда законы скорее напоминают лоскутное одеяло. То есть их много, они уже претерпели многие дополнения и изменения, в том числе и базовые законы об образовании и о высшем послевузовском образовании. Сейчас уже назрел вопрос о кодификации - о создании кодекса РФ об образовании. Причем это не только мысль. Это не только слова, это неоднократные решения такой авторитетной организации как Союз ректоров России. Это наши предложения Правительству РФ, это наши предложения Госдуме и Совету Федерации. Надо сказать, что мы работали в определенных комиссиях и в Совете Федерации, и в Госдуме, и есть проект, разработанный и с участием, в том числе, Союза ректоров России Кодекса об образовании. Правда, существуют сейчас разные точки зрения по этому вопросу у чиновников. Некоторые говорят, что еще не наступило время. Мое глубокое убеждение, что кодекс нужен, он бы поставил на место и сделал бы иерархию во всех многочисленных законах, которые касаются образования. Сейчас есть несколько тупиковых ситуаций, когда один закон в части образования одного кодекса противоречит другому закону в другом кодексе. Есть же много кодексов: налоговый, бюджетный, гражданский и другие. Мне кажется, наступило время, когда мы обязаны принять Кодекс РФ об образовании. Я полностью поддерживаю этот вопрос, более того, мы его уже ставим и будем настойчиво ставить, пока не добьемся решения этого вопроса.

Ведущий: Андрей, 4 курс, из Москвы, прислал такой вопрос. Виктор Антонович! Когда будет, наконец, реформироваться Студенческий союз МГУ? Структура находится в кризисе и требует перемен.

Садовничий В.А.:

Это правильно, Андрей. Я разделяю вашу озабоченность, но надо сказать, что полгода назад Студенческий Союз сделал первый шаг по своему реформированию. В Студенческом Союзе сменилось руководство, туда пришли другие руководители во главе Студенческого Союза и, более того, они избрали пока, наверное, временно такую форму сопредседателей Союза. Поэтому у нашего Студенческого Союза сейчас не один Председатель, а несколько сопредседателей. И я упомянул о мощном, проводимом сегодня, в этот день и завтра Форуме Студенческих организаций нашей страны, который вот только что закончился. Это Форум закончил первое заседание в Доме культуры. Это одно из мероприятий, проводимых именно Студенческим Союзом Московского Университета. Наряду со Студенческим Союзом есть еще Союз студенческих организаций. Это - другое. Это - некоторое объединение на правах ассоциации всех организаций молодежных, даже не студенческих, а молодежных организаций в Московском Университете. И вот это объединение молодежных организаций включает, например, и Общество охраны природы, и Совет молодых ученых и т.д. Это другая организация, ее возглавляет бывший Председатель Студенческого Союза Ильин, и она вообще формально не имеет отношения к Студенческому Союзу МГУ. Она, как бы, является объединением всех студенческих молодежных организаций. Но я бы хотел попросить Андрея (я знаю, что в ряде студенческих корпораций нет такой активности, поддержки общества, студенческой организации Московского Университета) активнее включиться в этот процесс, потому что в студенческой организации МГУ сейчас несколько сопредседателей, она ищет свой путь. Я был бы очень рад, если бы какие-то идеи были внесены каждым студентом Московского Университета, потому что студенческая организация, Студенческий Союз МГУ - это не политическая организация, это - организация всех студентов и чем она шире будет охватывать всех студентов, все студенчество, тем будет лучше для Университета. Поэтому я бы попросил всех объединиться. Ядро для этого объединения уже есть - это тот самый Студенческий Союз, во главе которого сейчас несколько сопредседателей.

Ведущий: Уважаемый Виктор Антонович! У нас в стране человеку наличие диплома хорошего университета еще не дает гарантии трудоустройства на работу, чтобы можно было обеспечить себе достойный уровень существования. Какие, на Ваш взгляд, причины такой ситуации? Интересуется Жуков Максим из Саратова.

