Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Рынок рекрутмента в Москве: цифры и тенденции

Таланты современных менеджеров и специалистов - ключевой фактор, определяющий успех любой компании. Интеллектуальный капитал - это значимое конкурентное преимущество, поскольку его нельзя скопировать или создать с нуля. Приобрести же его можно только путем покупки талантливого специалиста и его включения в команду. В решении этого вопроса на помощь приходят профессиональные рекрутеры, играющие значительную роль в поиске, отборе и мотивации лучших профессионалов на рынке.

Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) уже второй год подряд проводит исследование рынка рекрутмента (их провайдером выступает «Агентство Контакт»). И первым этапом всероссийского исследования стал отчет о состоянии рынка рекрутинговых услуг в Москве, с которым мы и предлагаем вам ознакомиться сегодня.

В качестве метода исследования было выбрано полуформализованное интервью кадровых агентств и компаний-клиентов по отраслевым рынкам. Выборка была сплошной, база кадровых агентств формировалась на основе всех доступных источников информации. Все агентства были разбиты на группы на основании таких параметров, как виды и объемы услуг и известность на рынке. Данные, полученные от части агентств в каждой группе, экстраполировались на всю группу.

Количество кадровых агентств в Москве и их распределение по группам

Полученные в ходе двухгодичных исследований данные опровергают существовавшее ранее мнение о том, что вместе с ростом рынка значительно увеличивается количество действующих на нем игроков. На самом деле, увеличение объемов сопровождается усилением конкуренции, повышением требований к качеству услуг агентств и эффективности их работы. Так, если рост рекрутмента за год составил 18,6%, то количество агентств выросло лишь на 3,8%. Сегодня выделились группы компаний, сформировались явные лидеры, отрыв которых от остальных агентств постоянно растет. Одновременно с этим происходит уход слабых компаний, их вытеснение с рынка.

Всего в 2005 году на столичном рынке зафиксировано около 250 кадровых агентств (в 2004 г. - около 240). При этом за год произошли следующие изменения: 18 агентств прекратили свое существование и 27 новых компаний вышли на рынок.

При проведении исследования все агентства были разбиты на 6 групп на основе таких параметров, как виды и объемы услуг, известность. Таким образом, по группам кадровые агентства распределились следующим образом:

  • 1 группа - ведущие кадровые агентства - лидеры рынка рекрутмента по объемам и по известности (20 компаний);
  • 2 группа - агентства, входящие по итогам различных рейтингов в Топ-50, но не входящие в группу 1 (30 компаний);
  • 3 группа - агентства, имеющие достаточный уровень известности и регулярно упоминающиеся в отраслевых исследованиях рынка рекрутмента, то есть часто упоминаемые компаниями-клиентами из той или иной отрасли (79 компаний);
  • 4 группа - агентства, специализирующиеся на рекрутменте, но не имеющие высокого уровня известности (81 компания);
  • 5 группа - агентства, у которых услуга по рекрутменту не является основной и оказывается на нерегулярной основе (29 компаний);
  • 6 группа - компании, специализирующиеся на executive search и headhunting (10 компаний).

Диаграмма 1. Распределение кадровых агентств Москвы по разным группам (в % от общего числа)

Объем рынка рекрутмента в Москве

Объем рынка рекрутмента в Москве в 2005 году составляет $102,5 млн, что на 18,6% выше прошлогоднего показателя - $86,4 млн. Если рассматривать распределение объемов рынка по разным группам агентств, то получается следующая картина:

Диаграмма 2. Распределение объемов рынка рекрутмента в Москве по разным группам агентств ($ млн)

Наибольший рост объемов, превышающий рост рынка рекрутмента, демонстрируют компании, оказывающие услуги executive search/headhunting и агентства, входящие в Топ-20. Их доходы увеличились на 28,6% и 27,9% соответственно. Агентства, входящие в Топ-50, но не вошедшие в первую группу лидеров, показали рост, близкий к темпу роста рынка рекрутмента. Он составил 18,4%. У оставшихся агентств темпы роста ниже, чем у рынка в целом (их объемы увеличились на 8-11%). Таким образом, можно констатировать усиление тенденции к концентрации объемов в сегменте ведущих агентств и увеличение доли дорогих заказов.

Диаграмма 3. Динамика изменения объема рынка рекрутмента по разным группам агентств ($ млн) в 2004-2005гг.

Диаграмма 4. Распределение объема рынка рекрутмента в 2004-2005гг. по разным группам агентств (в % от общего объема рынка)

 

В ходе исследования были получены данные, характеризующие средний годовой оборот одного агентства. В Москве эта цифра достигает $412 тыс., что на 14,4% выше прошлогодних показателей (в 2004 году - $360 тыс.). Но в целом, разброс по оборотам очень велик - от $42 тыс. до $5 млн в год.

Если рассматривать годовой доход одной компании из разных групп, то средние показатели в 2005 году будут следующими:

  • Группа 1 - около $1,4 млн;
  • Группа 2 - около $500 тыс.;
  • Группа 3 - около $300 тыс.;
  • Группа 4 - около $185 тыс.;
  • Группа 5 - около 138 тыс.;
  • Группа 6 - $1,5 млн.

