Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Путин о качестве российского образования
Владимир Путин собрал сегодня в Кремле заседание обновленного Совета по науке, технологиям и образованию. На встрече обсуждается возможность создания системы поддержки молодых ученых и специалистов. Президент также заявил о недопустимости «необоснованного роста платных услуг в высшей школе». Президент Путин убежден, что «все звенья образовательной системы должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами». Об этом он также заявил на заседании Совета по науке, технологиям и образованию. Путин отметил и необходимость внедрения современных образовательных технологий, передает радио «Культура». «Более половины всех школ в России в 2008 году будут охвачены Интернетом, к 2007 году таких школ будет не менее 20 тысяч», - сказал президент. Учитель, заявил также Путин, - «главная движущая сила качественного обновления вузов и школ». По его мнению, сейчас педагоги нуждаются в поддержке государства. Президент РФ отметил, что ряд предложений по повышению качества жизни преподаваталей правительство сформулировало в рамках соответствующей образовательной программы. Он напомнил об изменениях в оплате труда учителей, об индивидуальных грантах и выплатах ежегодных премий, планируемых национальным проектом. Глава государства сказал, что на недавней встрече с профсоюзными лидерами были высказаны предложения на этот счет. «Я с удовольствием выслушаю и ваши предложений, чтобы, возможно, внести коррективы в те планы, которые есть»- сказал Путин. Вступительное слово на заседании Совета по науке, технологиям и образованию В.ПУТИН: Знаю, что члены Совета провели глубокую работу по изучению вопросов, на которых мы должны сегодня остановиться, позвольте мне сказать несколько вступительных слов. Вы хорошо знаете, что в России 60 процентов населения так или иначе вовлечены в образовательную сферу. И граждане должны быть хорошо информированы, как и в каком направлении развивается эта отрасль. Отрасль, с которой десятки лет тесно связана и их собственная жизнь, и жизнь их детей, внуков. В нашем обществе исторически утвердилось понимание безусловной ценности образования, всего, что связано с этой сферой. В последнее время именно с ним, с образованием, всё теснее увязываются устремления людей к жизненному успеху. Около 80 процентов граждан в возрасте до 35 лет считают получение высшего образования важнейшей своей целью. Должен сказать, что еще несколько лет назад тенденции были немножко другими. То, что они поменялись в направлении, о котором я сейчас сказал, это, конечно, очень хорошая, Вы знаете, мы приступили к реализации масштабного национального проекта в образовании. Необходимо поддержать школы, вузы с инновационными программами, дать фору талантливым преподавателям и одаренным ученикам. Подчеркну: все объявленные здесь финансовые и организационные меры будем строго отслеживать и контролировать. Кроме того, молодым педагогам окажем поддержку в ходе реализации еще двух других национальных проектов - по доступному жилью и улучшению жизни на селе, потому что в принципе все это взаимосвязано. В конечном итоге все эти меры дадут дополнительный импульс для системной модернизации отрасли в целом. Модернизации, которая пока идет медленно и трудновато. Убежден, сейчас уже есть все возможности, чтобы образование действенно помогло притоку квалифицированных кадров в науку и высокотехнологичные сферы производства. Стало эффективной, передовой частью мировой системы образования, сохранив при этом свои, конечно, - мы об этом много раз говорили, встречаясь в разных форматах, - наработанные веками и десятилетиями преимущества национальной системы образования. Все звенья образовательной системы: от дошкольных учреждений до вузовской науки - должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами. А она сама обязана стать стабильной, современной и понятной людям. Уже в ближайшее время Правительству надо проработать решения по обязательному полному среднему образованию, по кардинальному изменению качества работы средних специальных и всех профессиональных учебных заведений. Нужны меры, противодействующие необоснованному росту платных услуг в высшей школе. Нам давно пора навести порядок в малоизвестных, но многочисленных вузах и их филиалах, где плата за обучение стала самоцелью. Не качество образования, не само образование, а именно плата за этот процесс. Проблемой номер один остается качество образования. Для чего нужна не только хорошая Вы знаете о тех предложениях, которые были сформулированы Правительством в рамках образовательной программы, знаете об индивидуальных грантах, выплатах ежегодных премий, планируемых