Садовничий В.А.:

Я думаю, что причины в недооценке знаний у нас в стране. Мы, наверное, все были свидетелями, когда вообще в начале 90-х годов в обществе активно формировалось мнение, что для успеха в жизни знания не нужны. Может быть, вы меньше помните, старшие помнят этот период начало 90-х лучше, когда киоски, 'Сникерсы' и 'Пепси-кола' были магистральным путем для любого молодого человека, путевкой его якобы в нормальную жизнь. И, наоборот, по сути, осуждалась учеба молодого человека в Университете, произносились при этом слова, 'зачем же ты теряешь время, когда вот все у метро происходит'. Надо сказать, что наше общество к чести его очень быстро разобралось с этой ложной установкой, и уже с 1995 г. примерно мы это почувствовали,. Примерно уже через 5 лет возник культ учебы, т. е. каждый молодой человек захотел получить образование. Все стали понимать, что образование и диплом - это вот та самая путевка в жизнь. Правда, как всегда бывает в нашей стране, у нас система маятника, мы как бы из одного крайнего положения качнулись в другое крайнее, и посчитали, что вообще каждый должен иметь высшее образование. В результате возникли 3200 университетов и их филиалов у нас в стране. Все объявили, что они готовят специалистов с высшим образованием и дают дипломы международного образца, все дипломы одинаковы и все получают качественное образование. Это оказалось тоже ошибкой. На самом деле качественное образование - это серьезный труд, чтобы его получить, необходимо приложить серьезные усилия. И чтобы человек потом, имея хорошие знания, шел по жизни устойчиво, надо, действительно, окончить хороший вуз и вложить много труда в свое образование. И вот сейчас приходит момент истины. Мы, с одной стороны, понимаем, что без образования нет перспективы, нет карьерного роста у молодых людей. С другой стороны, мы начинаем понимать, что не всякое образование ведет к этому карьерному росту и создает уж такую устойчивость. И с третьей стороны, мы начинаем понимать, что для того, чтобы получить качественное, хорошее образование, надо очень много преодолеть и лично человеку, и поддержать свои университеты. Отвечая прямо на вопрос, почему диплом не дает такого сразу блага при трудоустройстве на работу, я хочу снова сказать, что, во-первых, сказываются ошибки прошлого - и не те дипломы, и не то образование, и недооценка образования. Но главным сейчас я считаю, что это пока еще не принятая в обществе аксиома, что будущее России, будущее нашей экономики на пути экономики знаний, если мы будем опираться на интеллект в своем развитии, а не на природные ресурсы, потому что они, безусловно, будут исчерпываться, и, безусловно, это ни есть путь развития России. А путь развития России - это использование интеллекта своих граждан и использование знаний, построение экономики, основанной на знании. Вот тогда по-настоящему будет цениться и диплом, и оплачиваться труд молодого человека, пришедшего на работу. Мне кажется такой росток в направлении построения экономики, основанной на знании, на инновациях в тома числе, которые вытекают из знаний и является вот пример Научного парка Университета, в котором мы находимся, где около 4000 студентов и аспирантов, сотрудников МГУ трудятся, вкладывая именно интеллектуальный труд и получая интеллектуальный продукт. Вот это росточки, как мне кажется, которые надо поливать.

Ведущий: Из Санкт-Петербурга Петров Алексей прислал следующий вопрос. Как Вы относитесь к увеличению количества негосударственных вузов в России?

Садовничий В.А.:

