Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Мягкая форма геноцида
Александр Храмчихин
Как единственная цель высшего образования в России Открывая накануне Первого сентября полемику о высшем образовании, мы хотим напомнить и об образовании среднем, начальном. Высшее образование на то и высшее, что оно не общедоступно; значительно важнее - и об этом будут писать наши авторы, - чтоб оно было высококачественным и драгоценным. А из этого следует, что оно может быть куда более редким, элитарным и даже полностью платным. Но ни из чего не следует, что сэкономленные деньги должны уйти в трубу; нам представляется, что государству необходимо потратиться на повышение начального, среднего и средне-специального образования, прежде всего, на общую грамотность, уровень которой в последние годы, мягко говоря, снизился. Ведь очевидно, что без элементарной грамотности и без элементарной нравственности, закладываемых в детстве, не бывает гражданского самосознания, как не бывает профессионалов, востребованных рынком, без крепких специальных навыков. Все это - направления, никак не менее важные, чем высшая школа. - GlobalRus. В высшем образовании сегодняшней РФ нужно все поменять вчистую. В настоящее время российские вузы выполняют 3 основные функции (исключения, безусловно, есть, но они несущественны и непринципиальны). 1. Лицам мужского пола они дают возможность откосить от армии. 2. Лицам женского пола они дают возможность предъявить будущему мужу корочку диплома, которая должна свидетельствовать о том, что его избранница не является полной идиоткой. Очень значительная часть российских вузов существует исключительно для выполнения этих двух функций, реальное обучение в них практически даже не подразумевается, как и работа выпускников по специальности. Это прекрасно понимают и преподы, и студенты. 3. Лицам обоего пола, имеющим действительно высокий уровень интеллекта, они дают возможность в скором будущем свалить за рубеж. К этому их готовят несколько элитарных вузов. Есть подозрения, что к интересам страны все эти функции не имеют ни малейшего отношения. Вузы, существующие ради выполнения первых двух функций, можно смело закрывать. Существование урюпинских и пошехонских «университетов» (извините, жители Урюпинска и Пошехонья, я совершенно не хотел вас обидеть, вы гораздо лучше москвичей), созданных на базе пединститутов, является откровенным фарсом. Никакого вреда кроме пользы их закрытие не принесёт. Для этого нужно сделать две вещи. Первая - создать новую армию, куда призывать всех. Вторая - выбить из мозгов населения мнение о том, что высшее образование, т.е. корочка диплома, является самоценной вещью (ведь все не раз в своей жизни встречали очень умных людей, не имеющих диплома, и полных кретинов не только с дипломами, но даже со степенями). Какая из этих задач сложнее - трудно сказать. В принципе, обе почти невыполнимы, но это отдельная история. Высшее образование должно быть элитным по определению. В России, видимо, должно остаться штук 10 Университетов (настоящих, а не пошехонских) и 10-20 нормальных специализированных институтов разного направления. Учитывая размеры и конфигурацию страны, часть этих вузов в обязательном порядке должна находиться на Востоке (в т.ч. восточнее Новосибирска и Томска). Вузы должны давать образование очень высокого уровня. При этом необходимо калёным железом выжечь любые попытки подстроить высшее образование под западные стандарты. Сегодняшние «болонские процессы» делаются, видимо, с единственной целью - облегчить наиболее умным молодым гражданам возможность отъезда из России. То есть, мы имеем дело с государственным преступлением, фактически - с мягкой формой геноцида (лучшая часть общества физически не уничтожается, но теряется для России, как правило, безвозвратно), который ведётся под замечательным лозунгом: «Сделаем наших выпускников конкурентоспособными на мировом рынке труда!». Российские вузы должны обучать интеллектуальную элиту для России, а не для Запада и Востока. Высшее образование не может быть бесплатным, тем более, если оно является элитарным. Конкретные формы платности нуждаются в разработке. Вполне очевидно, что должна быть создана система долгосрочных кредитов на высшее образование. Может быть, банки должны лишаться лицензии, если отказывают будущим студентам в кредите. Правда, такая система потребует госгарантий уже для банков. Кстати, у нас ведь есть стабфонд, про который сегодня невозможно говорить без употребления ненормативной лексики. Оплата государством обучения студента (т.е. погашение кредита из госбюджета) возможно, видимо, в двух случаях. Первый - за безупречную 2-3 летнюю службу в ВС по контракту после 1-годичной службы по призыву. Это важнейшее условие для того, чтобы в армию на должности младших командиров и технических специалистов шла интеллектуальная элита, а не отбросы общества. Если человек отдал свой долг государству, пусть государство за это погасит его долг вузу. Второй - за выдающиеся знания (способ их объективного выявления - отдельный вопрос, решаемый совместно с вузовским руководством). Третьего не дано. Очевидно, вузы должны быть освобождены от всех налогов. Можно ввести условие, что при этом плата за обучение для граждан РФ (но не для иностранцев, к коим относятся и граждане стран СНГ) не должна превышать некоего законодательно установленного уровня. Если плата превышена - вуз начинает платить все положенные налоги, как какой-нибудь ВАЗ. Впрочем, при отсутствии национального проекта и вытекающей из него стратегии развития России всякие реформы абсолютно бесполезны. Если реформа ведётся без цели, либо целью является сама реформа, то не стоит зря стараться. Высшее образование было одной из очень немногих вещей, которые в СССР были на весьма высоком уровне. Поэтому закончу тем, с чего начал: в высшем образовании сегодняшней РФ нужно все поменять вчистую. Но лучше вообще ничего не менять, если нет чёткого понимания, зачем это делается. |