В ноябре в Медиа-Группе "Свобода слова" произошли серьезные преобразования - была создана объединенная редакция всех входящих в холдинг изданий. О том, какие цели при этом преследовались владельцами медиа-группы, в интервью СМИ.Ru рассказал шеф-редактор ее объединенной редакции Константин Патрин.
- Не так давно вы были назначены шеф-редактором объединенной редакции Медиа-Группы "Свобода слова". Не могли бы вы немного рассказать о себе? Как давно вы работаете в журналистике? С какими изданиями сотрудничали ранее?
- Я москвич. Журналистикой увлекся еще в юности - в 8 классе поступил в "Школу юного журналиста" при факультете журналистики МГУ. После окончания школы поступил на факультет журналистики в МГУ и пошел работать курьером в "Литературную газету". Об этом периоде моей жизни у меня остались очень приятные воспоминания. Я очень благодарен тем людям, которые тогда возглавляли газету, - очень многому у них научился. Закончив учебу, я некоторое время работал в АПН и "Российской газете".
После известных событий октября 1993 года мы с группой руководителей "Российской газеты" пошли делать первый российский таблоид - "Экспресс газету". Спустя год меня пригласили делать другое издание, называлось оно "Московское время". В течение последующих двух лет я занимал пост его главного редактора. Потом я вернулся в "Экспресс-газету", какое-то время принимал участие в работе над газетой "Антенна".
В 1999 году Александру Козлову, в то время ответсеку и заместителю главного редактора "Экспресс газеты", и мне поступило предложение возглавить "Советский спорт". Издание переживало тогда не самые лучшие свои времена: оно выходило один раз в неделю, причем, почему-то по средам, тираж упал, господствующее положение на спортивном газетном рынке завоевал "Спорт-экспресс". Мы предложение приняли, и уйдя вдвоем из "Экспресс-газеты", стали поднимать "Советский спорт": Александр Козлов занял пост главного редактора газеты, я же стал шеф-редактором. Проектом этим мы занимались с 1999 по 2004 год, и без ложной скромности могу сказать, что в результате нам удалось-таки вернуть "Советский спорт" на газетный рынок. Сейчас издание вполне успешно конкурирует со "Спорт-экспрессом".
А в прошлом году меня пригласили в издательский дом "Свобода слова" для работы над новым проектом - газетой "Футбол.Плюс.Хоккей". Точнее, у меня уже достаточно давно была идея вернуть на рынок еще одно легендарное спортивное издание советского периода - газету "Футбол-хоккей". В свое время его читала вся страна, все мужчины, которые интересовались футболом, хоккеем - самыми популярными как тогда, так и сейчас видами спорта. Но после развала Советского Союза все известные хоккеисты уехали в НХЛ, и хоккея как такового не стало. Не пережила перемен и газета.
"Футбол.Плюс.Хоккей" не является правопреемником старого издания. По сути, это абсолютно новый проект. Вместе с тем, при работе над ним учитывался опыт и традиции легендарной газеты советских времен. Слово "плюс" в названии означает, что помимо футбола и хоккея на последних полосах дается краткая информация о последних достижениях в других видах спорта. Все, так сказать, в одном флаконе.
Хотелось бы заметить, что "Футбол.Плюс.Хоккей" очень удачно стартовал. Его первый номер вышел 9 марта этого года. Всего за полгода, по данным Gallup Media, изданию удалось стать лидером среди спортивных еженедельников. Тираж у нас пока 40 тысяч, но как показывают данные последних исследований, читательская аудитория одного номера составляет порядка 249 тысяч человек.
- А с чем связан ваш переход на должность шеф-редактора объединенной редакции Медиа-Группы?
- Дело в том, что раньше все редакции Медиа-Группы "Свобода слова" существовали отдельно. "Политический журнал", "Родная газета", "Футбол.Плюс.Хоккей" и "Агентство национальный новостей" работали как бы сами по себе. В ноябре было принято решение об их объединении. Это сделано для того, чтобы создать единую информационную и корпоративную политику.
Причем на первом этапе большее внимание мы уделяем именно внутренней корпоративной политике. Стараемся, чтобы наши сотрудники осознали все преимущества работы в большом издательском доме, прочувствовали, что "Родная газета", "Футбол.Плюс.Хоккей", другие издания - это все наше, "родное". Ведь любой журналист, любой корреспондент, если он специалист в какой-то определенной области, теперь имеет возможность писать во все издания медиа-группы.