Ну, вообще, негосударственные вузы в образовании - это нередкое явление в мире. Есть системы образования, где количество негосударственных вузов даже больше, чем государственных. Вопрос в менталитете общества, гражданина и в отношении к этому государства. Ведь негосударственный вуз - это тоже негосударственное образование, но чтобы стать вузом надо пройти длинный период своего становления. Известно утверждение, что университетом становятся спустя сто лет со дня своего основания. Т.е. университеты должны пройти все этапы своего развития, и это относится, в том числе, и к негосударственным университетам. Поэтому я думаю, что такие негосударственные университеты как Беркли, прошли этот путь и играют выдающуюся роль в жизни американского, скажем, общества. Или университет Токай, который я знаю, японский. Токай, не токийский, а Токай. Токай - это негосударственный университет. Бывший министр Японии, основывая в военные годы этот университет, понимал, что для того, чтобы Токай стал университетом нужно примерно сто лет. Вот сейчас этот университет как бы завершает свое развитие и становится мощнейшим университетом в Японии. Ошибка наша состоит в том, что мы в один-два года создали сотни негосударственных вузов, объявив их университетами, написав в своих титулах, что в них работают выдающиеся ученые. Вот мне известны случаи, когда в одном регионе создавалось до сотни юридических вузов, и в каждом вузе работали десятки профессоров, докторов юридических наук. В то время как в регионе было, по-моему, всего два доктора юридических наук. Но я повторяю, что было до сотни вузов и в каждом десятки докторов юридических наук. Вот, что означает недобросовестное создание негосударственных университетов. И, конечно, такие университеты не могут обеспечить качественное образование. Поэтому вопрос сейчас является непростым, ведь в этих университетах не по своей вине оказались ребята, студенты, а они верят реклама и заверениям. Они пришли учиться, получать диплом и они понимают, что они не могут получить качественное образование. Их нельзя обижать, эти ребята не являются виновниками. Поэтому мне кажется, что должен идти процесс усиления контроля по лицензированию, по аттестации, аккредитации этих негосударственных вузов, предъявлении к ним высоких требований. Процесс, который помог бы выделить из той массы негосударственных вузов именно те, которые окажутся жизнеспособными. Может быть, их будет десятки. Я думаю, что, как процесс, негосударственные вузы в нашей системе образования обязательно будут. Задача стоит в том, чтобы их было столько, сколько можно в них обеспечить качественное образование и столько, сколько сумеют преподавать на современном уровне. Я думаю, что сейчас для России таких вузов количество может исчисляться только десятками.

Ведущий: Следующий вопрос задан от имени студенческого сообщества МГУ. Уважаемый Виктор Антонович! Какие были у Вас приметы или обряды для успешной сдачи экзаменов, когда Вы были студентом?

Садовничий В.А.:

Неожиданный вопрос. Не знаю считать это обрядом или обычаем. Мы с товарищем, он окончил службу в армии, а я работал на шахте, то есть был производственником, были проблемными студентами на первом курсе, потому что нам было намного труднее учиться. После того как заканчивались занятия в декабре вечерами уходили в аудиторию, это было на мехмате, аудитории были пустыми и не закрывались на ночь, закрывали стулом и до 2-3 ночи учили конспекты, лекции, готовились к завтрашнему, послезавтрашнему экзамену, это было у нас непреложным правилом. Часа в 3 ночи мы приходили в общежитие и падали, а на следующий день тоже самое. Было еще одно правило, сейчас оно не актуально, но тогда было очень важным, мы не доедали. Стипендия тогда была 29 рублей, то есть по рублю в день приходилось на еду. Это три раза поесть за 30 копеек. Даже в то время это было очень мало. Но все-таки мы жили на стипендию, нам хватало ее на месячное питание. Поэтому мы ставили себе задачу откладывать по копеечке, чтобы на сессию усилить питание. К сессии мы, обычно накопив 3 рубля, допустим, ходили в буфет. Ну, вот такая подробность, не знаю для прессы или нет, но мы считали, что для того, чтобы мы не упасть на экзамене, нужно съесть полстакана сметаны. Мы ее покупали и съедали. Не актуальный комментарий, но так было.

Ведущий: Будут ли в новой библиотеке книги в электронном виде или планируется только 'бумажный' вариант? Говорят, что при переезде в новое здание большое количество книг потерялось, правда ли это? Спрашивает Дмитрий из Москвы.

Садовничий В.А.:

