Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Полпред правительства РФ в Госдуме Андрей ЛОГИНОВ: «Я думаю, что оппозиция просто сложила руки»

Андрей Логинов. Клуб выпускников МГУ- Андрей Викторович, должность полпреда правительства в парламенте появилась во времена, когда Борис Ельцин сражался с коммунистической Думой. А в нынешней, абсолютно лояльной Думе есть ли работа у полпреда?

- Поскольку правительство является одним из важнейших субъектов законодательной деятельности, работы у полпредов в палатах Федерального собрания много. Полпред докладывает на палате и защищает позицию правительства по рассматриваемым законопроектам, координирует участие представителей министерств и федеральных органов исполнительной власти в законотворческом процессе.

Сама по себе эта координация - ее можно сравнить с работой диспетчера - достаточно напряженная и повседневная задача, в рамках которой приходится решать самые разнообразные вопросы - от корректировки повестки заседаний и организации выступлений министров на правительственном часе до согласования позиций по законопроектам и обеспечения участия сотрудников министерств и экспертов на слушаниях в комитетах Госдумы и в рабочих группах. Другую половину своей работы полпред ведет непосредственно в правительстве, принимая участие в подготовке и согласовании позиций по вопросам законодательной деятельности.

- Какого рода проблемы возникают у вас при работе с депутатами?

- Проблем субъективного характера практически не возникает. Порой кто-нибудь из парламентариев, фрондируя оппозиционностью к правительству, готов переносить ее на личные отношения с полпредом и работниками правительственного аппарата, но теперь это бывает крайне редко. Это в прошлом созыве были ситуации, когда нам приходилось буквально плечами сдерживать натиск рассвирепевших парламентариев. Объективные проблемы сохраняются. Одна из них заключается в том, что нередко правительство и федеральные органы исполнительной власти разговаривают с депутатами на разных языках. Депутаты - что бы ни хотели от них некие абстрактные чиновники - это народные избранники, выражающие интересы тех слоев населения, которые избрали их в Госдуму. И они обязаны озвучивать эти интересы, невзирая на тонкости регламентов и министерских инструкций. И это зачастую порождает конфликтные ситуации. Соответственно наша задача - аргументированно объяснить, что те или иные действия правительства, которые потом находят отражение в принимаемых законах, реально соответствуют или как минимум не ущемляют интересов слоев населения или групп, которые выдвинули депутатов в парламент.

- А сами вы всегда уверены в том, что позиция правительства не противоречит интересам государства и избирателей?

- Если бы не был уверен, то, как честный человек, должен был подать в отставку. Иногда понимаешь, что предложение встретит ожесточенную критику, но каждый раз, когда углубляешься в аргументы и расчеты, приходишь к выводу, что на сегодняшний день это решение действительно оптимально.

- Почему правительство обгоняет депутатский корпус по числу принимаемых законодательных инициатив?

- Действительно, в прошедшую сессию правительство внесло в Думу 36% принятых законов, что, однако, не намного больше депутатских инициатив. На самом деле этот показатель выше, потому что было принято большое количество президентских законопроектов, в разработке которых федеральные министерства и ведомства принимали активное участие. Да и сами депутаты нередко вносят от своего имени законодательные инициативы, детально проработанные, если не сказать подготовленные, с участием министерств и ведомств. Однако это не означает перетягивания какого-то политического одеяла. Кто профессиональнее и ответственнее, чем правительство, подготовит законопроект? Ведь оно же потом само будет выполнять принятый закон.

- Не только оппозиция, но и депутаты-«единороссы» жалуются на то, что правительство с ними не считается и «режет» их инициативы.

- Депутаты работают с правительством в плотном контакте. Многие из них входят в коллегии министерств, где вырабатывается стратегия действий. А это значит, что они на самых ранних подходах имеют возможность отслеживать рождение инициатив. И самое главное - в рамках фракции «Единая Россия» мы проработали механизм нулевого чтения. Эти схемы складывались годами, и сегодня в законотворчестве и депутаты, и правительство, и администрация президента «обречены» на тесное сотрудничество. С другой стороны, для непросчитанных, заведомо популистских, некачественных законопроектов существует система фильтров, прорваться через которую практически невозможно.

- Что это за фильтры?

- Если законопроект касается бюджетных расходов, мы требуем, чтобы автор представил финансово-экономическое обоснование. Без него мы не даем заключение на законопроект. Таким образом сразу отметается часть социально безответственных законопроектов, наподобие предложения купить всем пенсионерам за государственный счет по автомобилю. Если законопроект не затрагивает финансовых обязательств государства, правительство готовит на него официальный отзыв, содержательно оценивая предлагаемые нормы и их юридическое оформление. При этом учитывается мнение администрации президента и иных участников законотворческого процесса.

