Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

"Моя музыка полезна для здоровья"

Ирина Богушевская. Клуб выпускников МГУ21 января очень успешным концертом во МХАТе имени Горького Ирина Богушевская презентовала свой новый альбом «Нежные вещи». О новой работе, о своей судьбе и о своих желаниях певица рассказала музыкальному обозревателю ГАЗЕТЫ Максиму Кононенко.

- Ирина, вы довольны концертом во МХАТе?
- Очень.

- Кажется, это был самый большой ваш концерт?
- В смысле зала, в котором он проходил, да - самый большой и самый серьезный по звуку и свету. Я очень довольна, а прежде всего довольна тем, что люди пришли, потому что, честно говоря, все висело на волоске. Перед Новым годом выяснилось, что у меня фактически нет дизайна обложки, и мне пришлось 28 декабря искать такого дизайнера, который не уехал бы из Москвы и не напился на новогодние праздники - и был бы в состоянии адекватно оформить эту пластинку, а это была непростая задача. Конечно, собрать такой зал - большая ответственность. Некоторые журналисты, правда, написали, что все в зале были знакомы друг с другом, но ежику понятно, что 1300 человек по определению не могут быть знакомы, поэтому я считаю, что это некоторая победа.

- В конце 1980-х вы играли в театре МГУ, после чего исчезли, а в 1996-м году неожиданно появилась певица Ирина Богушевская. А что было в первой половине 1990-х?
- На самом деле певица Ирина Богушевская существовала, но была какой-то вещью в себе. Возможно, это плод уверенности в том, что ты пишешь талантливые песни. Я, отслушав огромное количество всякой музыки, имею право на свое мнение - у меня неплохая музыка, она достаточно высокого качества. И в связи с этим у меня было такое детское ощущение, как описано у Булгакова: никогда ничего ни у кого не просить. Я гордая женщина и думала, что сами предложат и сами все дадут. Но я просто забыла, что Булгаков это писал о вечной любви, - вот там действительно бессмысленно просить. А что касается славы и денег, то тут надо требовать. Поэтому у меня ушло определенное количество времени на то, чтобы лишить себя этих иллюзий. И я поняла, что надо все-таки прилагать усилия к тому, чтобы выдвинуться в мир и как-то предъявить ему себя. По-хорошему впервые серьезно заниматься пиаром мы стали только сейчас. Оказалось, что одних альбомов мало, чтобы о тебе узнали.

- А в театр вы попали случайно или целенаправленно?
- Не бывает ничего случайного. Поступив в университет, я, естественно, продолжала исполнять свои песенки.

- Вы писали песни до театра?
- Я начала писать песни в 3--4 года. Сначала про пингвинов, лошадей и собак, а лет с тринадцати я ориентировалась на мальчиков. Потом все это пошло таким беспрерывным потоком. В университете проходили смотры художественной самодеятельности. Я выходила, садилась к роялю и исполняла свои песенки. И однажды мне просто позвонили из театра и пригласили туда.

- А почему вы пошли учиться в университет, а не в Гнесинку или еще куда-нибудь - песни петь?
- У меня же нет такого музыкального образования, которое позволило бы поступить в Гнесинку. Я окончила школу в Будапеште, и поневоле мне пришлось прервать музыкальное образование, потому что по-венгерски учиться музыке было очень сложно, практически нереально. А кроме того, я же готовила себя к судьбе великой русской трагической поэтессы, наследницы Ахматовой и Цветаевой.

- Почему же тогда МГУ, а не Литинститут?
- Очень хотелось получить гуманитарное образование.

- А с родителями это, наверное, тоже как-то связано?
- Да, и с давлением родителей, но мягким таким давлением. Сейчас отмечали 250 лет МГУ, и страшно пафосные мероприятия проходили. В главном здании была некая церемония награждения звездой МГУ. Такая звезда, на ленточке. Награждали Лужкова, еще кого-то и еще кого-то. Церемонию вели Елена Ханга, Святослав Бэлза, Юлия Бордовских и Владимир Молчанов. Я вхожу в гримерку, где сидят все ведущие, и Бордовских говорит: "Ах, моя училка пришла". Дело в том, что, когда она училась на журфаке, я вела у них аспирантские семинары по истории философии. У нее и у Оли Журавлевой.

- То есть ваша специальность - история философии?
- Да, история зарубежной философии.