Ни одна книга не потерялась, наоборот, мы ежедневно прирастаем тысячами книг. Библиотека МГУ - единственная университетская библиотека, которая имеет сейчас обязательный экземпляр. Существует всего три библиотеки в нашей стране, в которых имеется обязательный экземпляр. Ни одной книги, ни одной брошюры мы не потеряли и не могли потерять. Библиотека сейчас производит запись, там висят объявления с просьбой записываться. Она работает. Довольно долго отлаживалась система контроля, но сейчас все в порядке. Дело в том, что библиотека - это очень сложное инженерное сооружение, где очень важно соотношение температуры и влажности. А книга, если ее поместить хотя бы на две недели в неправильный режим, погибнет. Поэтому мы медлили с перевозом ценных книг, единственных экземпляров в те хранилища, где не был отлажен климат-контроль. Непрерывно в течение всего этого времени шла отладка с помощью строителей Москвы. Сейчас климат-контроль выведен в норму, фактически уже несколько миллионов томов книг перевезены туда, и библиотека обладает уникальной электронной системой поиска и имеется электронный каталог книги. То есть не обязательно перебирать карточки, можно найти на компьютере любую книгу. Часть книг, часть журналов и их статей имеется в электронном виде. Это тоже обязательное условие, чтобы часть журналов переводилось в электронный вид. Мы ставим задачу иметь электронный аналог каждой книги Московского Университета. Это трудная задача. И, может быть, в таком абсолютном виде она не нужна. Здесь надо советоваться со специалистами. Я занимаюсь этим вопросом. Тут нет единой точки зрения, но все-таки, иметь в электронном виде основные книги, видимо, необходимо и эту задачу надо решить. Это достаточно дорого, ведь здесь существует масса коммерческих аспектов, потому что, скажем, если наши редкие книги сразу перевести в электронный вид, то возникает вопрос авторского права их пользования и так далее. Над этим надо думать. Я думаю, что те учебники и обязательные книги, которые пользуются особым спросом, должны обязательно быть в электронном виде. Мы просим всех, кто имеет хорошие идеи или предложения на эту тему, предложить их на рассмотрение, поскольку программа перевода наших книг в электронный вид в библиотеке существует.

Ведущий: Следующий вопрос от Анны из Москвы. Когда-то в МГУ проводились студенческие предметные олимпиады, а сейчас, на сколько мне известно, они проходят только на некоторых факультетах. Не считаете ли Вы, что существование этих олимпиад имеет большое значение для образования и их необходимо было бы возродить?

Садовничий В.А.:

Спасибо, Вы напомнили мне страницу моих студенческих и аспирантских лет. Дело в том, что будучи аспирантом, а затем молодым ассистентом, я возглавлял Всероссийскую студенческую олимпиаду по математике. Это было очень мощное движение. В результате родилось две книги, которые являются сейчас почти раритетами. Это мои книги 'Задачи студенческих олимпиад по математике'. Сначала мы выпустили эту книгу с Подколзиным, а потом второй вариант - с Конягиным - выдающимся математиком современности, но тогда он был просто победитель студенческой олимпиады. Это олимпиадное студенческое движение существовало десятки лет по предмету 'математика', а потом оно благополучно погибло в связи с трудными годами. Мне кажется, что Анна подняла очень важную задачу, которую я беру на заметку. Вот мы с Михаилом Петровичем Кирпичниковым - проректором по науке и инновациям МГУ и председателем ВАК нашей страны. Я думаю, что мы на ближайшем ректорате обсудим действительно хорошее предложение Анны, попробуем поддержать студенческое олимпиадное движение. Здесь ведь не надо такого результата, что человек куда-то поступит, потому что он уже студент. Но здесь есть другой результат. Здесь есть пробуждение глубокого интереса к своему предмету. Конечно, уникальным научным багажом являются сами задачи, например, чтобы собрать материал для студенческих задач по математике требуется интеллектуальный труд всего сообщества. Мы собрали его в виде двух книг. Сейчас лучшие из этих задач используются в учебном процессе, поэтому мы поддерживаем предложение Анны.

Ведущий: Следующие вопрос от Людмилы из Химок. Планируется ли в МГУ программа поддержки молодых семей?

Садовничий В.А.:

Такая программа у нас есть. Может быть Людмила имеет в виду конкретные аспекты? Первое, у нас есть студенческое общежитие, корпус, в котором проживает 600 студенческих семей. Каждый год в этом корпусе проводятся новогодние елки, а я хожу туда в виде деда Мороза для связи с молодыми ребятами. Мы предоставляем им отдельные комнаты в общежитиях. Там есть залы для занятий студентов. У нас есть детские садики Московского государственного университета, мы не сдали их городу. И, конечно, у нас есть программа жилищной поддержки молодых семей. Достаточно сказать, что перед Новым годом около ста семей профессоров и преподавателей университета получили квартиры. При этом около 20 из этих ста квартир получили молодые семьи, талантливые молодые люди, оставленные для работы в МГУ. В ближайшее время мы будем распределять крупную партию жилья, в которой большинство квартир будет предназначено для поддержки молодых семей. МГУ не выступает против оставления для работы в университете талантливого человека по причине того, что он не москвич и будет нуждаться в квартире или у него уже есть семья. Мы оставляем. Ежегодно оставляем около двадцати талантливых молодых людей. Они могут быть еще не семейные, но большая часть из них уже семейные. Мы оставляем их вместе с семьей и берем на себя обязательства дать им жилье. Я думаю, что такого центра, который бы так поддерживал молодых людей, сейчас не существует. Только за прошедшие 5 лет порядка 60 молодых специалистов получили квартиры от МГУ.

