Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рынок рекрутмента в Москве: цифры и тенденции
Таланты современных менеджеров и специалистов - ключевой фактор, определяющий успех любой компании. Интеллектуальный капитал - это значимое конкурентное преимущество, поскольку его нельзя скопировать или создать с нуля. Приобрести же его можно только путем покупки талантливого специалиста и его включения в команду. В решении этого вопроса на помощь приходят профессиональные рекрутеры, играющие значительную роль в поиске, отборе и мотивации лучших профессионалов на рынке. Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) уже второй год подряд проводит исследование рынка рекрутмента (их провайдером выступает «Агентство Контакт»). И первым этапом всероссийского исследования стал отчет о состоянии рынка рекрутинговых услуг в Москве, с которым мы и предлагаем вам ознакомиться сегодня. В качестве метода исследования было выбрано полуформализованное интервью кадровых агентств и компаний-клиентов по отраслевым рынкам. Выборка была сплошной, база кадровых агентств формировалась на основе всех доступных источников информации. Все агентства были разбиты на группы на основании таких параметров, как виды и объемы услуг и известность на рынке. Данные, полученные от части агентств в каждой группе, экстраполировались на всю группу. Количество кадровых агентств в Москве и их распределение по группам Полученные в ходе двухгодичных исследований данные опровергают существовавшее ранее мнение о том, что вместе с ростом рынка значительно увеличивается количество действующих на нем игроков. На самом деле, увеличение объемов сопровождается усилением конкуренции, повышением требований к качеству услуг агентств и эффективности их работы. Так, если рост рекрутмента за год составил 18,6%, то количество агентств выросло лишь на 3,8%. Сегодня выделились группы компаний, сформировались явные лидеры, отрыв которых от остальных агентств постоянно растет. Одновременно с этим происходит уход слабых компаний, их вытеснение с рынка. Всего в 2005 году на столичном рынке зафиксировано около 250 кадровых агентств (в 2004 г. - около 240). При этом за год произошли следующие изменения: 18 агентств прекратили свое существование и 27 новых компаний вышли на рынок. При проведении исследования все агентства были разбиты на 6 групп на основе таких параметров, как виды и объемы услуг, известность. Таким образом, по группам кадровые агентства распределились следующим образом:
Диаграмма 1. Распределение кадровых агентств Москвы по разным группам (в % от общего числа) Объем рынка рекрутмента в Москве Объем рынка рекрутмента в Москве в 2005 году составляет $102,5 млн, что на 18,6% выше прошлогоднего показателя - $86,4 млн. Если рассматривать распределение объемов рынка по разным группам агентств, то получается следующая картина: Диаграмма 2. Распределение объемов рынка рекрутмента в Москве по разным группам агентств ($ млн) Наибольший рост объемов, превышающий рост рынка рекрутмента, демонстрируют компании, оказывающие услуги executive search/headhunting и агентства, входящие в Топ-20. Их доходы увеличились на 28,6% и 27,9% соответственно. Агентства, входящие в Топ-50, но не вошедшие в первую группу лидеров, показали рост, близкий к темпу роста рынка рекрутмента. Он составил 18,4%. У оставшихся агентств темпы роста ниже, чем у рынка в целом (их объемы увеличились на 8-11%). Таким образом, можно констатировать усиление тенденции к концентрации объемов в сегменте ведущих агентств и увеличение доли дорогих заказов.