Еще один фильтр - заседание комитета Госдумы, на котором депутаты совместно с представителями министерств и экспертами рассматривают нашу аргументацию и принимают решение поддерживать или не поддерживать законопроект. Как правило, при наличии отрицательного заключения или отзыва правительства и негативной позиции администрации президента шансы на принятие законопроекта минимальны. Депутаты «Единой России», формируя на президиуме позицию фракции, решают, что, скорее, следует согласиться с мнением комитета, правительства и президентской стороны.

Последний фильтр, если говорить о первом чтении, это непосредственно пленарное заседание. Здесь мы имеем право, пригласив министра или иного компетентного специалиста, выступить и убедить депутатов отклонить законопроект. Но бывают ситуации, когда вопреки отрицательной позиции правительства депутаты «Единой России» поддерживают социально значимую инициативу. Так мы приняли закон, в соответствии с которым дети сотрудников органов внутренних дел, погибших при проведении контртеррористических операций, освобождаются от воинской службы. Не возражая, по сути, против предлагаемой льготы, мы считали необходимым решать ее в ином правовом ключе.

Следующим фильтром, соответственно, становится второе чтение, к которому правительство готовит и направляет свои поправки, либо те же официальные отзывы с подтверждением своей позиции. Таким образом, мы боремся до самого последнего момента. Даже на принятые во втором чтении законопроекты, если у нас сохраняются концептуальные возражения, мы направляем отрицательные отзывы. Если депутаты принимают закон в целом, мы организовываем работу в Совете Федерации, который может поддержать нас своим вето. Это еще один фильтр, после которого закон, как правило, дорабатывается в согласительной комиссии.

И наконец, последняя инстанция, где правительство может быть услышано, - это президент РФ, который также обладает конституционным правом вето.

- С чем, на ваш взгляд, связано снижение законотворческой активности правительства, вызывающее бурное недовольство думского руководства?

- В Думе находится на рассмотрении до сотни правительственных законопроектов. Прошлый год был скорее исключением из правил, но в 2005 году темпы законотворческой активности правительства восстановились и к осени обещают возрасти. Административная реформа существенно повлияла на саму структуру взаимодействия правительства с парламентом. Если раньше участие в законопроектной деятельности принимали все федеральные органы исполнительной власти, то сегодня этой функцией наделены только министерства и несколько федеральных агентств, надзоров и служб, которых непосредственно курируют президент и председатель правительства.

Таким образом, из всех федеральных органов исполнительной власти - у нас их свыше семидесяти - непосредственно законотворчеством занимается не более тридцати. Произошла существенная перестройка, но алгоритмы уже выстроились, и количество вносимых в Думу правительственных законопроектов возрастает с каждым месяцем.

- Как сказалось на законодательной деятельности упразднение должности статс-секретаря, который отвечал за взаимодействие с Госдумой?

- С упразднением института статс-секретарей министерства не могли выйти на нужный уровень взаимодействия с парламентариями. И Госдума не соглашалась с их упразднением. Поскольку все министерство стало отвечать за законотворческую деятельность, как правило, было трудно найти непосредственного исполнителя по тому или иному вопросу. И конкретные вопросы стали спускаться на уровень замдиректоров департаментов, начальников отделов.

С одной стороны, это правильно и рационально, соответствует духу административной реформы. С другой -депутаты по закону считаются равными по статусу федеральным министрам. Новая практика ударила по самолюбию депутатского корпуса. Труднее стало работать полпреду: все-таки статс-секретарь всегда был лицом, отвечающим за весь блок законопроектов, расписанных за отдельным министерством. В августе указом президента и соответствующим постановлением правительства должность статс-секретаря восстановлена.

- В последнее время думские «партнеры» правительства из «Единой России» все чаще резко его критикуют. Например, Слиска требовала отставки Зурабова, Грызлов не скрывает своего недовольства кудринским проектом бюджета на 2006 год, Боос обвиняет Яковлева в саботаже. Насколько серьезно правительство относится к этим демаршам и насколько серьезны сами демарши?

