Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Инвестиционный климат каббалы. Каббалистические законы управления реальным капиталом
МИХАИЛ СИДОРОВ
Сейчас трудно найти более популярное мистическое учение, чем каббала. Кроме тех, «кому положено», ею сегодня занимаются поп-звезды и врачи, ученые и политические деятели, учителя и бизнесмены т. д. Для одних - это духовная практика, другим она заменяет психоаналитика, а кто-то с ее помощью разрабатывает маркетинговые стратегии и принципы менеджмента. Привлекательность этого учения, по словам главы Российского еврейского конгресса Владимира Слуцкера, состоит в том, что оно дает ответы на главные вопросы мироздания и при этом не только не противоречит успешному зарабатыванию денег, но и предлагает «эффективный инструментарий для достижения успеха». Предел богатства Как отмечает ребе Нилтон Бондер, консультант компании IBМ, автор книги «Каббала денег», раввины и мистики считают бедность трагедией. В Midrash (комментарии к Торе) говорится: «Если все несчастья и всю боль этого мира положить на одну чашу весов, а бедность - на другую, весы склонятся в сторону бедности». И чтобы ее победить, каждый человек должен создавать максимум богатства. А рыночные условия, по мнению раввинов, являются идеальными для обогащения. Так что экономические рекомендации, заложенные в каббале, вне сомнения, нацелены на обогащение и эффективное управление капиталом. И оттого, что в каббале под Рынком (именно с большой буквы) и богатством подразумеваются взаимодействие и накопление ресурсов не в одном, а сразу в четырех измерениях, и оттого, что для участников бизнес-процессов вводится целый ряд ограничений, характер этих рекомендаций не становится менее рациональным или менее прикладным. Например, трудно поспорить с тем, что одолжение - святая обязанность, и когда мы мешаем кому-то что-то получить, не имея от этого никакой выгоды, то обкрадываем человечество. И даже такое на первый взгляд невероятное утверждение, что существует предел богатства, при ближайшем рассмотрении оказывается вполне рациональным. Обогащение тела ограничено обогащением души: чрезмерные чувственные и телесные ощущения опустошают душу. Следовательно, предел богатства находится в той точке, где изобилие становится причиной духовного обеднения. Кстати, есть и предел бедности. Каббалисты считают, что каждому от рождения было гарантировано определенное количество средств, необходимых для жизни,- parnasah. И эти средства к существованию неподвластны силам зла: их у человека не может забрать никто - ни грабитель, ни пожар и т. п. Украсть можно вещи, но в parnasah уже учтены все потери и невзгоды. Также человек наделен от рождения некой внутренней силой - segulah (сокровище). Она проявляется в виде удачи или деловой хватки и не зависит от наших сознательных решений. Распознать segulah можно исключительно при помощи интуиции. Например, часто бывает, что в сложной ситуации бизнесмен предпринимает какие-то шаги, не до конца осознавая, зачем он это делает,- и тем не менее добивается успеха. Это и есть segulah. Циклы обогащения По каббале все в мироздании происходит циклично. Но продолжительность цикла порой настолько велика, что для живущих на земле он кажется прямой линией. Приумножение богатства связано с большим радиусом циклов возврата и четырьмя мирами, где сказывается все, чем мы живем. В материальном мире (Asiyyah) определить прибыль и затраты при минимальном радиусе цикла мы можем сами с помощью логики. В эмоциональном мире (Yetzirah) у нас есть segulah - потенциал, который обеспечивает наши нужды. Этот мир отражает время и возможности создания средств к жизни, ему ведомы все наши эмоции. Радиус цикла больше, но все-таки доступен для понимания. В духовном мире (Beriah) добродетели (zekhut) дополняют все то, что позволяет нам жить. Мы обеспечиваем себя всем необходимым - выживаем благодаря непрестанной передаче добродетелей. В мире эманаций (Atzilut) мы, например, можем сделать нечто ради того, чтобы просто сделать это, не ожидая награды. Этот мир спрятан от нас и открывается только как часть творческой