Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Инвестиционный климат каббалы. Каббалистические законы управления реальным капиталом

МИХАИЛ СИДОРОВ

Сейчас трудно найти более популярное мистическое учение, чем каббала. Кроме тех, «кому положено», ею сегодня занимаются поп-звезды и врачи, ученые и политические деятели, учителя и бизнесмены т. д.

Для одних - это духовная практика, другим она заменяет психоаналитика, а кто-то с ее помощью разрабатывает маркетинговые стратегии и принципы менеджмента. Привлекательность этого учения, по словам главы Российского еврейского конгресса Владимира Слуцкера, состоит в том, что оно дает ответы на главные вопросы мироздания и при этом не только не противоречит успешному зарабатыванию денег, но и предлагает «эффективный инструментарий для достижения успеха».

Предел богатства

Как отмечает ребе Нилтон Бондер, консультант компании IBМ, автор книги «Каббала денег», раввины и мистики считают бедность трагедией. В Midrash (комментарии к Торе) говорится: «Если все несчастья и всю боль этого мира положить на одну чашу весов, а бедность - на другую, весы склонятся в сторону бедности». И чтобы ее победить, каждый человек должен создавать максимум богатства. А рыночные условия, по мнению раввинов, являются идеальными для обогащения.

Так что экономические рекомендации, заложенные в каббале, вне сомнения, нацелены на обогащение и эффективное управление капиталом. И оттого, что в каббале под Рынком (именно с большой буквы) и богатством подразумеваются взаимодействие и накопление ресурсов не в одном, а сразу в четырех измерениях, и оттого, что для участников бизнес-процессов вводится целый ряд ограничений, характер этих рекомендаций не становится менее рациональным или менее прикладным.

Например, трудно поспорить с тем, что одолжение - святая обязанность, и когда мы мешаем кому-то что-то получить, не имея от этого никакой выгоды, то обкрадываем человечество. И даже такое на первый взгляд невероятное утверждение, что существует предел богатства, при ближайшем рассмотрении оказывается вполне рациональным. Обогащение тела ограничено обогащением души: чрезмерные чувственные и телесные ощущения опустошают душу. Следовательно, предел богатства находится в той точке, где изобилие становится причиной духовного обеднения.

Кстати, есть и предел бедности. Каббалисты считают, что каждому от рождения было гарантировано определенное количество средств, необходимых для жизни,- parnasah. И эти средства к существованию неподвластны силам зла: их у человека не может забрать никто - ни грабитель, ни пожар и т. п. Украсть можно вещи, но в parnasah уже учтены все потери и невзгоды.

Также человек наделен от рождения некой внутренней силой - segulah (сокровище). Она проявляется в виде удачи или деловой хватки и не зависит от наших сознательных решений. Распознать segulah можно исключительно при помощи интуиции. Например, часто бывает, что в сложной ситуации бизнесмен предпринимает какие-то шаги, не до конца осознавая, зачем он это делает,- и тем не менее добивается успеха. Это и есть segulah.

Циклы обогащения

По каббале все в мироздании происходит циклично. Но продолжительность цикла порой настолько велика, что для живущих на земле он кажется прямой линией.

Приумножение богатства связано с большим радиусом циклов возврата и четырьмя мирами, где сказывается все, чем мы живем. В материальном мире (Asiyyah) определить прибыль и затраты при минимальном радиусе цикла мы можем сами с помощью логики. В эмоциональном мире (Yetzirah) у нас есть segulah - потенциал, который обеспечивает наши нужды. Этот мир отражает время и возможности создания средств к жизни, ему ведомы все наши эмоции. Радиус цикла больше, но все-таки доступен для понимания.

В духовном мире (Beriah) добродетели (zekhut) дополняют все то, что позволяет нам жить. Мы обеспечиваем себя всем необходимым - выживаем благодаря непрестанной передаче добродетелей. В мире эманаций (Atzilut) мы, например, можем сделать нечто ради того, чтобы просто сделать это, не ожидая награды. Этот мир спрятан от нас и открывается только как часть творческой энергии божества. Для восприятия последних измерений у нас нет органов чувств.