Ведущий: Поступила группа вопросов, касающихся строительства, проводимого МГУ. Абитуриент из Нижнего Новгорода Антон интересуется. Планируется ли в связи с освоением новой территории строительство общежитий для студентов? Анна, студентка 2-го курса МГУ спрашивает: какие факультеты будут учиться в новом построенном корпусе на пр. Вернадского?

Садовничий В.А.:

Что касается общежития. У нас есть проект построить на месте нашего студенческого городка на Мичуринском проспекте за кинотеатром 'Литва' современное высотное общежитие повышенной комфортности, а имеющиеся пятиэтажки - снести. В настоящее время он проходит утверждение и скоро начнется его осуществление. Таким образом, мы удвоим количество мест для проживания в общежитии этого студенческого городка. Мы не стали строить общежитие на новой территории, учитывая опыт, полученный при освоении старой территории, когда и студенческое общежитие, и аудиторные корпуса находятся в одном месте, в связи с тем, что это создает определенное неудобство. Поэтому мы не будем объединять общежития с учебными корпусами, а будем развивать другие территории. Мне кажется, что это более правильно и более комфортно будет для детей студентов. Необходимо, чтобы эти территории были изолированы от учебных корпусов. Таким образом будет развиваться наше общежитие. Анна спрашивает про новый корпус. Сейчас мы строим 5 новых корпусов. 2 корпуса строятся на новой территории по обе стороны от библиотеки, еще 2 - на проспекте Вернадского, а 5-й корпус строим рядом с корпусом нелинейной оптики, мы реконструируем его для нового факультета, это фактически брошенный корпус. Мы одновременно ведем строительство пяти корпусов и реконструируем корпус на Моховой улице. Ближе всего к проспекту Вернадского находится уже почти завершенный строительством корпус, который курирует экономический факультет. Но сказать, что там будет только экономический факультет нельзя, потому что есть нормы, которые положены для учебных занятий на одного студента. Этот корпус значительно больше, чем необходимо одному факультету, поэтому там будут и другие факультеты. Конечно, в первую очередь, это корпус рассчитан на то, что туда переедет экономический факультет. Рядом строится, 3 дня назад была закладка капсулы, новый 60-тысячный корпус, куда переедет юридический факультет. Но там будут и другие факультеты. Сейчас ученый совет рассматривает, какие факультеты переедут на новую территорию в эти два учебных корпуса.

Ведущий: Поддерживает ли МГУ связь со своими выпускниками? Если да, то, каким образом? Вопрос прислал Кирюшин Александр (выпускник 1995 года).

Садовничий В.А.:

На самом деле у нас в стране это одно из слабых мест. Дело в том, что, скажем, для американских университетов, японских, связь с выпускниками является одной из таких святых обязанностей университета. Существуют банки данных, существуют ассоциации, и, по сути, каждый выпускник связан с Университетом. Он информирует Университет о своих успехах, о своих жизненных удачах и неудачах, а Университет информирует выпускника о своей жизни. Это еще и определенная культура в обществе, в отношении Университета и выпускника. К сожалению, у нас ни в какое время вот такой традиции, такой устойчивой связи не было. Московский Университет пытается, несколько раз пытался наладить эту связь с выпускниками. Были созданы и Попечительский совет, и Клуб выпускников, а накануне Татьяниного дня прошлого года состоялся Съезд выпускников Московского Университета, и были приняты решения о создании Ассоциации выпускников и решения об учреждении органов управления Ассоциацией. Таким образом, формально Ассоциация создана, и ее задача осуществлять связь с выпускниками. Мы хотели перед этим Татьяниным днем провести некое собрание в рамках этой Ассоциации, но не успели организационно подготовить и перенесли это собрание на примерно май месяц. Если нас кто-то слушает из членов Ассоциации, то я заодно информирую, что такое собрание в рамках Ассоциации будет, человек 500 мы пригласим наших выпускников. Но это будет позже, где-то в мае месяце. Но, в общем, надо сказать, что по этому вопросу у нас впереди еще большая часть пути, который надо пройти.