Ирина Богушевская. Клуб выпускников МГУ- А откуда у вас такая любовь именно к бразильской и аргентинской музыке?
- Потому что там тепло, а я ненавижу сугробы. Солнце - главная планета в моем гороскопе. Маленькой меня увезли в Багдад, и там мой слабый организм запомнил, что сорок градусов в тени - это хорошо. И теперь я мучаюсь, мучаюсь здесь с октября по март. Сегодня вообще не хотела из дома выходить.

- И вы с самого детства росли на этой музыке?
- Нет, нет. Конечно, я слышала какие-то босановы, потому что невозможно жить и ни разу не услышать "Каждую девушку". Но когда я лежала в больнице после аварии, а это было десять лет назад, мне принесли туда кассету с этой музыкой. И это, как выяснилось, единственное, что можно слушать в моем состоянии. У меня была контузия нервов - не головы, а плечевого сплетения, и при этом страшные боли тебя мучают. А эту музыку можно было слушать, и, более того, она как бы обладает терапевтическим эффектом. Она действительно снимает болевые приступы. И так я влюбилась в эту музыку - навсегда.

- Ирина, вы занимаете в русской музыке уникальную нишу, у вас нет ни одного конкурента…
- Ну почему, вот есть такая расхожая история. Когда вышла "Книга песен", мы, конечно, нашли способ передать ее Алле Пугачевой. Она послушала и сказала: "Это конкурентка Кристине, ее не пускать никуда". Я не знаю, насколько это правда, но я слышала такую информацию от людей из ее окружения.

- Кристине?! Но вы же совершенно непохожи!
- Может быть, это связано с тем, что Кристина тогда выпустила "Танго втроем". В журнале "Алла" обо мне напечатали очень хорошую статью - и все. Кристина действительно занимается совершенно другой музыкой, я ей не конкурентка. Да и потом, мне соревноваться с Кристиной - все равно что людоедке Эллочке с Вандербильдихой. У одной - бриллианты, а у другой - мексиканский тушкан.

- А почему при такой уникальной позиции вы до сих пор не стали национальной звездой?
- Мне кажется, что я в некотором смысле являюсь жертвой или заложницей политики программных директоров радиостанций. Сыр невозможно продавать, если его не выкладываешь на витрину. Если люди приходят в магазин, а на витрине нет, скажем, козьего сыра, то они его не купят никогда, они не знают, что он на свете есть, под прилавком. Такая же ситуация с моими песнями. Эфир - это витрина, а в эфир их не пускают, потому что всем кажется, что это не будет слушаться и продаваться. Это как если бы Татьяна Толстая пришла в издательство печатать книжку, а ей бы сказали: "Вы знаете, Татьяна Никитична, мы не будем печатать вашу книжку, потому что люди ее не купят".

- А вы думаете, что такая музыка будет потребляться публикой? Не той публикой, которая приходит на ваши концерты, а той, которая слушает Верку Сердючку и репертуар "Русского радио"?
- Да, я думаю, что круг потенциальных слушателей этой музыки очень широк. И мне кажется, что в нашей стране еще не сообразили очень простую вещь - что какой-то уникальный продукт может хорошо продаваться. Всем кажется, что только биг-маки хорошо продаются, а на самом деле трюфеля тоже продаются отлично. На самом деле мы с моими музыкантами неплохо живем за счет того, что в нашей публике есть кредитоспособная прослойка поклонников. Но я думаю, что, если бы моя музыка крутилась по десять раз в день в эфире "Русского радио", у нее были бы поклонники. Мне кажется, не надо за людей решать, будут они слушать или не будут. Им надо дать возможность самим сделать такой выбор. Вот. Почему-то меня очень боятся товарищи с радиовещания. "Городская чайка" или "Эти большие волны" с "Легких людей", мне кажется, запросто могли бы крутиться везде.

- И что, никто не берет? Даже "Серебряный дождь" не берет?
- "Дождь", по-моему, взял, но у нас с ними были договорные обязательства. Остальные не брали. Поэтому, когда я писала "Нежные вещи", я вообще с прибором положила на все форматы. Я не ставила перед собой цель выпустить пластинку, которая будет в эфирах, я ставила цель реализовать некий художественный проект, который у меня был в голове.

