Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Франция 1994, Кубок Мира среди студентов. 10 лет спустя...

Василий Кравченко

Этой осенью исполняется 10 лет тому, как российская студенческая команда в лице студентов МГУ им. Ломоносова приняла участие в Кубке Мира среди студентов, проходившем во Франции осенью 1994-го года. Оглядываясь назад через этот достаточно большой промежуток времени, многим участникам этого события хотелось бы еще раз окунуться в эту атмосферу, а также поделиться приобретенным опытом с теми, кто хотел бы поучаствовать в подобных мероприятиях.

О регате

Кубок мира среди студентов проводился Парижским политехническим университетом раз в 2 года.
К данным соревнованиям допускались команды университетов/институтов, прошедших национальный отбор в своих странах. Каждая команда в количестве 8 человек, не менее двух из которых должны были быть девушки, могла состоять только из студентов одного вуза в возрасте до 28 лет.
Допускалось по одной команде от каждой страны плюс команда-победитель предыдущего кубка и отдельно - команда университета-организатора .
Официальный язык соревнований - английский (хотя, реально перевод с изначального французского не всегда соответствовал действительности).
Гонки проводились на Средиземноморском побережье Франции на мысе Cap d’Agde (http://www.capdagde.com/nautisme/centre.html) на арендованных яхтах Jano One Design (проект J 35 LS, вооружение 7/8-х)

Спортивная подготовка:

Сегодня мне уже трудно сказать, как и когда в яхт-клубе МГУ родилась идея участия в данном кубке, однако она началась целенаправленно реализовываться уже в 1993-м (если не в 1992-м) году. С одной стороны, велась интенсивная переписка с организаторами соревнований и поиск спонсора. C другой стороны, проводилась целенаправленная подготовка студенческой команды для участия в гонках на крейсерских яхтах: были направлены несколько спортсменов на курсы яхтенных рулевых 1-го класса, организован чисто студенческий экипаж на базе Конрада-25R «Лотос» для участия в соревнованиях плюс почти в каждый экипаж крейсерских яхт яхт-клуба МГУ были включены студенты.

Студенческие команды успешно выступали в сезонах 1993-го, 1994-го годов, включая Онежскую регату и все московские соревнования.

Поскольку провести отборочные соревнования на яхтах такого класса в России на тот момент было достаточно сложно, официально результаты команд ВУЗов оценивались по совокупности выступлений на Онежской регате, как официальном Чемпионате России в крейсерских гонках. Эти результаты были представлены организаторам Кубка для того, чтобы подтвердить статус направляемой команды.

Непосредственно перед поездкой осенью 1994-го года были организованы тренировки команды на яхте Конрад-45 на акватории Клязьминского водохранилища для обеспечения сработанности экипажа из 8-ми человек. Были отдельно расписаны роли на каждого из членов команды для всех основных гоночных моментов.


Организационная подготовка:

Помимо спортивной подготовки, естественно был достаточно большой объем организационной работы, которая включала в себя переписку с организаторами и выполнение всех необходимых формальностей для получения официального приглашения на соревнования (это большая часть работы), оформление паспортов, виз, бронирование гостиниц, билетов и т.п. Была организована специальная «группа связи», включавшая знавших французский язык студентов и сотрудников Университета, которая занималась этой работой. В последние месяцы члены «группы связи» фактически тратили на эту работу времени больше, чем на свою основную работу или учебу. Фактически, этот мало видимый участок подготовки был одним из ключевых моментов успешной организации поездки.


Спонсоры:

Как все прекрасно понимают, ни одно мероприятие подобного класса не может случиться без участия спонсоров. Фактически, это «краеугольное» условие - 15 тысяч долларов США на тот момент определяло реальность всего мероприятия. Стыдно говорить, но ни сам Московский Университет, ни одна Российская компания не поучаствовали сколько-либо серьезно в этой части.
Единственным надежным партнером, который, в конце концов, любезно согласился покрыть все расходы на участие в Кубке, оказалось Швейцарское отделение компании «Дюпон» ( За это отдельное огромное спасибо компании и Владиславу Витальевичу Ковриге за то, что он смог уговорить и организовать это спонсорство ).
Естественно, одной компании достаточно трудно «потянуть» все траты, обеспечивающие оптимальную подготовку команды (нормальную экипировку, тренировки в «рабочих условиях» - команда Швейцарии, например, выехала на место за неделю до мероприятия, и т.п.). Поэтому, забегая немного вперед, нужно сказать, что наша команда выглядела не так ярко, как могла бы, на фоне других команд.


