Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

БРЕМЯ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА. Вячеслав Грунский: Спасением душ не занимаюсь

Вячеслав Грунский. Клуб выпускников МГУСпециальный корреспондент телеканала «Россия» Вячеслав Грунский запомнился зрителям ещепо репортажам с Балкан во времена вооруженных конфликтов. Теперь Вячеслав стал специалистом по отдыху в Куршавеле, разбирается в превратностях модельного бизнеса и знает все об особенностях секс-туризма.
Мы сиамские близнецы
- Три автора «Специального корреспондента» - Вячеслав Грунский, Аркадий Мамонтов, Александр Хабаров - совершенно разные люди. Как темы делите?

- Это не такая большая проблема, потому что мы с ребятами по жизни не только коллеги, но и друзья. Можно даже такой эксперимент провести: мы возьмем одну тему и сделаем ее совершенно по-разному. Естественно, руководство нам это вряд ли позволит. Собираемся с ребятами, обсуждаем темы, делимся ими. Мы такие тройные сиамские близнецы и не можем существовать отдельно.

- В «Специальном корреспонденте» любая идея может найти свое воплощение? Вот захотелось вам поехать в Новую Зеландию сделать репортаж о том, как снимался «Властелин колец», - и никто смету этой командировки не оспаривал?
- Все зависит от интереса темы и степени доверия руководства к нам. Например, у меня была тема в прошлом сезоне - секс-туризм. Мы с группой были и в Таиланде, и на Ямайке, в Италии, в Ялте. Я показал то, чего на российском телевидении еще не было. Мало того, эта программа вошла в десятку самых рейтинговых программ года, она конкурировала с сериалами, с развлекательными программами, с информационными.

- Сложно найти хитовую тему?
- Все уже давным-давно снято. Журналисты идут не по третьему кругу, а по десятому. Мы вот три года существуем в формате «Специального корреспондента», пока еще не повторялись. Коллеги нас все время спрашивают: ну, когда у вас темы закончатся?

- И когда?
- А я отвечу. Никогда. В каждой теме можно найти много неожиданных поворотов.

Кто убьет - угрожать не будет
- Ваша «специализация» в проекте - это все-таки облегченные несоциальные темы, так сказать, жанр «лайт».

- Ну смотрите, из тридцати двух фильмов, которые я сделал, только десять можно назвать легкими, попсовыми. Все остальное - очень серьезно. Это были и «Потерянные люди» - о том, как у нас в стране пропадают без вести; снимал про киднеппинг (похищение детей); была программа о русских, которые сидят в тюрьмах разных стран. Но что есть, то есть - наверное, я действительно органично запоминаюсь именно в жанре лайт. Но это же тоже часть нашей жизни. Скажем, была у меня программа «Брачные игры» - это же всех интересует. Интересно же, как женятся в деревнях. Люди, которые давно не выезжали за пределы Садового кольца, вообще себе этого не представляют. Для них это экстрим. Так что и это - сказка с присказкой. А заниматься только спасением душ - это не совсем дело журналиста.

- Вы-то сами себя в этих «сказках» органично чувствуете? Вы же на НТВ военные репортажи делали.
- Мне нравится. Действительно, я был в двух чеченских кампаниях, был в Афганистане два раза. Да, я тогда считался военным корреспондентом, отмечен за это несколькими медалями. Есть даже медаль ООН за вклад в дело мира на Балканах. Но это дело я в какой-то степени продолжаю. Вот, например, в прошлом декабре я получил первый приз на фестивале «Закон и общество» за фильм «Лицензия на убийство» - о наших пограничниках, которые охраняют таджикско-афганскую границу. Там все было в кадре: и война, и пули над головой свистели, и тела погибших афганцев.

- Кстати, в этом фильме вы мне показались таким спокойным. Совсем не нервничали. Это что, иммунитет к войне?
- С тех пор как мне довелось побывать на разных войнах, я понял, что надо к жизни относиться философски. В любом событии можно увидеть как смерть, так и жизнь, как трагедию, так и комедию. Один из откликов на этот репортаж был такой: «Это бремя белого человека в Таджикистане». Приехал, мол, такой человек в бамбуковой шляпе, походил, посмотрел… и уехал. Да, может быть, это и так. Я не вмешиваюсь в жизнь других людей. Журналист не может решать проблемы беззакония, на то есть компетентные органы. Нас часто спрашивают: почему вы только показываете, а не предлагаете пути решения проблемы? Но нам не за это платят! Мы работаем для того, чтобы у людей в умах что-то изменилось, чтобы люди себе задали вопросы.

- Вам, по-моему, с таджикской стороны даже какую-то ноту протеста за этот репортаж выдвинули.
- На всех не угодишь.

- А вообще, часто наезжают?
- Часто. Например, я сейчас вспоминаю свой первый фильм для «Специального корреспондента» «Позывной «Рус». Там рассказывалось о русских добровольцах в войне на Балканах: кто-то пошел в криминальные структуры, кто-то до сих пор не может себя найти, один парень стал священником. Я сделал попытку осмыслить войну через судьбы россиян, которые там воевали наемниками на стороне сербов. Так вот, на этот фильм были очень неоднозначные отклики от самих героев. Одни направили ноту протеста, другие были просто в восторге.