- Партнерство не означает, что наши отношения с депутатами идиллические и безоблачные. Они нас критикуют, и это вполне естественно, особенно в ходе бюджетных баталий. Критика часто носит взаимный характер. Нам есть что ставить в вину депутатам. Они также срывают сроки рассмотрения законопроектов, нарушают регламент, не всегда соблюдают договоренности. Взять пример с законом о Героях Советского Союза. Все цифры были выверены и многократно обоснованы на многочисленных совещаниях у вице-премьера правительства Александра Жукова. На них с участием депутатов и представителей «геройского сообщества» была установлена сумма ежемесячных выплат в 20 тысяч рублей. Это весьма приличные деньги, и при этом сохранялись определенные натуральные льготы. Тем не менее, когда закон обсуждался в палате, под давлением депутатов «Единой России» было принято решение еще на 5 тысяч повысить эти выплаты. В таких случаях у правительства есть все основания честно говорить в лицо коллегам-депутатам, что так нельзя себя вести.

- Как правительство относится к тому, что «Единая Россия» готовит собственные концепции предстоящих реформ, хотя раньше довольствовалась обсуждением правительственных предложений?

- Нас это никоим образом не смущает. Процесс подготовки подобных инициатив не может быть изолированным. Ни одна рабочая группа Госдумы без участия правительства не сможет работать полноценно. Можно в кабинете с одним-двумя помощниками написать некую концепцию. Но для того, чтобы она стала рабочей, нужен содержательный диалог. И если в рабочую группу входят представители профильных министерств, которых направляет правительство, работа идет гораздо быстрее. Потому что в министерствах, как правило, работают компетентные профессионалы. Поэтому я регулярно хожу на заседания аналитического экспертного совета «Единой России», возглавляемого Владимиром Пехтиным, и привожу туда замминистров или директоров департаментов.

Являясь ведущей политической силой, «Единая Россия» просто обязана иметь собственную научно-экспертную, исследовательскую базу, собственные методики для анализа социально-экономических процессов. И все это должно конкурировать с правительственными разработками.

- Сотрудничает ли правительство с думской оппозицией?

- Сегодня в думской оппозиции мало кто проявляет интерес к законотворчеству. Их голоса громче звучат при обсуждении проектов постановлений политического характера. Я думаю, что оппозиция просто сложила руки. Понимая, что они не могут повлиять на итоги голосования и приписать принятие закона своей фракции, оппозиционеры часто отказываются от реальной работы и все больше уходят в популизм. Раньше в рядах оппозиции было немало ярких законодателей. И сегодня мы живем по законам, в разработку которых они внесли существенный вклад. В нынешнем созыве в оппозиции можно найти серьезных профессионалов, с которыми мы ведем конструктивный диалог.

- Почему правительство в нарушение регламента не вовремя представляет заключения на законопроекты, а последние иногда даже теряет?

- Правительство - коллегиальный орган власти. И прежде, чем проект заключения получит статус официальной позиции правительства, он должен пройти большое количество согласований. Головное министерство собирает замечания из министерств, готовит сводный проект и отправляет его в правительство. Профильный департамент аппарата правительства рассматривает, редактирует, согласовывает с юристами, с полпредами в парламенте и выносит на комиссию, которую возглавляет Александр Жуков. И при отсутствии противоречий в позиции участников этого процесса заключение утверждается, подписывается Жуковым и отправляется в Думу. Ну, не успеваем иногда уложиться в месяц! Особенно если в законопроекте ставятся сложные вопросы. Это недостаток нашей работы. Но мы работаем, и неоправданных задержек становится меньше.

- Проводит ли правительство мониторинг общественного мнения перед тем, как предложить обществу непопулярную реформу?

- Такой мониторинг проводится и правительством, и администрацией президента. Это тонкая и необходимая технология. Опрашиваются не только различные общественные группы. По регламенту правительства любой законопроект по вопросам совместного ведения подлежит обязательной рассылке в органы власти субъектов Федерации для замечаний и предложений. Но главным срезом общественного мнения является Государственная дума.

Скажу честно, на 122-й федеральный закон мы шли с полным пониманием его последствий. И после митингов и демонстраций в начале года президент потребовал ускорить закон об информационной открытости органов исполнительной власти. Он рассмотрен на правительстве и будет вноситься в Госдуму. Для того чтобы учитывать общественные настроения и быть готовыми к диалогу на всех уровнях, нам нужна информационная открытость.

- Может ли правительство стать партийным и иметь в Думе «собственную» фракцию?

- Правительство никогда не будет партийным при нынешней Конституции и политической системе. А кардинальных ее изменений, мне кажется, ни президент, ни общество не допустит.

Беседовала Наталья МИХЕЕНКО

ДОСЬЕ

Андрей ЛОГИНОВ родился в Нижнем Тагиле. Окончил исторический факультет МГУ. В 1994-2000 гг. возглавлял управление внутренней политики администрации президента РФ. С 2000 г. - полномочный представитель правительства РФ в Госдуме. Кандидат исторических наук. Первый вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2902