в рамках национального проекта. Мы можем, конечно, подискутировать на эту тему. Я недавно встречался с представителями профсоюзов, и коллеги, которые работают в профсоюзных организациях, связанных с образовательной сферой, высказывали свои предложения по этому вопросу. Если у вас будут Однако сами педагоги тоже должны пройти свой путь, путь обновления подходов к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий. К тому, чтобы квалифицированно работать с дистанционными программами обучения и широкими возможностями Интернета. Напомню, что к 2007 году Интернетом будут охвачены не менее 20 тысяч, а к 2008 году - более половины всех школ в России. Второе, что хотел бы сегодня обсудить, - это обеспечение непрерывности образования. В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь. Педагоги и в высшей школе, и в начальной, средней школе знают это лучше всего, потому что сами постоянно этим занимаются. Мы от этого идеала - когда я говорю «мы», имею в виду все население страны - пока еще далеки. И люди плохо представляют себе, каким образом их стремление продолжить образование будет поддержано государством. Убежден: не только рынок должен стимулировать потребности людей к росту образовательного уровня. В эпоху «экономики знаний» и инноваций государство, конечно же, должно поддержать граждан в их желании наращивать знания. Это, кстати, расширит горизонт возможностей и для самих педагогов. В частности, повысит их профессиональную мобильность. Известно, что в силу демографических причин, Кроме того, не хватает детских садов, а молодые, особенно работающие, родители крайне в них нуждаются. Регионам и муниципалитетам надо совместно работать над восстановлением сети дошкольных учреждений. Еще одна проблема - это интеграция профессионального образования с производством. Здесь Несколько слов об интеграции российского образования в европейскую и международную системы в целом. Наряду с уже идущей работой в рамках Болонского процесса просил бы сосредоточить усилия на глобальной программе «Образование для всех». Россия играет ключевую роль в подготовке заседания «восьмерки», где этот вопрос должен быть в повестке дня. Нам надо активнее заняться продвижением отечественных образовательных услуг и технологий на рынки других стран, и, конечно, прежде всего имею в виду страны Содружества Независимых Государств. В последние годы страны СНГ стали чаще обмениваться опытом реформ и предъявлять бoльший спрос на качественные российские услуги в образовании. Это вполне естественно и понятно - подросли национальные экономики стран Содружества, стала очевидной их зависимость от роста интеллектуального капитала. Потребовался активный оборот знаний и технологий. Не говоря уже о том, что страны Содружества исторически связаны схожими традициями в образовании и науке. Обращаю внимание: существующие здесь возможности не должны быть упущены. И ни в коем случае нельзя допустить ни уменьшения филиальной сети наших вузов в этих странах, ни снижения качества ее работы. Надо также в обязательном порядке заполнять все выделенные Россией квоты для студентов и аспирантов из государств СНГ. Знаю, что МГУ расширяет свою филиальную сеть, будем всячески содействовать этому процессу и помогать. Напомню: уже третий год действует порядок, согласно которому до одного процента всех бюджетных студентов мы набираем из этих стран. Полагаю, сейчас уже можно проработать возможности для увеличения их числа. А с коллегами по Содружеству выработать единые четкие критерии к отбору кандидатов. Может быть, не всегда это просто, с учетом того, что у нас у самих проходят реформы, но это можно и нужно сделать. Больше того, мы должны активнее направлять российскую молодежь на учебу и стажировки в государства СНГ. Прежде всего по таким дисциплинам, как национальные языки, культурология, история. Это наши самые близкие партнеры. И их культуру мы обязаны хорошо знать. Уважаемые коллеги! Хотел бы рассчитывать на самое результативное участие членов Совета и ваших коллег в реализации названных задач. Надеюсь также на более активное привлечение к работе молодого крыла отечественной педагогики. Знаю о вашей инициативе по формированию Национального совета молодых ученых, педагогов и специалистов. Полагаю, что интеграция общественных усилий только на пользу и науке, и образованию, государству, всему народу Российской Федерации. Рассчитываю, что Наталья Викторовна Полосьмак, лауреат Государственной премии за прошлый год, своим высоким научным авторитетом и энергией поможет координировать эту деятельность. Позвольте мне перейти к следующей части нашей работы, к обсуждению всех названных тем, проблем и предоставить слово Людмиле Алексеевне Вербицкой. |