Диаграмма 5. Средний доход одной компании по разным группам агентств в 2004-2005гг. ($ млн)

Производительность труда сотрудников кадровых агентств

Численность сотрудников рекрутинговых компаний выросла больше, чем сам рынок - на 25%, что в целом, привело к падению производительности труда. В 2005 году производительность одного сотрудника в год составила $22,8 тыс. (в 2004 г. - $24 тыс., падение на 5%). При этом нельзя не отметить значительную разницу между производительностью в первой и шестой группах - порядка $80 тыс. в год - и остальным рынком, где средняя производительность составляет в среднем $10 тыс.

По разным группам кадровых агентств производительность труда сотрудников выглядит следующим образом:

    • 1 группа - $78 тыс. на 1 сотрудника в год;
    • 2 группа - $29 тыс.;
    • 3 группа - $18 тыс.;
    • 4 группа - $11 тыс.;
    • 5 группа - $8 тыс.;
    • 6 группа - $82 тыс.

Диаграмма 6. Производительность сотрудников кадровых агентств по разным группам ($ тыс.)

Численность сотрудников, работающих в рекрутинговых компаниях

В среднем в одном столичном агентстве работает 18 человек. Год назад данный показатель был равен 15, что говорит о том, что компании увеличили свой кадровый потенциал и продолжают развиваться.

Если посмотреть распределение кадровых агентств столицы по численности работающего в них персонала, то можно отметить, что в Москве, как и в прошлом году, больше всего агентств, в штате которых от 11 до 20 сотрудников (30% от общего числа). Однако сократился их отрыв от группы агентств, в которых работают от 5 до 10 человек. Доля этих агентств сегодня составляет 29%. Значительно выросло количество рекрутинговых компаний, в штате которых более 20 сотрудников. Их сегодня практически четверть. Увеличение доли небольших агентств (менее 5 человек) связано как с созданием новых компаний, так и с сокращением численности персонала в работающих на рынке агентствах, которые не могут обеспечить стабильности заказов и необходимый уровень дохода.

Диаграмма 7. Распределение кадровых агентств по численности сотрудников в 2004-2005гг. (в % от общего числа)

Таким образом, в сфере рекрутмента в столице сегодня работает 4500 человек, что на 900 человек (или на 25%) больше, чем в 2004 году (3600 человек).

Средняя продолжительность работы кадровых агентств на рынке

Кадровая индустрия в России существует более 15 лет, поэтому в исследовании было уделено внимание распределению агентств по сроку их существования. В Москве по-прежнему больше всего агентств, работающих на рынке менее 5 лет. Их зафиксировано более половины от числа всех игроков. При этом виден рост числа компаний, работающих на рынке более 10 лет (их доля выросла с 18% до 21%). А вот численность агентств, работающих от 5 до 10 лет, сократилась. Причинами этого являются как переход части агентств в разряд «старожилов», так и уход компаний с рынка.

Диаграмма 8. Распределение агентств по длительности работы на рынке в 2004-2005гг. (в % от общего числа)

В среднем по рынку Москвы срок работы кадрового агентства в 2005 году составил 7 лет, что на год выше показателей предыдущего 2004 года, когда средний срок был 6 лет.

Распределение объемов рынка рекрутмента по отраслям

В 2005 году рынок рекрутмента распределился по отраслям следующим образом:

Диаграмма 9. Распределение объема рынка рекрутмента по отраслям ($ млн)

Привлекательность разных отраслей для рекрутеров и уровень конкуренции на них описывают следующие данные, характеризующие частоту специализации на определенных сегментах рынка кадровых агентств Москвы.

Распределение специализации кадровых агентств по отраслям

Отрасль  % агентств, работающих в отрасли 
Розничные сети 67,8
Финансовые услуги 62,5
IT и телекоммуникации 57,1
Инженерные системы и оборудование 57,1
Рекламная и медиа индустрия 50
Пищевая промышленность 48,2
Строительство и недвижимость 46,4
Нефтегаз и металлургия 41,1
Промышленное производство (кроме перечисленного выше) 41,1
Консалтинг 35,7
ТНП 33,9
Фармацевтическая отрасль 28,6
Строительные и отделочные материалы 28,6
Производство и продажа автомобилей 23,2
Прочие 46,2

В качестве заметной тенденции авторы исследования называют усиление проникновения рекрутмента на рынок (то есть увеличение доли компаний-клиентов, использующих услуги рекрутеров). Сегодня в некоторых отраслях значение данного показателя достигает 73%, при этом среднее его значение превысило 50%, и его рост по ряду отраслей за последний год составил более 20%. С другой стороны, с точки зрения мировых стандартов, столичный рынок рекрутмента должен быть на порядок больше - его объемы должны достигать $1 млрд 200 млн (такая цифра получается при сопоставлении показателей ВВП с объемами рынка рекрутмента в странах Европы и США). Как отмечают авторы исследования, такая «недооцененность» происходит в связи с тем, что компании-клиенты растут гораздо быстрее и динамичнее, чем рекрутинговые агентства. Даже крупнейшие компании, работающие на московском рынке рекрутмента, сегодня не в состоянии полностью обеспечить потребности огромных холдингов в персонале. В результате компании-клиенты разворачивают свои собственные службы, и львиная доля рынка - 90% - уходит самим потребителям услуг рекрутинговых агентств. При этом вполне естественно, что кадровым компаниям достаются самые сложные заказы.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2872