- А когда делали "Легких людей", ставили задачу быть в эфирах?
- Когда я делала "Легких людей", у меня было желание стать как бы ближе к мейнстриму, к тому, что крутится на радио. Мы сидели, думали над аранжировками. На самом деле "Легкие люди" - это вообще-то такой результат, о котором ты жалеешь. Но лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано. Я с "Легкими людьми" попала во все возможные западни, и в финансовую в том числе. У меня были страшные битвы по поводу аранжировок, я выкинула половину песен из этого альбома, потому что мне настолько не понравились аранжировки, что их даже не стоило переделывать. И в результате он вышел как бы усеченный и с компромиссами. Там есть три песни, которые мне нравятся, а остальные - нет. Но тем не менее я думала, что любое радио может взять "Городскую чайку", и, когда этого не произошло, я очень сильно надулась на всех.

- А почему вы так редко выпускаете альбомы? Потому что песен мало пишете или денег не хватает?
- Я песен пишу много, я очень плодовитая. У меня куча песен. И не то, чтобы денег не хватает, просто я очень капризная. Я же люблю живую музыку записывать, а это дорогое удовольствие. То есть альбом появляется тогда, когда находятся деньги на него. Раз где-то в два года они, наверное, находятся. Цепочка такая: в 2000-м вышли "Легкие люди", в 2002-м мне было некогда - у меня родился маленький ребенок, а в 2004-м мы записали "Нежные вещи". Правда, я собираюсь теперь работать в другом темпе, потому что много всяких интересных проектов. И вообще - пора брать почту, радио, телеграф и арсенал.

- Может быть, вы клубный артист? Ведь на самом деле клубная культура очень большая, у нее просто другой способ дистрибуции - ее не надо показывать по телевизору и передавать по радио, потому что информация распространяется через посетителей клубов.
- Ну нет, я считаю, что мою музыку надо крутить по телевизору и по радио. Она очень полезна для здоровья.

- Несколько лет назад вы написали у себя на сайте, что не хотите быть звездой. Это была сознательная позиция?
- А что я там написала, я не помню?

- Там была серия заметок про то, как вы готовите борщ. И публика возмущалась - звезда не может готовить борщ…
- На самом деле все мои знакомые политтехнологи меня просто высекли за эти высказывания. Они говорили: как можно было так снизить свой образ, как можно было так ужасно себя позиционировать, ну ты посмотри на себя - какой борщ? Написала бы, что сейчас ешь, там, карпаччо или не знаю что, но зачем ты написала про борщ? Это был какой-то внутренний протест, потому что мне показалось, что среди моих поклонников стали преобладать какие-то невменяемые люди, которые стали говорить: вы такая божественная. Я человек с юмором. У меня это вызывает раздражение. Я, конечно, понимаю, что реагировать надо по-другому. Сказать: вот да, я вся такая неземная, питаюсь амброзией исключительно, летаю над землей, а не хожу. Не надо было писать про борщ, потому что это все вранье. Не готовлю я, конечно, никаких борщей, в последний раз я делала это в прошлом феврале.

- То есть желание стать звездой есть? Вам нравится популярность?
- Конечно, нравится. Я, правда, не знаю, что такое настоящая популярность, я пока спокойно могу ходить по улицам.

- Вас не узнают?
- Некоторые начали сейчас узнавать после нашей бурной массированной рекламной кампании, и это приятно, хочу сказать. Я на самом деле хочу, чтобы люди ассоциировали лицо с музыкой. Очень многие люди слышали фамилию Богушевская, но не все могут совместить это имя, музыку и лицо. Надо, чтобы все это совпало.

- А клипы вы не собираетесь снимать?
- Да, конечно. Поскольку я в свои 50 (на самом деле Ирине 39 лет. - ГАЗЕТА) неплохо выгляжу. Конечно, собираюсь.

