Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД В РОССИИ
Элла МАКСИМОВА
Уже давно никто из наших соотечественников не задумывается, почему ведет отсчет лет от первого января. В эти дни предлагается подводить итоги старого года и надеяться на удачу в новом. А ведь в России январь стали считать началом начал, отсчетом новых времен всего каких-нибудь 300 лет назад. "На Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет" Со времен Ивана III, "великого князя Всея Руси", правившего более 500 лет назад, исчисление православного нового года шло с 1 сентября, византийской даты. И так продолжалось до указов Петра I о смене дня новолетия и вообще счета годов и веков: "О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира" "...считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году... А буде кто похочет писать и от сотворения мира, писать оба те лета от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно". "О праздновании Новаго года" "...А в знак того доброго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и, кому случится, и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам... перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... а людям скудным каждому хоть по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставить... Да Генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым Годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам, и Окольничим, и Думным, и Ближним, и знатным людям палатнаго воинскаго и купецкаго чина каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколька мушкетов или инаго мелкаго ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, Генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать... а где мелкие дворы, собраться пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить... бочки, и, наполня соломою или хворостом, зажигать". Напечатали в Москве первый христианский месяцеслов "на лето 1709, от миробытия 7217". А также повелел государь "вместо счета часам с ряду от утра до вечера" построить в разных местах часовые колокольни. "По шапке Деда Мороза, ангела по зубам" Особый разговор - про елку. Первая появилась в конце 1700-го. Ни деревня, ни церковь, однако, того не одобрили, и в обычай она вошла лишь через полтораста лет. Сперва - в богатых петербургских домах немцев (Германия - "родина" елки), затем - в именитых российских, а уж после принял обычай простой люд. В середине XIX века без елки святок и не мыслили. По словам известного писателя, журналиста Ивана Панаева, "...все помешаны на елках, без них теперь существовать нельзя". Продавали елки поначалу в кондитерских, были они маленькие, умещались на столе. С годами и десятилетиями подросли и встали на крестовину в зале. Не только в частных домах, но в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц и гимназиях. Дворцовый комендант так описывает "дневную елку 1913 года для нижних чинов частей" : "Посредине манежа ставилась огромная ель, вокруг на столиках раскладывались подарки: серебряные ложки, серебряные подстаканники, чайники и разные другие предметы солдатского обихода... По прибытии Их Величеств с августейшими детьми государь обходил собравшихся, здоровался с командами; после этого нижние чины получали по жребию подарки от великих княжон, которым целовали руку, причем они находили для каждого ласковое слово". Октябрьская революция 1917 года отменила главные российские праздники. Кто мог подумать, что новогодняя и рождественская елка станет запретной, и если кто отваживался на такое, то секретно, при зашторенных окнах и закрытых дверях. А как иначе, когда елку публично клеймили в газетах и руководящих партгосдокументах, не выбирая выражений. Слово «Рождество» сделалось бранным, вызывающим опасные подозрения. Известный поэт со страниц "Комсомольской правды" в 1928 году призывал: "Мы путь земле укажем новый..." "1930 лет гуляет по белу свету несуразная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетенных и обездоленных тружеников, издевательство и надругательство над ними. 1930 лет подряд из года в год в "святую" рождественскую ночь попы всего мира заманивают к себе толпы одураченных ими "овец" христовых, жаждущих услышать "слово спасения"..., чтобы сегодня отвлечь их мысли от классовой борьбы. Но уже спустя пять лет лозунги заметно смягчились. И "Правда" от 28 декабря 1935 года предлагает уже совсем иную программу действий в отношении елок: "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку... Почему у нас лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому... положить конец. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, детских клубах и детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку. Горсоветы, председатели райисполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству хорошей советской елки для детей нашей великой социалистической родины во всех городах и колхозах". И уже на следующий день ЦК ВЛКСМ принял постановление "О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года" Выступила "Комсомольская правда": Из рождественской елка превратилась в новогоднюю. С 1947 года 1 января было объявлено нерабочим днем. С конца 90-х Рождество законно вернулось в жизнь, но и Новый год не сильно сдал свои позиции, давая возможность повеселиться дважды. |