- Неадекватные реакции бывают?
- Периодически угрожают.

- И что вы делаете?
- Ничего. Я видел людей, которые несут смерть. Человек, который хочет убить, не будет угрожать.

- Есть какой-то репортаж, про который думаете: «жалко, не мой»?
- Я не из тех людей, которые смотрят репортажи коллег и плюются: мол, какая фигня. Я радуюсь, когда смотрю классный репортаж. Радуюсь, но не завидую. Ну вы же радуетесь, когда видите красивую вещь, красивого человека?!

- А вы красивые вещи любите? Одежду? Машины?
- Раньше любил. Сейчас уже не люблю. Сейчас считаю, что одежда просто должна быть.

Просто хотелось войны
- Случалось, что вы готовитесь делать фильм, погружаетесь в проблему, а когда начинаете работать, ваше представление о предмете рассказа меняется?

- Ты просто как путешественник идешь по этим лабиринтам и открываешь для себя людей и их судьбы. Вот в фильме про футбольных болельщиков в Монако. Были и те, кто просто добирался пешком через Альпы, кто автостопом ехал, были и олигархи. Поразительно, что все они были вместе, едины. Уж действительно - ничто так не объединяет, как футбол. Меня поразили эти «профессиональные болельщики», которые все готовы отдать, чтобы посмотреть на любимую команду. Я, если честно, этого не понимаю.

- Вам это чуждо?
- Я смотрю футбол, но болельщиком себя назвать не могу.

- То есть вы по жизни не игрок?
- (Смеется) Ну, может быть, я играю жизнью? Вот на войну часто ездил.

- И на горных лыжах гоняете...
- Да, я мастер спорта. Занимался с шести и до шестнадцати лет. Тренировался на Домбае, в Приэльбрусье, на Чегете. Это мои родные места. Каждый поворот помню. Но как-то я подумал, что на лыжах всегда успею покататься, а вот образование нужно. И потом, я мечтал путешествовать.

- А потом и родители сказали: езжай, Слава, в Москву, поступай в МГУ, заодно и от армии откосишь…
- Я как раз в армию очень хотел. У нас даже проводился в школе конкурс «А ну-ка, парни». Я там всегда занимал первые места: разбирал очень быстро автомат, преодолевал полосу препятствий, лазил по канату, подтягивался - тогда тридцать два раза…

- А теперь сколько?
- Раз пятнадцать. Но спортом я и сейчас занимаюсь, просто я тогда меньше весил. И еще я в то время серьезно подумывал о том, чтобы пойти выполнять свой интернациональный долг в Афганистан. Просто хотелось войны, как всем мальчишкам.

- Ваша мечта о путешествиях тоже сбылась. Была страна, в которую сразу влюбились?
- Я люблю Италию, Новая Зеландия была просто открытием, когда мы прошли дорогой «Властелина колец», воочию увидели те сумасшедшие перевалы, которые были в фильме. Но вообще я - космополит и патриот.

- А патриотизм ваш в чем заключается?
- (Смеется) В том, что я до сих пор живу в этой стране.

Брови не выщипываю
- Что еще должно быть у хорошего репортера?

- Неплохо было бы еще репортеру быть не уставшим. Глаза должны гореть. У меня сейчас они не горят, потому что я несколько ночей не спал, но вот высплюсь, и как они у меня загорят…

- Вы как-то сказали, что у специальности «репортер» есть один большой недостаток - на личную жизнь времени не хватает.
- Да, не хватает. Журналист всегда на работе. Всегда при исполнении, как милиционер.

- Как относитесь к тому, что вас называют секс-символом российского телевидения?
- Да? А кто называет? Все? (Смеется) Это очень хорошо, я согласен. По статистике, подавляющее большинство телезрителей - женщины. Главное, чтобы они смотрели мои программы не только из-за этого.

- Еще вас называют метросексуалом.
- Слышал. Но что-то я отстал от метросексуальной моды. Омолаживающих процедур не делаю, брови не выщипываю, ботекс не вкалываю, даже маникюр не делаю. Только хожу в спортзал, чтобы быть в форме. Еще вот в хоккей играю. Вот и все.

- Вам исполнилось 33 - говорят, это переломная цифра в жизни человека.
- Я понимаю, что жизнь идет дальше и нужно открывать для себя новые горизонты. Вот начал писать кандидатскую диссертацию. Хотел бы в профессии еще многое сделать. Сейчас в репортаже происходит синтез жанров. Это и документалистика, и элементы расследования, и даже элементы реалити. Будущее репортерской журналистики в том, что репортер будет сам режиссером своего фильма,сам будет снимать, монтировать, записывать текст - настоящее авторское кино.

ДОСЬЕ «ВМ»
Вячеслав ГРУНСКИЙ родился в 1972 году. Окончил международное отделение факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1993 года - редактор в отделе международных новостей НТВ. С ноября 1995-го по май 1997-го, во время конфликта в Югославии, возглавлял Балканское бюро НТВ. С 1996 года - специальный корреспондент НТВ. С 2002 года - на телеканале «Россия». Руководитель студии «Авторская программа Вячеслава Грунского». Вместе с Аркадием Мамонтовым и Александром Хабаровым является автором документального цикла «Специальный корреспондент». В свободное время любит заниматься спортом (хоккей и горные лыжи).

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=3172