- Вас слушают только в больших городах или по всей стране?
- Ну вот, например, я ездила в город Белгород, и люди там подпевали. Для меня загадка, откуда они знают слова, но тем не менее есть какие-то удивительные высокие технологии, которые все это распространяют. Сейчас, после МХАТа, выходят статьи, рецензии. И я вижу, что многие критики оценивают даже не то, насколько хорошо мы играли, не то, насколько хорошо звучит мой голос. Они оценивают какие-то совершенно другие параметры, в частности, уровень раскрутки, даже уровень денежных потоков, которые вокруг тебя крутятся. И отчасти они правы, потому что артист - это не только голос, это не только внешность, это еще и твоя сила воли, и уровень других твоих способностей. Потому что на самом деле звезды - не те, у кого самый красивый голос, а те, у кого хватает выносливости, чтобы выдержать это. Живой такой пример. В начале января я работала на спектаклях «Веселые ребята», там страшные сквозняки за сценой. И когда ты выбегаешь потный переодеваться, то простужаешься. Я заболела жутким бронхитом - до сих пор кашляю по полтора часа утром и отплевываюсь. Тем не менее 10-го и 11-го я лежу пластом, 12-го иду во МХАТ на совещание, потом еду на репетицию, потом к дизайнеру, 13-го лежу пластом дома, ко мне приходят журналисты, и так продолжается все десять дней перед концертом. Вместо того чтобы ходить на массаж и к косметологу, я хожу к врачу, мне делают всякие ингаляции и все такое, и как-то я с этим бронхитом успеваю отработать концерт. Конечно, большой соблазн - выйти и послать, сказать, что я не могу, мне так плохо, извините, нет. Но если ты можешь это выдержать - молодец, тебе пятерка и возможность пахать дальше.

- И возможность уже ничего целый год не делать.
- Почему это целый год ничего не делать? Нет, я хочу работать, на самом деле.

- Вот я разговаривал с Валерией, она говорит: на следующий год я не буду ничего делать.
- Она себе может это позволить запросто, потому что пахала как лошадь несколько лет.

- Скажите, а существуют ли какие-нибудь планы у вас, Кортнева, Пельша восстановить какой-нибудь спектакль театра МГУ?
- Какой спектакль - «Кабаре»? Вообще-то нет.

- Я Кортневу задавал тот же вопрос, он ответил - да.
- Правда? Отлично, значит, у них есть такие планы. Я-то с удовольствием опять выйду с ними на одну и ту же сцену. Хотя мне бы очень хотелось, честно говоря, не делать капустников больше никогда. Я этот жанр не очень люблю, это все-таки какая-то кавээновская манера. Уж если делать, то надо делать дорогое красивое кабаре. Не варьете, где девушки пели, а именно кабаре, это на самом деле другой жанр.

- Когда нам ждать следующего альбома?
- Я думаю, что мы с Олегом Нестеровым достаточно быстро сделаем альбом ремиксов. Еще у меня лежит пятнадцать текстов, таких баллад, и я хочу сделать серьезную работу, с серьезными аранжировщиками поработать. Думаю, что, наверное, этим летом я не буду опять сидеть в студии. Может, через год, не раньше.

- Как вы думаете, когда-нибудь страна увидит Ирину Богушевскую в условной программе «Песня года»?
- Обязательно, я сделаю все, что от меня зависит. Я этого хочу и считаю, что на самом деле это только украсит программу.

Вечная студентка
Певица Ирина Богушевская закончила философский факультет МГУ. Во время учебы принимала участие в спектаклях легендарного Студенческого театра МГУ вместе с Алексеем Кортневым и Валдисом Пельшем. В 1993-м стала обладательницей Гран-при фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова. Выступала совместно с группой «Несчастный случай», вышла замуж за Алексея Кортнева. В 1993 году попала в серьезную автомобильную катастрофу и в течение двух лет не могла заниматься музыкой. В 1995-м принимала участие в конкурсе «Ялта-Москва-Транзит» (наследник фестиваля в Юрмале), но из-за смерти матери отказалась от участия в финале. Работала ди-джеем на «Радио 101», вела программы на НТВ и ТВЦ. В 1998 году вышел первый альбом Ирины Богушевской «Книга песен». Альбом стал сенсацией в кругу музыкальной критики и признан одним из лучших русских поп-альбомов наряду с «Зеркалом души» Аллы Пугачевой и «Русским альбомом» Жанны Агузаровой. На основании текстов песен, опубликованных на буклете к альбому, Ирину приняли в члены Союза писателей. После дефолта 1998 года Богушевская не смогла содержать музыкантов и стала выступать в сопровождении своей постоянной пианистки Светланы Мочалиной с программой «Шоу для тебя одной». Эта программа становится одной из самых успешных в русском шоу-бизнесе - Ирина с успехом исполняет ее в течение трех лет. В 2000 году вышел второй альбом - «Легкие люди», который во многом уступал «Книге песен». В январе 2005 года появился третий альбом певицы - «Нежные вещи», очень тепло встреченный критикой.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=329