Ведущий: Виктор Антонович, здравствуйте! Будут ли приглашаться для чтения лекций студентам и аспирантам МГУ ведущие зарубежные ученые (меня интересуют, в частности, проблемы нанотехнологий)? И еще - поддерживает ли МГУ связи с учеными, покинувшими Россию в 90-е годы? Эти вопросы прислал из Москвы Соболевский М.

Садовничий В.А.:

Сначала я скажу по поводу покинувших Россию. Я был очень близко к этому краю или к этому фронту в 90-е годы, поскольку я математик, а, как известно, больше всего страну покинуло математиков и физиков-теоретиков. Даже вот Нобелевский лауреат, встречаясь со мной в МГУ сказал, что в Америке все преподаватели математики - профессора Механико-математического факультета, а все студенты - китайцы. Мне просто доподлинно известно, что в ряде университетов США семинары по математике идут на русском языке - нет необходимости говорить по-английски, потому что там все участники семинара русскоговорящие. Я очень хорошо знаю тех людей, и в том числе выдающихся людей, которые уехали. У них были разные причины, поводы, и мне кажется, что сейчас важно не обсуждать, почему они уехали, и какие были для этого причины, а важно восстанавливать с ними связь. Что касается математиков, то мы просто старались во всех этих случаях делать так, чтобы уехавший имел половину позиций в МГУ. Такие позиции имели выдающиеся наши математики Арнольд, Новиков и другие, то есть они в определенное время возвращались и проводили его в МГУ. Наверное, есть еще хороший способ, когда человек уезжает не навсегда, а на какое-то время, и потом возвращается. В этом случае мы не издаем приказа об увольнении, хотя человек уехал на несколько лет, мы стараемся оставить его без оплаты, конечно, но в составе профессуры МГУ. Но, конечно, есть и те, кто уехал, порвал эту связь. Но свои научные школы мы оберегаем, мы пополняемся молодыми людьми. За прошедшие 10 лет мы приняли тысячи молодых людей в МГУ, за 10 лет тысячи, т. е. мы и москвичей, и иногородних приняли около 1000. Так что мы даже понизили средний возраст в научных школах. Что касается лекций, приглашений. Мне кажется, что здесь очень хорошая форма - летняя школа. Они в той или иной форме бывают в виде конференций международных, продолжительных, которые проводятся в МГУ. На эти конференции, как правило, приезжают хорошие специалисты, которые читают лекции. Думаю, что в этом году проведем одну или две летних школы для молодых ученых МГУ с приглашением зарубежных специалистов и зарубежных авторов. Что касается нанотехнологий. Очень часто произносится, что перспектива развития современного общества - это развитие нанотехнологий. Я думаю, что более точно сказать - одна из перспектив развития общества - развитие нанотехнологий. И это правда является таким стратегическим направлением. Неплохие школы по нанотехнологии имеются в МГУ и связанные с лазерными технологиями, и с биотехнологиями, живой материей. Но, конечно, я согласен с предложением того, кто задавал вопрос, что, наверное, может быть нам стоит одну из летних школ провести именно по нанотехнологиям в МГУ. У нас есть хорошая сторона, которая может от нас выступать в этой научной школе и в этой летней школе. Но, безусловно, очень важно еще и пригласить зарубежных специалистов, связанных с этой тематикой. Я думаю, что можно пригласить и Нобелевского лауреата Ж.И. Алферова. Это помогло бы усилить эту школу.

Ведущий:

У нас осталось только время поблагодарить Вас, Виктор Антонович, от имени компании 'Гарант', от имени интернет-аудитории и всех тех, кто интересуется жизнью Московского Университета, что вы нашли время придти. Спасибо Вам за то, что сегодня мы узнали очень много интересного. А также хочется поздравить все студенчество, всех тех людей, жизнь которых связана с высшими учебными заведениями с Днем Российского студенчества, с Татьяниным днем и пожелать всего самого наилучшего.

Садовничий В.А.:

Спасибо.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=3982