В связи с тем, что спонсором выступала Швейцарская компания, маршрут поездки был организован с учетом посещения офиса компании в Женеве, пресс-конференции и встречи с руководством компании. Кроме того, была организована пресс-конференция команды сразу после возвращения в Москву.
На этот момент хотелось бы особенно обратить внимание тех студентов, кто будет когда-либо еще участвовать в подобных мероприятиях: Ребята! Уважайте ваших спонсоров! Участие в спонсорских мероприятиях - ваша обязательная работа и хотя бы частичная отработка тех денег, которые они в вас вкладывают.


Соревнования:

Соревнования проводились в течение 10 дней. Первый день - приезд и размещение участников. Второй день - жеребьевка, прием материальной части и тренировочный выход. Остальные дни предполагались как гоночные с одним выходным днем.
Команды размещались в «семейных» номерах с несколькими комнатами и кухней.
Надо отдать должное организаторам - встреча, размещение, «досуговые» мероприятия были поставлены на хорошем уровне.
Помимо основных обязательных в таких случаях мероприятий также велась постоянная съемка интересных и забавных моментов гонок и досуга как с катера, вертолета, так и на берегу. Выпускалась ежедневная газета соревнований. Специальная команда проводила монтаж и выпускала каждый вечер фильм о событиях дня, освещенных с хорошим юмором и иронией над всеми участниками соревнований.


Участники:

В данном кубке принимали участие команды из 17 стран: Финляндия, Англия (2 команды), Швейцария, Австрия, Турция, Франция (2 команды), Словения, США, Голландия, Дания, Германия, Испания, Швеция, Россия, Венгрия, Япония, Португалия.
Уровень участников в большинстве своем был достаточно ровным и высоким, хотя были и исключения (команда Португалии в один из гоночных дней сошла с гонок из-за того, что укачало весь экипаж). Каждая команда имела свой характер. Запомнилось высокомерие американского шкипера, «буйность» английских команд и «английских французов» - команды с атлантического побережья, открытость и дружелюбие немецкой и финской команд (один из финнов демонстрировал свое знание русского языка фразой «5 литров пива, пожалуйста»). Датскую команду возглавляла шкипер-девушка. Одну из команд возглавлял шкипер, который собрал вокруг себя команду студентов и за свои деньги оплатил все расходы на участие команды в данных соревнованиях. Кроме того, на это мероприятие в качестве гостя приехала команда из Польши, которая присматривалась и готовилась к участию в следующем кубке.
В целом, естественно, стоит отметить теплую и дружественную обстановку, в которой нельзя было не найти себе новых друзей.


Гонки:

Было предложено несколько вариантов дистанций. Номер варианта дистанции вывешивался на судейском катере непосредственно перед стартом (к сожалению, мы это поняли не сразу, а из-за недостаточного знания языка приняли номера вариантов за номера гонок).
В большинстве своем это были достаточно короткие дистанции из расчета на 1-3 часа за исключением одной длинной дистанции из расчета на 8-12 часов. Поэтому здесь определяющими факторами были сработанность экипажа и «подход к первому знаку правым галсом».
К сожалению, из запланированных 7-ми гоночных дней гонки проводились только всего 3 дня. С одной стороны, свои коррективы вносила штормовая погода. С другой стороны, как это ни смешно, один из гоночных дней был сорван забастовкой экипажа судейского судна. Доходило до курьезов, когда победителей запланированных гонок на кубок мэра и т.п. определяли жеребьевкой.

Лодка, на которой мы выступали, не смотря на вооружение 7/8, не имела бакштагов (отведенные ближе к корме крепления верхних вант), была гораздо менее управляемой по сравнению с нашей последней тренировочной яхтой и требовала несколько другой манеры управления и тактики хождения полным курсом.
Притом, что на освоение лодки выпало всего пара часов при штилевой погоде, наша команда начала реально «разгоняться» и обгонять американцев, французов и немцев только на третий гоночный день, когда, как потом оказалось, гонки уже заканчивались. Поэтому тот результат, который мы могли бы показать, мы не достигли. И наоборот, команда Швейцарии, потратив не менее недели на тренировки на классе яхт, на которых проводились соревнования, заняла заслуженное третье место, обойдя тех же немцев, американцев, французов и датчан.


Судейство:

Честно говоря, при хорошей организации всего мероприятия, о судействе соревнований нельзя сказать, что оно соответствовало уровню соревнований (Может быть мы избалованы уровнем судейства на Всесоюзных соревнованиях?). Были и путаницы результатов, и всякие нарушения и отказы от принятия протестов по причине «слишком большого числа протестов» и т.п. Однако с другой стороны, оглядываясь через несколько лет назад, понимаешь, что в первую очередь это был спортивный праздник с элементами соревнования, и объективное судейство здесь не было главной задачей.