Естественно, вырабатывается и единая информационная политика. В медиа-группу входит три общественно-политических издания, которые несут в массы определенные взгляды на развитие страны, развитие экономики, развитие политической жизни. Поэтому чтобы не было в рамках одной структуры ситуации типа "кто в лес, кто по дрова", мы работаем над тем, чтобы все издания группы выступали единым фронтом.
Наш газетный рынок крайне перенасыщен профессиональными изданиями. Большинство из них уже давно работают, и тягаться с ними достаточно тяжело. Пока издания медиа-группы действовали отдельно друг от дружки, конкурировать со старыми брэндами было достаточно сложно. После объединения, я думаю, ситуация должна измениться в лучшую сторону.
Кроме того, что мы объединились на корпоративном уровне (и теперь собираемся вместе на объединенных планерках, на объединенных праздниках и т.д.), было произведено объединение секретариата. А объединенный секретариат - это единая верстка, единая корректура, единая бильд-редакция. Я приведу пример. Раньше у нас был отдельный бильд-редактор в "Политическом журнале", отдельный в "Родной газете", отдельный в АНН. Сейчас же в группе создан единый банк данных, единый архив, что уже весьма положительно отразилось на конечном результате.
- Будут ли издания, входящие в медиа-группу, как-то концептуально меняться?
"Футбол - хоккей плюс" - это молодое издание, которое на рынок вышло совсем недавно. Оно только-только набирает обороты, поэтому в новом году его развитие будет происходить в рамках концепции, заложенной при создании. "Родная газета" достигла своего уровня, и на этом этапе концептуально она будет изменяться только в смысле подачи материала. Нам кажется, что настал момент, когда мы должны более ярко, более броско, более энергично, более современно входить в рынок.
- На кого "Родная газета" будет ориентирована в первую очередь?
- Если раньше, по данным тех же исследовательских компаний, нас читали в основном люди старшего возраста, то сейчас мы будем стараться привлекать молодежь. Молодежь, конечно, не 14-летнюю, речь идет об аудитории от 20 лет. С нового года на страницах газеты появятся новые рубрики, в которых будет подниматься молодежная проблематика. Но и читателя старшего и среднего поколений мы тоже постараемся не потерять.
- "Родная газета" - это издание, ориентированное в первую очередь на регионы, или столичный читатель вам тоже интересен?
- С регионами у нас ситуация получше, хотя, конечно, нет предела совершенству. А вот Москва хромает, и мне бы лично очень хотелось, чтобы на столичном рынке издание было представлено более широко. Но это, к сожалению, зависит не столько от нас, сколько от распространительских структур. У них своя политика и нам с ними порой бывает очень тяжело.
- В этом сегменте рынка, в который стремится войти "Родная газета", уже есть достаточно мощный игрок - "Комсомольская правда". Не боитесь конкуренции?
- Главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин является одним из моих учителей. Он же меня и учил тому, что конкуренции не стоит бояться. Конкуренция нужна для того, чтобы люди не спали, чтобы они раньше вставали, больше думали, что-то генерили. Та же самая "Экспресс-газета" входит в один издательский дом с "Комсомольской правдой" и все время где-то в чем-то конкурирует с "Комсомолкой", причем, как с "толстушкой", так и ежедневным выпуском. Так что конкуренции бояться не стоит. И потом, я очень надеюсь, что моя команда, мой коллектив придумает какие-то свои новые вещи, на которые потом будут равняться в той же самой "Комсомольской правде" или "Аргументах и фактах". Получится, не получится - время покажет. Меня для того и назначили, чтобы мы двигались вперед.
- На новый 2006 год есть какой-то план-максимум, план-минимум?
- План-максимум - проникнуть с "Родной газетой" и газетой "Футбол.Плюс.Хоккей" на московский рынок. План-минимум: Мы минимума перед собой не ставим. Так как объединение произошло совсем недавно, то минимум для нас - это закончить объединение, сбиться в единую команду с едиными задачами, с единым мышлением. Все люди разные, и некоторые процессы, связанные с объединением протекают достаточно болезненно. Коллектив творческий, люди в разных возрастах, с разным пониманием жизни, с разным пониманием профессии. Поэтому сейчас главная задача - провести объединение не просто структурно, приказом, а сплотить людей на уровне мозгов, на уровне сознания, сбиться коллективом, чтобы дальше пойти в развитие. Главное, чтобы пришло понимание, что выживать надо вместе и рвать вперед надо вместе, а не по отдельности.
А если мы придумаем что-то новое, с новым каким-то продуктом пойдем на рынок, он - рынок - непременно отреагирует. Правда, к сожалению, по целому ряду объективных причин произойти это может не раньше, чем через год.