Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Чтение исторических хроник... В канун "праздника" 4 ноября
О древнем городе брянской земли - Стародубе - впервые говорится в "Поучении Владимира Мономаха" в связи с событиями 1078-1079 годов, когда Стародуб не признал черниговских князей пытавшихся поставить его под свой контроль. Но несмотря на это, до середины 12 в. в нем находились чернигово-северские наместники. В 13 в. название "Стародуб" исчезает из летописей, в связи с тем, что в 1240 году город был сожжен монголо-татарами. Вторично Стародуб возродился уже как пограничная крепость молодого Литовского государства, охранявшая его рубежи со стороны Москвы и от периодически приходивших татар. Значение Стародуба усиливалосьс возвышением Москвы. В 1446 г., когда ослепили московского князя Василия Васильевича, в Литву бежал его союзник - боровский князь Василий Ярославович, получивший в удел в числе других и Стародуб. По возвращению Василия Темного на княжение вернулся и боровский князь, а Стародуб стал владением укрывшегося в Литве их противника - Ивана Андреевича Можайского, а затем его сына - Симеона. Попытки склонить Симеона Ивановича к католической религии вынудили его вернуться в 1500 г. на родину. При этом ему удалось сохранить за собой и стародубский удел. Естественно, что Литва не могла согласиться с потерей своей территории - вспыхнула война, которая окончилась признанием в 1503 г. прав Симеона, впрочем ненадолго. Для Стародуба вновь начались мрачные времена набегов и разрушений. Особо памятен горожанам был разгром 1534 г., когда поляки и литовцы истребили около 13 тыс. горожан.
В смутное время начала 17 века Стародуб героически отражал поляков. По Деулинскому перемирию гарнизон вынужден был покинуть город и Стародуб отошел к Польше. И только в 1654 г. он окончательно вошел в состав России поначалу как город, причисленный к Нежинскому полку и через некоторое время становится центром Стародубского полка как автономии Украины. Так и оставался он полковым городом более столетия до упразднения в 1783 г. Важно отметить, что в 17 веке для него был утвержден герб: "Старый дуб в серебряном поле с зелеными листьями слева". В 1781 г. Стародуб получает статус уездного города Новгород-Северского наместничества, затем Малороссийской (с 1797 г.) и Черниговской (с 1802 г.) губерний. Старая крепость стала ненужной и постепенно пришла в упадок, а окружавшие ее валы частично разрыты для выделки селитры ( как в знаменитом Новгород-Северском), частично расчищены для городских построек.
Стародуб остался скромным уездным городом. К началу реформ 1860-х гг. в нем обитало 12 тыс. жителей, из которых более тысячи оставались крестьянами, но собственно крестьянским трудом, особенно садоводством и выращиванием конопли, жило гораздо больше горожан. В Стародубе было 15 церквей, 4 еврейских молитвенных дома, больница, приходское светское, духовное и казенное еврейское училища.
В этом красивом городе промышленность не получила развития. Десяток полукустарных промышленных заводиков и один салотопленный давали продукции немногим более рубля на каждого жителя города. К тому же утратилось и некогда важное значение Стародуба, как торгового центра. Современный Стародуб мало изменился. В 1992 году его население составило19,1 тыс. человек Появились небольшие заводы - пенькосушильный, овощесушильный, маслосыродельный, пивоваренный и филиал Брянского объединения "Металлист". В Стародубе сохранились памятники архитектуры 17-19 вв., в том числе Рождественский собор (Старый или Казацкий, конец XVII в. ), Богоявленская церковь (1789), Никольская церковь (1802), так называемый Тюремный замок (1-я треть 19 в., арх. А.Д. Завадовский) здания бывшего духовного училища (1887) и мужской гимназии (2-я пол. 19 в.), оба в "русском стиле".
|