В ходе исследования были получены данные, характеризующие средний годовой оборот одного агентства. В Москве эта цифра достигает $412 тыс., что на 14,4% выше прошлогодних показателей (в 2004 году - $360 тыс.). Но в целом, разброс по оборотам очень велик - от $42 тыс. до $5 млн в год. Если рассматривать годовой доход одной компании из разных групп, то средние показатели в 2005 году будут следующими:
Диаграмма 5. Средний доход одной компании по разным группам агентств в 2004-2005гг. ($ млн) Производительность труда сотрудников кадровых агентств Численность сотрудников рекрутинговых компаний выросла больше, чем сам рынок - на 25%, что в целом, привело к падению производительности труда. В 2005 году производительность одного сотрудника в год составила $22,8 тыс. (в 2004 г. - $24 тыс., падение на 5%). При этом нельзя не отметить значительную разницу между производительностью в первой и шестой группах - порядка $80 тыс. в год - и остальным рынком, где средняя производительность составляет в среднем $10 тыс. По разным группам кадровых агентств производительность труда сотрудников выглядит следующим образом:
Диаграмма 6. Производительность сотрудников кадровых агентств по разным группам ($ тыс.) Численность сотрудников, работающих в рекрутинговых компаниях В среднем в одном столичном агентстве работает 18 человек. Год назад данный показатель был равен 15, что говорит о том, что компании увеличили свой кадровый потенциал и продолжают развиваться. Если посмотреть распределение кадровых агентств столицы по численности работающего в них персонала, то можно отметить, что в Москве, как и в прошлом году, больше всего агентств, в штате которых от 11 до 20 сотрудников (30% от общего числа). Однако сократился их отрыв от группы агентств, в которых работают от 5 до 10 человек. Доля этих агентств сегодня составляет 29%. Значительно выросло количество рекрутинговых компаний, в штате которых более 20 сотрудников. Их сегодня практически четверть. Увеличение доли небольших агентств (менее 5 человек) связано как с созданием новых компаний, так и с сокращением численности персонала в работающих на рынке агентствах, которые не могут обеспечить стабильности заказов и необходимый уровень дохода. Таким образом, в сфере рекрутмента в столице сегодня работает 4500 человек, что на 900 человек (или на 25%) больше, чем в 2004 году (3600 человек). Средняя продолжительность работы кадровых агентств на рынке Кадровая индустрия в России существует более 15 лет, поэтому в исследовании было уделено внимание распределению агентств по сроку их существования. В Москве по-прежнему больше всего агентств, работающих на рынке менее 5 лет. Их зафиксировано более половины от числа всех игроков. При этом виден рост числа компаний, работающих на рынке более 10 лет (их доля выросла с 18% до 21%). А вот численность агентств, работающих от 5 до 10 лет, сократилась. Причинами этого являются как переход части агентств в разряд «старожилов», так и уход компаний с рынка. В среднем по рынку Москвы срок работы кадрового агентства в 2005 году составил 7 лет, что на год выше показателей предыдущего 2004 года, когда средний срок был 6 лет. Распределение объемов рынка рекрутмента по отраслям В 2005 году рынок рекрутмента распределился по отраслям следующим образом: Диаграмма 9. Распределение объема рынка рекрутмента по отраслям ($ млн) Привлекательность разных отраслей для рекрутеров и уровень конкуренции на них описывают следующие данные, характеризующие частоту специализации на определенных сегментах рынка кадровых агентств Москвы. Распределение специализации кадровых агентств по отраслям
В качестве заметной тенденции авторы исследования называют усиление проникновения рекрутмента на рынок (то есть увеличение доли компаний-клиентов, использующих услуги рекрутеров). Сегодня в некоторых отраслях значение данного показателя достигает 73%, при этом среднее его значение превысило 50%, и его рост по ряду отраслей за последний год составил более 20%. С другой стороны, с точки зрения мировых стандартов, столичный рынок рекрутмента должен быть на порядок больше - его объемы должны достигать $1 млрд 200 млн (такая цифра получается при сопоставлении показателей ВВП с объемами рынка рекрутмента в странах Европы и США). Как отмечают авторы исследования, такая «недооцененность» происходит в связи с тем, что компании-клиенты растут гораздо быстрее и динамичнее, чем рекрутинговые агентства. Даже крупнейшие компании, работающие на московском рынке рекрутмента, сегодня не в состоянии полностью обеспечить потребности огромных холдингов в персонале. В результате компании-клиенты разворачивают свои собственные службы, и львиная доля рынка - 90% - уходит самим потребителям услуг рекрутинговых агентств. При этом вполне естественно, что кадровым компаниям достаются самые сложные заказы. |