Финал:

Основная интрига соревнований разыгрывалась в борьбе между прошлогодними победителями - английской командой и финским экипажем. Все болели за доброжелательных и веселых финнов и не хотели победы буйных англичан. Возможно, эта аура тоже внесла вклад в победу финнов. Третье место, как я уже писал, заслуженно заняла швейцарская команда.
Награждение и прощание сопровождалось банкетом, общим фотографированием на пляже и, естественно, обменом одеждой (мы заблаговременно запаслись дополнительными комплектами одежды с символикой Университета).


Подводя итоги…

  1. Какие были основные трудности:
    1. Время: при том, что вся поездка заняла менее 2-х недель, подготовка к ней потребовала 2 года во многом самоотверженной работы всех участников;
    2. Люди: не многие согласятся потратить 2 года упорного труда, занимающего все свободное и часть несвободного времени. Тем более это сложно сделать в среде студентов, у которых на первом плане учеба, и еще зарабатывать на жизнь как-то надо.
    3. Деньги: самое простое и самое сложное в тех условиях: многие могли обещать на словах, но реально довести до дела - единицы.
    4. Настрой экипажа на результат: наверное, самый сложный момент для всех студенческих команд. Часто замечаешь, что многие студенты, пришедшие в парусный спорт только в институте, больше воспринимают это как тусовку, чем как спорт. Соответственно, и расстановка приоритетов получается сбитой. Честно говоря, это явилось самым сложным психологическим моментом в подготовке команды и участии в соревнованиях.

  2. Что удалось:

    Во-первых, стало уже достаточно большим достижением то, что эта поездка состоялась. Так или иначе, этот опыт сделал определенный вклад в популяризацию парусного спорта среди студентов Московского Университета.
    Во-вторых, импульс, созданный при подготовке к участию в кубке, наверное, стал одним из основополагающих кирпичиков в сегодняшних уверенных победах студенческих экипажей МГУ.

  3. Что хотелось бы посоветовать тем, кто пожелает повторить подобное мероприятие:
    • Наберитесь терпения и выдержки и настройтесь не только на участие, но и на победу
    • Обязательно попытайтесь провести 4-5 тренировок непосредственно на той яхте, на которой будете гоняться, и, желательно, в спарринге (можно договориться с другой командой)
    • Учите хорошо английский и французский языки
    • Обратите внимание на экипировку команды, подготовьте большие флаги, чтобы не выглядеть блекло на фоне других команд
    • Уважайте спонсоров


В заключении хотелось бы сказать…

В заключении хотелось бы выразить благодарность всем, кто принимал участие в подготовке и реализации данного мероприятия:
Руководителю и тренеру команды: Хлебушкину Алексею Сергеевичу ,
Главному нашему организатору: Ковриге Владиславу Витальевичу
Инициативной группе:

  • Панфилову Владимиру,
  • Чеснокову Сергею ,

Нашему самоотверженному спонсору: Швейцарскому отделению компании “DUPONT”
Тем, кто принимал самое активное участие в подготовке команды: Белову Николаю Владимировичу и Милицыну Александру Александровичу .

А также - непосредственно команде:

  • Рябенко Ивану ,
  • Сенашенко Дмитрию ,
  • Поликарповой (теперь Сенашенко) Марине ,
  • Щербаковой Лилие ,
  • Боровинскому Александру ,
  • Ковриге Богдану ,
  • Гасанову Тимуру
  • Кравченко Василию (себе любимому)

Некоторые материалы

  • Буклет о соревнованиях .pdf 624 Kb
  • Положение о соревнованиях .pdf 779 Kb
  • Тип яхты - Jeanneau One Design 35 (Описание по ссылке)
  • Гоночная инструкция .pdf 937 Kb
  • Документ , по которому происходила сдача-приемка лодки .pdf 208 Kb (достаточно ответственный момент, на который следует обращать особое внимание при приемке лодки, чтобы потом на вас не повесили чужие поломки)
  • Финишные протоколы
  • Газета соревнований:
    1 выпуск .pdf 3 132 Kb
    2 выпуск .pdf 1 193 Kb
    3 выпуск .pdf 1 112 Kb
  • Pоссийская и зарубежная пресса о нашей поездке .pdf 1 774 Kb

Будем рады поделиться опытом и помочь в подготовке командам, которые задумают повторить этот путь.
Удачи!

Василий Кравченко, капитан команды МГУ-1994.
Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=306