Автор «Каббалы денег» предупреждает, что мы часто не замечаем, с какого «счета» снимаем деньги. И не можем осознать, что чем меньше трансформируем в материальные богатства из доли других измерений, тем лучше. Потому что только тогда мы обладаем истинной мерой средств к существованию, не расходуя запасы из других миров. А конвертируя в материальные блага духовную, эмоциональную и трансцендентальную энергию, мы в дальнейшем будем вынуждены использовать большую часть этих средств на ликвидацию скудности в других мирах. Достаточно задуматься о тех ресурсах, которые должен вложить Рынок, чтобы справиться с депрессией, саморазрушением, духовным обнищанием, однообразием и, наконец, неумением распределить наши средства в других мирах.

Таким образом, возникает закономерный вопрос: как разработать для каждого из миров свод «потребительских» законов?

Кража миров

Один из основных путей преумножения ресурсов в разных мирах - соблюдение библейской заповеди «Не укради». Причем раввины считают воровством и такие виды краж, которые не преследуются по закону. Например, кража времени. Когда без особых оснований откладывается принятие решения или это решение не оглашается, крадется время у всех, кого это решение касается. То же самое происходит и в том случае, когда мы, желая от кого-то отвязаться, направляем его к другому человеку, зная, что и тот не сможет помочь.

Также недопустимо воровство надежд (когда задерживаются зарплаты рабочим или перед продавцом демонстрируется ложный интерес к его товару и др.), сознательное утаивание информации и даже искушение. Оставляя деньги на столе на виду у нуждающегося, мы, по мнению раввинов, тоже несем ответственность за это в других мирах.

Вообще, по каббале, какая-то доля воровства, зла, содержится в любой прибыли. И чтобы ее очистить и тем самым «успокоить» мироздание, необходимо делать tzedakah (благотворительность). Еврейская трактовка этого слова связана с Рынком и означает «сотворение справедливости». Также tzedakah определяется как некая мера нашей способности передать часть богатства другим мирам.

Инвестируй это

Сказывается на «закромах» других измерений и наше отношение к долгам. Так, считается, что погрязнуть в долгах - значит, попросту не желать их возвращать. Если же приложить усилие, «Небеса помогут вернуть долг» - для возврата обязательно найдется возможность.

Заем по древним еврейским учениям - это акт справедливости (tzedakah). Через него мы можем бороться с нищетой. Но нельзя давать в долг и сразу же прощать его. Прощать можно только отдельно, вне зависимости от займа. Потому что прощение - это уже не tzedakah, а акт доброй воли - gemilut hasadim (добрые дела). И эти понятия принадлежат к разным измерениям: справедливость работает с закрытыми глазами - глазами Фемиды, добро - с открытыми глазами, полными участия. Смешивая их, мы приумножаем хаос на Рынке.

При этом раввины приветствуют, когда займы трансформируются в инвестиции и кредитор превращается в партнера по бизнесу и непосредственно соприкасается с рыночными реалиями.

И уж, конечно, каббалисты всячески поощряют «прямые инвестиции» в разные измерения мироздания. В материальном мире такой инвестицией являются tzedakah и ответственное налогообложение транзакций, что сулит увеличение nekhes - собственности. В эмоциональном - это добрые дела, акты милосердия, которые способствуют накоплению внутренней силы. Чтобы инвестировать в духовный мир, нужно вести себя согласно этике праведников. Взамен инвестор получает zekhut - достоинство. А в мире эманаций нет вознаграждений и обогащения. Здесь все и вся существует ради самих себя. Но все другие миры находятся под влиянием этого измерения. Инвестиция в этот мир - учение (изучение) ради самого процесса учения.

У человека, не жалеющего усилий для обогащения всех миров, заключает ребе Нилтон Бондер, будет необходимый минимум, чтобы организовать маленький бизнес Там - в грядущей жизни. Этот «бизнес» позволит ему получать «средства» к существованию и - кто знает? - может быть, даже процветать.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2895