энергии божества. Для восприятия последних измерений у нас нет органов чувств. Автор «Каббалы денег» предупреждает, что мы часто не замечаем, с какого «счета» снимаем деньги. И не можем осознать, что чем меньше трансформируем в материальные богатства из доли других измерений, тем лучше. Потому что только тогда мы обладаем истинной мерой средств к существованию, не расходуя запасы из других миров. А конвертируя в материальные блага духовную, эмоциональную и трансцендентальную энергию, мы в дальнейшем будем вынуждены использовать большую часть этих средств на ликвидацию скудности в других мирах. Достаточно задуматься о тех ресурсах, которые должен вложить Рынок, чтобы справиться с депрессией, саморазрушением, духовным обнищанием, однообразием и, наконец, неумением распределить наши средства в других мирах. Таким образом, возникает закономерный вопрос: как разработать для каждого из миров свод «потребительских» законов? Кража миров Один из основных путей преумножения ресурсов в разных мирах - соблюдение библейской заповеди «Не укради». Причем раввины считают воровством и такие виды краж, которые не преследуются по закону. Например, кража времени. Когда без особых оснований откладывается принятие решения или это решение не оглашается, крадется время у всех, кого это решение касается. То же самое происходит и в том случае, когда мы, желая от кого-то отвязаться, направляем его к другому человеку, зная, что и тот не сможет помочь. Также недопустимо воровство надежд (когда задерживаются зарплаты рабочим или перед продавцом демонстрируется ложный интерес к его товару и др.), сознательное утаивание информации и даже искушение. Оставляя деньги на столе на виду у нуждающегося, мы, по мнению раввинов, тоже несем ответственность за это в других мирах. Вообще, по каббале, какая-то доля воровства, зла, содержится в любой прибыли. И чтобы ее очистить и тем самым «успокоить» мироздание, необходимо делать tzedakah (благотворительность). Еврейская трактовка этого слова связана с Рынком и означает «сотворение справедливости». Также tzedakah определяется как некая мера нашей способности передать часть богатства другим мирам. Инвестируй это Сказывается на «закромах» других измерений и наше отношение к долгам. Так, считается, что погрязнуть в долгах - значит, попросту не желать их возвращать. Если же приложить усилие, «Небеса помогут вернуть долг» - для возврата обязательно найдется возможность. Заем по древним еврейским учениям - это акт справедливости (tzedakah). Через него мы можем бороться с нищетой. Но нельзя давать в долг и сразу же прощать его. Прощать можно только отдельно, вне зависимости от займа. Потому что прощение - это уже не tzedakah, а акт доброй воли - gemilut hasadim (добрые дела). И эти понятия принадлежат к разным измерениям: справедливость работает с закрытыми глазами - глазами Фемиды, добро - с открытыми глазами, полными участия. Смешивая их, мы приумножаем хаос на Рынке. При этом раввины приветствуют, когда займы трансформируются в инвестиции и кредитор превращается в партнера по бизнесу и непосредственно соприкасается с рыночными реалиями. И уж, конечно, каббалисты всячески поощряют «прямые инвестиции» в разные измерения мироздания. В материальном мире такой инвестицией являются tzedakah и ответственное налогообложение транзакций, что сулит увеличение nekhes - собственности. В эмоциональном - это добрые дела, акты милосердия, которые способствуют накоплению внутренней силы. Чтобы инвестировать в духовный мир, нужно вести себя согласно этике праведников. Взамен инвестор получает zekhut - достоинство. А в мире эманаций нет вознаграждений и обогащения. Здесь все и вся существует ради самих себя. Но все другие миры находятся под влиянием этого измерения. Инвестиция в этот мир - учение (изучение) ради самого процесса учения. У человека, не жалеющего усилий для обогащения всех миров, заключает ребе Нилтон Бондер, будет необходимый минимум, чтобы организовать маленький бизнес Там - в грядущей жизни. Этот «бизнес» позволит ему получать «средства» к существованию и - кто знает? - может быть, даже процветать. |